КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный строй Афин V-IV вв. до н.эПринципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н.э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце IV в. до н.э. Принципы, на которых основывался государственный строй Афин данного периода: народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных. По форме правления - Афины – рабовладельческая демократическая республика. Вся полнота власти принадлежала совокупности граждан в Афинах. В Афинах впервые наблюдались элементы характерного для демократии принципа разделения властей, формировалась и важная для функционирования демократии система сдержек и противовесов. Высшие органы власти: 1) Народное собрание (экклесия) – верховный законодательный орган государственной власти. Собиралось 4 раза в месяц. Принимали участие все полноправные граждане (мужчины) полиса. Кворум (не менее 6 тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собирались 2-3 тысячи человек. Кроме очередных собраний могли собираться чрезвычайные «собрания ужаса и смятения». Голосаование было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел. Созывали собрания пританы. За 5 дней объявляли программу собрания. Созывались собрания на рыночной площади – агоре. За порядком следили 30 «собирателей народа». За правомерностью участия в собрании следили 30 полицейских (токсоты). Этапы принятия закона: 1. На первом собрании нового года каждый гражданин мог сделать предложение об изменении закона или о принятии новых. 2. На втором собрании. Если собрание открытым голосованием одобряло предложение, подавший его представлял проект в Совет 500-сот. 3. После выдачи Советом 500-сот пробулевты (заключение по каждому положению в проекте), проект вместе с ней поступал на рассмотрение третьего народного собрания текущего года, где голосовался. При несогласии открывались прения. Каждый несогласный по какому-либо вопросу проекта мог выступить единолично. Но обычно прерогатива отдавалась профессиональным политикам – демагогам. 4. По одобрении проекта экклесией, он поступал в гэлиэю, где проводился особый процесс между авторами проекта и специально назначенными защитниками старого (синдиками). Принятый народным собранием законопроект, становился законом только в том случае, если он не отвергался гэлиэей. Компетенция Народного Собрания: - принятие решений о войне и мире, союзах - назначение представителей и послов - объявление мобилизации и о числе призываемых ежегодно на воинскую службу - принятие законов (главная компетенция) - финансовый контроль - утверждение должностных лиц полиса и 10 раз в году заслушивание их отчетов о проделанной работе, выражение доверия или недоверия им. 2) Совет 500-сот – булэ, соответственно члены Совета – булевты, заключения Совета - пробулевты. Постоянный правительственный орган (исполнительная власть). Избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. Срок нахождения в Совете 500-сот был ограничен 1 годом. Кандидаты в Совет 500-сот проходили особенную проверку – докимассию – выявление их образа жизни и права на занятие соответствующей должности. Совет 500-сот делился на 10 комиссий (по 50 представителей от одной филы). Компетенция: - собирали Народное собрание - осуществление дипломатических сношений с другими государствами - управление финансами - надзор за арсеналами, доками, флотом - регулирование торговли - контроль за должностными лицами (административным аппаратом) - заслушивание отчетов должностных лиц, в том числе и архонтов - привлечение к суду должностных лиц - предварительное обсуждение вопросов, поступающих на рассмотрение народного собрания (главная функция) 3) Гэлиэя – высший орган судебной власти. Гелиэя не была в прямом смысле судебным органом. Это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Судебные функции выполнял ареопаг. Гелиэя состояла из 5 000 судей – гэлиастов (по 500 от каждой филы) и 1000 (по 100 от каждой филы) запасных судей. Члены гелиэи ежегодно избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. В целях предотвращения возможных злоупотреблений властью, коллегиям не было известно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Заседания суда – гелиэи имели публичный характер. Компетенция: - суд первой инстанции по уголовным и гражданским делам (о государственных преступлениях, о злоупотреблении властью и пр.) - апелляционная инстанция (апелляция – пересмотр дела, решение или приговор по которому уже вступили в законную силу; кассация (жалоба) – еще не вступили в законную силу) - орган, сдерживающий и контролирующий полномочия других властей: без ее одобрения законопроект не становится законом; решала обвинения в противозаконии; контролировала должностных лиц через докимассии; утверждала отчеты должностных лиц. Таким образом, высшими органами власти являлись: экклесия (Народное Собрание) – законодательный орган государственной власти; булэ (Совет 500-сот) – исполнительный орган государственной власти; гэлиэя – судебный орган государственной власти. Но как и в любом государстве, существовал еще и государственный аппарат. В Афинах важную роль в управлении государством играли должностные лица. 4) Должностные лица (коллегии) – прототип министерств и ведомств. Была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица не обладали собственной властью – их полномочия определялись решениями Народного собрания и могли быть расширены, либо ограничены. Избирались на 1 год без права переизбрания. Избирались при помощи жребия народным собранием. К ним также применялась докимассия, которую проводил булэ. Требования к кандидату: - отсутствие физических недостатков - полноправное гражданство - достижение 30 лет Привилегии: - почетное место в театре - на время занимания должности освобождался от частных к нему исков и пр. Ему запрещалось: - покидать страну - делать завещания - осуществлять дарения Существовали коллегии стратегов и коллегии архонтов. Эти коллегии делили исполнительную власть с Советом 500-сот. а) Коллегии 10 стратегов – осуществляли руководство вооруженными силами афинского государства. Выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан, потому что должность не оплачивалась. Избирался 1 стратег от 1 одной филы. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве. Речь идет об автократоре – командовавшем всей армией и имевший власть в государстве (Перикл). Компетенция: - все вопросы, относимые к армии и флоту - суд по делам о воинских преступлениях - сбор военных налогов - доставка продовольствия в Афины и пр. б) Коллегия архонтов. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гэлиэя. Процедура избрания как и стратегов. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Единой коллегией действовали только в редких случаях: - об остракизме - при докимассии 1-й архонт – эпоним – осуществлял судебные функции по семейным и наследственным делам. 2-й архонт – басилевс – ведал вопросами религиозного культа, рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. 3-й архонт – полемарх – вопросы, связанные с метеками (иностранцами). Остальные 6 архонтов – фесмофеты: - подготавливали дела для слушания в суде присяжных - производили жеребьевку судей - председательствовали в коллегиях - ежегодно докладывали народному собранию о противоречиях и пробелах в законах - принимали от населения заявления о жалобах должностных лиц - ставили вопрос о смещении должностных лиц с занимаемой ими должности Другими словами в своих руках удерживали религиозную, судебную власти и прокурорский надзор. 5) Помимо коллегии архонтов и стратегов существовали другие должностные лица, осуществляющие, главным образом функции помощников архонтов и стратегов: - аподекты – заведывали казной - полеты – заключали контракты на производство работ, торгов и сбор податей - астиномы – контроль за порядком на улицах и благоустройством - эпимелеты – финансовые чиновники - ипереты – песцы, регистраторы, судебные исполнители и пр. Последние две должности поручались не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |