Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные теории политического лидерства

 

Теорий политического лидерства в целом и касающихся отдельных аспектов данной проблемы очень много. Мы остановимся на трех из них.

 

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Например, американский ученый Богардус считает, что лидером человек становится благодаря таким качествам, как энергия, ум, характер. Лидер лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером. Особенно бурный всплеск в развитии данной теории отмечался в США в середине ХХ века (Смит, Бэрд). Выделяются также такие качества, как юмор, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, общительность, такт, уверенность.

 

Очевидно, что политическому лидеру необходимы многие качества, в том числе и заложенные в нем природой. Но профессиональным политиком его делают не только комбинация и сочетание различных качеств и черт, но и особенности политической ситуации.

 

Ситуационная концепция. Ее авторы – американские политологи В. Даль, В. Фидлер, Т. Хинтон. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, которое вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера – результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать. Вспомним яркий пример из Отечественной войны 1812 года, когда именно подобным образом повел себя полководец М.И. Кутузов. Все великие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив.

 

Интегративная теория лидерства. В ней социальная природа лидерства объясняется взаимодействием лидера и его сторонников, а также влиянием целого ряда факторов. В число этих факторов включаются: сама личность лидера, его происхождение, способ выдвижения в лидеры; окружение лидера, его последователи и оппоненты; характер отношений между лидером и сторонниками; результаты взаимодействия лидера и его последователей в конкретных ситуациях.

 

Политическое лидерство в России: типы лидеров и специфика их влияния

 

Как мы выяснили, природа политического лидерства, его функции обусловлены рядом факторов: зрелостью культуры населения, историческими традициями, психологическими чертами национального характера и т.д. Эти факторы определяют характер связей лидера и населения. Если использовать типологию М. Вебера, в России долго доминировал традиционный тип лидерства: монарх-самодержец, власть которого передавалась по наследству. Абсолютная власть монарха признавалась правящим классом в обмен на его монополию на собственность и людей. Идея господства правителей над зависимым населением оформилась в политическую традицию и переходила из поколения в поколение, несмотря на революции и смену эпох. Поэтому сохранение в современных условиях монополии правящего класса на управление зависимым населением требует корректного использования категории «политический лидер» для характеристики первых лиц государства. Дело в том, что лидерство рассматривается как способность решающе и постоянно влиять на группу, партию, общество. Политический лидер осуществляет это влияние, используя легитимные регуляторы политической деятельности: доверие избирателей, полученное на свободных выборах; осуществление своих функций, закрепленных в конституции; следование традициям и культуре общества и т.д.

 

В советской и постсоветской России персонифицированные формы власти олицетворяют вожди. Вождизм представляет собой феномен подданической политической культуры, культуры тотальной зависимости населения от власти. Вождизм как политический феномен основан на личной преданности и близости к персоне, которая олицетворяет верховную власть. Природа отношений вождя со своими сторонниками (правящим классом) напоминает отношения князя с его дружиной. Неизбежным следствием абсолютной власти вождя и клиентальной (личной) зависимости от него правящего класса являются стремление к секрализации (от лат. sacer, sacri – священный, относящийся к религиозному культу) вождя, постоянная демонстрация личной лояльности и т.д.

 

В современных условиях, казалось бы, многие атрибуты персонифицированной власти (в России формально это президент) трансформировались из вождизма в политическое лидерство. Так, легитимность президента России приобретает рационально-легальные черты: она формируется на всеобщих выборах; результаты свободного волеизъявления признаются всем обществом; деятельность лидера опирается на конституцию; разделение властей и т.д. Однако изменились преимущественно внешние атрибуты личной власти, правила ее формирования. В действительности концентрация в руках президента такого объема законодательных, исполнительных и представительских полномочий (не считая военных), отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти, хотя и облеченную в цивилизованную форму.

 

Самодержавие, вождизм представляют собой вполне конкретное понимание власти, вытекающее из особого политического мировосприятия, типа политико-культурной ориентации и предполагающее определенный способ социального взаимодействия людей. В странах, где отсутствует зрелое гражданское общество, власть рассматривается как средство получения материальных и нематериальных благ (слава, престиж, доступ в высшие слои общества) и как способ господства над другими людьми. В этом случае власть выступает как самоценность, поскольку только она открывает индивиду широкие возможности самореализации и получения статусов.

 

Если даже с определенной долей условности для характеристики персонифицированной власти в России использовать термин «политическое лидерство», то можно отметить ряд его особенностей.

 

Во-первых, политические лидеры в России очень слабо или практически совсем не осуществляют свои функциональные обязанности, к которым относятся прежде всего выработка стратегии развития, интеграция масс вокруг общих целей и ценностей, осуществление взаимодействия власти и общества, защита общества от беззакония и самоуправства бюрократии, инициирование реформ, мобилизация масс на их осуществление и т.д. Политические лидеры заняты преимущественно тем, что реагируют на уже свершившиеся события.

 

Во-вторых, новые условия деятельности для политических лидеров посткоммунистического типа заставляют их изменяться и приспосабливаться к этим условиям. Множество факторов, которые следует учитывать в политической жизни, формируют «политических мутантов», соединяющих в себе черты различных политических стилей. С точки зрения технологии принятия политических решений лидеры посткоммунистического типа являются сторонниками номенклатурного политического стиля, в соответствии с которым решения принимаются узким кругом лиц, закрыто. В условиях переходного состояния, когда разрушаются первичные социальные связи и появляются значительные маргинальные группы, «политические мутанты» делают толпу своей социальной базой и добиваются ее безоговорочной поддержки. В этом смысле они выступают как популистские лидеры, стремящиеся выражать реальные нужды широких масс, которые активно втягиваются в политику.

 

Однако ориентация на сиюминутные интересы толпы не позволяет популистским лидерам на протяжении длительного времени поддерживать свою легитимность. К тому же собственную поддержку эти лидеры часто обеспечивают, взывая к низменным инстинктам толпы, прибегая к демагогии и обещаниям, эксплуатируя какую-то идею (например, идею отмены привилегий номенклатуры), упрощая суть проблемы и создавая образ конкретного виновника всех бед населения. Тем самым они предлагают простое и быстрое решение всех проблем.

 

В странах со зрелым гражданским обществом и устоявшимися интересами популистские лидеры не имеют поддержки, поскольку предлагают нереалистические программы, исходя из упрощенных и примитивных оценок реальности, и тем самым вызывают настороженное к себе отношение. Лишь в странах с большим удельным весом маргинальных групп, преобладанием политической наивности у широких слоев населения, вызванных долгими годами их отчуждения от власти, популистские лидеры достаточно распространены.

 

В-третьих, политико-культурная ориентация лидеров на власть как главную ценность служит проявлением их эгоцентризма. Они ориентируют власть на себя, на удовлетворение преимущественно своих личных потребностей. При отсутствии собственной социальной базы целью их политической деятельности оказываются укрепление верховной власти и концентрация политического господства.

 

Лидеры-«мутанты» являются следствием того обстоятельства, что политика в России – ни в советском, ни в современном российском обществе – никогда не была профессией. Именно поэтому в ней царят дилетантизм и элементарная политическая неграмотность, а как следствие – изобилие политических ошибок и конфликтов. Настоятельная потребность времени заключается в том, чтобы политика наконец-то стала уделом профессионалов, а не невостребованных на производстве инженеров, строителей, рабочих, колхозников и т.д. Для того чтобы политический процесс в России все больше приобретал черты рационализма, был диалогом просвещенных политиков и политически активных избирателей и тем самым стал предсказуемым и конструктивным, необходимо готовить политических лидеров новой демократической генерации в специальных учебных заведениях.

 

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Выше было показано, сколь велика в системе властных отношений роль политического лидера – главы государства, как много он может сделать для политической и экономической стабилизации страны, ее безопасности, для повышения благосостояния народа. Однако известная поговорка «один в поле – не воин», несомненно, уместна в данном случае. Без своего штаба, команды помощников, советников, экспертов и целой системы законодательных и исполнительных структур политический лидер не в состоянии осуществлять политическое руководство обществом. Для этого требуется особый институт – политическая элита. Она составляет мощнейшую основу становления и функционирования политической власти, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ и во многом другом.

 

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляется. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

 

Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

 

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и «властвующая элита» не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие «властвующая элита» включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит. Таким образом, политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

 

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую (правящую) элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

 

Итак, политическая элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития. Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с «политическим руководством», «управляющими структурами», «центрами принятия решений», «центральными звеньями политической системы».

 

Проходят годы. Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

 

В свое время в ряде западных стран (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен анализ состава политической элиты. Он показал, что наиболее активный возраст входящих в нее лиц – 50-65 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть – крупные собственники.

 

По имеющимся оценкам, в разных странах численность политической элиты не превышает 2-4 тысячи человек, то есть это весьма узкий и немногочисленный слой. Наш великий соотечественник, историк и философ Н.А. Бердяев справедливо заметил: «С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода... Одно меньшинство сменяется другим меньшинством»[20]. Это действительно так. Утверждать обратное – значит игнорировать исторический опыт и явления современной жизни. Там, где есть государство, есть и политическая элита.

 

Общество делится на властвующих и подвластных, на принимающих решения и исполняющих. Все, казалось бы, ясно, кроме одного: почему политическая элита столь необходима, что, без нее не может нормально функционировать государство? Какова природа этого социального явления? Попытаемся ответить на поставленные вопросы.

 

Неизбежность деления общества на управляющих и управляемых обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.

 

1. Выделение в процессе длительной эволюции общественного разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой, специальной подготовки, компетентности, особых знаний и способностей. Человеческое общество имеет многовековые традиции разделения умственного и физического труда, управленческой и исполнительской деятельности.

 

2. С точки зрения необходимости управления обществом неизбежно его социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых. Иерархичность социальной организации проявляется в господстве одних людей и подчинении других.

 

3. Становлению политической элиты способствует сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процессами. Принцип организации приводит к возникновению иерархии власти, появлению профессиональных политиков, ориентированных на политическую карьеру. Политическая власть всегда осуществляется как власть одной социальной группы над другой.

 

4. Формирование политической элиты стимулируется сопряженностью высокого статуса управленческой деятельности с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, почета, славы.

 

5. Вместе с тем существует отчужденность большинства граждан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нравственным и организаторским качествам и способностям к управленческой деятельности. Ведь не все способны управлять крупномасштабными организациями. У большинства простых людей отсутствует интерес и желание участвовать в политических процессах. Именно неспособность большинства граждан к управлению заставляет доверять эту функцию политическим руководителям, политикам-профессионалам.

 

Таким образом, в основе деления общества на политическую элиту и массы лежат объективные факторы политического, социального и экономического характера.

 

Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. На основе

 

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов. данного критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.

 

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

 

Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

 

Функции политической элиты

 

Социальное предназначение политической элиты отражается прежде всего в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны и, разумеется, связаны с большой ответственностью. Последнее обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функций, выполняемых политической элитой, определяются конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью.

 

Однако в реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью встречаются очень часто. Так происходит как минимум в двух случаях. Во-первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во-вторых, возможны отступления от конституции. Например, в Конституции СССР провозглашалось, что власть принадлежит Советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала. На содержание функций, выполняемых политической элитой, большое влияние оказывает политический режим. История не оставляет в этом сомнений.

 

Отмеченные обстоятельства важно учитывать при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Мы рассмотрим лишь наиболее существенные: стратегическую, коммуникативную, организаторскую и интегративную.

 

На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, определении стратегического направления общественного развития, выработке концепции назревших реформ.

 

Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты – парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента. С использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

 

Таким образом, выполнение политической элитой ее стратегической функции требует от нее высокого уровня компетентности и профессионализма. Но дело не только в этом. Оно требует также смелости и решительности, особенно тогда, когда большая часть господствующего слоя не согласна с ее стратегическим планом. История знает немало таких примеров. Классическим из них является поведение в критической ситуации администрации Ф. Рузвельта, которая решительно взяла курс на резкое усиление государственного вмешательства в экономику, что не корреспондировалось с представлением о выходе из кризиса большей части представителей господствующего класса.

 

Успешная реализация стратегической функции политической элитой определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны, она зависит также от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет о важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

 

В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные встречи с людьми, поездки по стране и т.д. Существуют разнообразные каналы поступления информации – сообщения средств массовой информации, выяснение общественного мнения, почтовая переписка и многое другое.

 

Очевидно, что выполнение данной функции требует от представителей политической элиты определенных качеств, в частности: умения общаться с большими массами людей, способность четко и интересно отвечать на задаваемые вопросы, обладать авторитетом, способности так излагать программу развития общества, чтобы она вызывала одобрение и энтузиазм людей.

 

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит (групп, претендующих на власть) наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Организаторская функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

 

Выработанный стратегический курс выражается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся: законодательные (принятие законов и других законодательных актов парламентом, президентом, правительством); мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей); регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов – материальных, людских, финансовых); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие; корректирующие и другие.

 

Из всего сказанного следует, что выполнение организаторской функции требует от политической элиты особых качеств. Очевидно, что это под силу только политикам-профессионалам высокого уровня.

 

Интегративная функция политической элиты – одна из наиболее важных. Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе. В функции интеграции выражаются искусство политиков, гибкость, дипломатичность, связь и взаимодействие со всеми слоями общества. Главная задача интегративной функции – создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию может привести, как об этом свидетельствует история, к катастрофическим последствиям. Примером могут служить практически все революции.

 

Механизм формирования политической элиты

 

Характеристика политической элиты будет неполной, если не рассмотреть вопрос о ее формировании и воспроизводстве. В основе системы отбора в политическую элиту лежат несколько факторов. Основными из них являются: широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор, критерии и порядок отбора элит. Очевидно, что конкретное содержание данных факторов меняется от страны к стране. Многое зависит от господствующего политического режима.

 

Согласно теории элит в мировой практике существует две системы их отбора: гильдий и антрепренерская. Выбор той или иной системы формирования элиты обусловлен рядом факторов, в частности ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.

 

В системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов и т.д.). В результате действия таких жестких критериев отбора для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Это достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий. Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитывается образование, стаж работы, возраст, характеристики, прежняя должность, партийность и др.). Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (тех, кто отбирает). Конкуренции между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована, иерархична и кандидаты имеют представление о «времени» своего карьерного продвижения. Следование кандидатов единым политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

 

Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система отбора, являвшаяся конкретно-историческим вариантом в системе гильдий. Она была распространена в странах с тоталитарными режимами, в частности в бывшем СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения лидирующих позиций исключительно посредством принадлежности к правящей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности. Одновременно номенклатура есть высший слой партийных функционеров.

 

В антрепренерскую систему отбора заложены иные принципы. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческое начало, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидату было 35 лет и он проживал в стране не менее 14 лет. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, способных ответить на требования времени. Однако существует обратная сторона подобной системы отбора: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.

 

На практике система гильдий и антрепренерская не используются в чистом виде, а сочетают достоинства друг друга.

 

Властвующая элита: понятие и структура

 

Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существенно шире, чем понятие «политическая элита». Основным признаком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, господствующих позиций в обществе, в политических структурах, экономике, военном комплексе, культуре, средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая участия непосредственным образом в политическом управлении, но обладающая наивысшими показателями и достижениями в своей профессиональной сфере (экономической, научной, технической, культурной и т.д.). Благодаря этому она занимает ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.

 

Итак, кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиты.

 

Экономическая элита – социальный слой, состоящий из представителей крупного капитала, крупных собственников. Сюда входят члены советов директоров крупных промышленных корпораций, банков, торговых фирм. Это та часть властвующей элиты, которая осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения. Решения, принимаемые экономической элитой, очень часто оказывают на жизнь людей не менее важное влияние, чем решения правительства.

 

Идеологическая, информационная элита включает в свой состав работников идеологического фронта – ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).

 

Военная элита – важнейший слой властвующей элиты. Военная элита играет важную роль в жизни общества, в политических процессах, часто используется как решающее средство в политике. Хотя военная элита и рассматривается как самостоятельная группа, все же часто ее относят к политической элите, учитывая ее исключительно важную роль в осуществлении политической власти в обществе. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима. Так, огромным влиянием обладает военная элита в государствах с авторитарным режимом (например, в Ираке при С. Хусейне); велико ее влияние и в других странах, например, в США. Становление военно-промышленного комплекса открыло данной группе большие возможности для экономического и политического влияния и давления.

 

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Ее роль определяется характером и степенью воздействия на такие процессы, как развитие образования, литературы, искусства, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

 

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

 

Важно отметить, что в различных сферах общественной жизни всегда имеют место различного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными видами властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты могут время от времени обостряться противоречия между политической и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и противодействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных отрядов правящего класса (экономической, научной, культурной, военной и других видов элиты). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической элиты.

 

Теории элит

 

Родиной элитических концепций считается Италия, где независимо друг от друга Гаэтано Моска (1858–1941) и Вильфредо Парето (1848–1923) положили начало разработке концепции элитарности общества. Впервые понятие «политический (правящий) класс» ввел в научный оборот Г. Моска. В. Парето определял элиту как группу «наиболее продуктивных или наиболее способных» людей. Он писал: «История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок». Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим. Г. Моска же считал организованность элит их главным преимуществом, поэтому разработанное им направление было названо организационным. Его последователем стал Роберт Михельс (1876–1936), который, развивая организационный подход Г. Моска, акцентировал внимание на том, что власть элиты зависит от степени ее организованности.

 

Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы, утверждающей, что:

 

- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей – физических, психологических, умственных, моральных;

 

- элита характеризуется особыми политическими и организационными качествами;

 

- массы признают право элиты на власть, т.е. ее легитимность;

 

- элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает;

 

Теории демократического элитизма. Для теорий элитной демократии (Р. Даль, С. Липсет) общими являются следующие положения:

 

- понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Речь идет о новом способе рекрутирования политических элит (борьба за поддержку народом на выборах) и об изменении самосознания элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан;

 

- элита рассматривается как поборница либерально-демократических ценностей – свободы, равенства, права в отличие от масс, радикально и эмоционально настроенных в борьбе за свои права на труд, социальное обеспечение и т.д.;

 

- элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

 

Ценностные теории. Для ценностных теорий (В. Ропке, Ортега-и-Гассет) характерны следующие положения:

 

- элита – это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению;

 

- положение элиты как высшего слоя оправдано, так как отвечает интересам общества в целом;

 

- элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом;

 

- формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

 

Концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит). Для концепций множественности, плюрализма элит (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) характерны следующие утверждения:

 

- элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно;

 

- в условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы;

 

- элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления;

 

- конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс;

 

- границы между элитами и массами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупных собственников, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.

 

Леволиберальные концепции элит. В противоположность плюралистическому элитизму представители данных концепций (Р. Миллс) исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Основные положения этих концепций:

 

- в реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны;

 

- властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность;

 

- между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно.

 

Политическая элита современной России

 

Правящий класс постсоветской России претерпел известную трансформацию. Эти изменения были вынужденными и явились способом адаптации «новой» номенклатуры к изменившимся условиям. Ранее групповая сплоченность правящего класса обеспечивалась прежде всего идеологически, опиралась на поддержку рабочих, связанных с индустриальной и доиндустриальной технологией. По мере технологической модернизации советского общества прежняя социальная база в лице неквалифицированных рабочих стала исчезать. Сплоченность правящего класса стала падать, внутри него появились противоборствующие группы. Они по-разному представляли себе будущее общество: одни настаивали на продолжении строительства социализма, другие стремились освободиться от обветшалых идеологических догм. Раскол внутри правящего класса стал неминуем, он привел к распаду СССР.

 

Современному российскому правящему классу необходимо было обеспечить новую легитимность не идеологическими средствами, а экономическими и создать собственную социальную базу. Следует отметить, что он смог приспособиться к новым условиям – условиям либерализации и крушения коммунистической идеологии.

 

Видя недовольство широких слоев результатами коммунистического эксперимента, новый правящий класс первым делом избавился от коммунистической идеологии, провозгласив деидеологизацию общественных отношений. Направив гнев общества на старую номенклатуру под лозунгами борьбы за социальную справедливость, новый правящий класс смог на первых порах обеспечить себе легитимность на всеобщих выборах.

 

Однако свою природу новый правящий класс не изменил. Он по-прежнему монопольно обладает властью, что предоставляет ему право монопольного распоряжения собственностью (через приватизацию он узаконил ее личное и частное владение), ресурсами, информацией, финансами.

 

Рекрутирование в новый правящий класс осуществляется на основе «системы пожалований» за преданность «патрону». Потенциальный кандидат в правящий класс обеспечивается властью, привилегиями и статусом. Внутри правящего класса сохранились клиентально-патронажные связи, основанные на личной преданности к вышестоящему руководителю. Отсутствие сдерживающих факторов (в виде идеологической доктрины) и контролирующих органов (в виде властвующей партии) повышает коррумпированность правящего класса, которая не имеет аналогов в прошлом.

 

Аморализм власти проявляется в том, что она занята удовлетворением своекорыстных интересов, предпочитает личное обогащение служению общественному благу. Новая номенклатура, воспитанная еще в традициях монопольного обладания властью, оказалась не способной эффективно осуществлять модернизацию общества. Прежде всего за достаточно продолжительное время ей не удалось добиться новой легитимности своей власти. Это обусловлено слишком узкой социальной базой правящего режима. Провозглашенные цели неуклонного роста благосостояния граждан, которые на начальном этапе обеспечивали поддержку правящему классу, на практике оказались несбыточной мечтой большинства населения, уровень жизни которого за годы реформ прогрессирующе падал.

 

Обрести новую легитимность в условиях нарастающего многообразия интересов правящий класс может лишь повышением эффективности своих политических и экономических решений, которые способствовали бы достижению стабильности в обществе и преодолению глубокого кризиса.

 

Вопросы для размышления, самопроверки и контроля

1. В чем суть политического лидерства?

 

2. Назовите функции лидеров, которые они выполняют в обществе.

 

3. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный лидер?

 

4. Как соотносится роль политического лидера и народных масс?

 

5. Почему лидерство может перерасти в культ личности? Приведите конкретные примеры культа личности в истории.

 

6. Чем политическое лидерство в России отличается от политического лидерства в других странах?

 

7. Почему в России, на ваш взгляд, среди лидеров ценились образы «героев» или «мучеников»?

 

8. В чем смысл понятия «властвующая элита»?

 

9. Неизбежна ли элитарность общества и насколько она совместима с демократическими идеалами?

 

10. Что собой представляет политическая элита в России?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции политических лидеров | Попытка реформы сословно-представительной монархии Иваном Грозным (вторая половина 16 в.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.