Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы планирования и прогнозирования





 

3.1 Научные основы методологии планирования

 

В настоящее время сформировались и используются для планирования экономического и социального развития следующие три методологии: марксист­ская, кейнсианская, монетарная (рис. 4.1).

  ВАЖНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ Рис. 3.1. Экономические теории планирования и прогнозирования

Марксистская - использование командно-административной системы управления.

Кейнсианская, монетарная - в странах с рыночной экономикой.

Методология прогнозирования и планирования социально-экономического разви­тия определяет основные принципы и методы проведения прогнозных и плановых расче­тов.

Принципы - это основополагающие правила планирования, то есть это основные требования, используемые при планировании.

Методы - это способы и приемы, используемые при разработке прогнозирования и планирования социально-экономического развития, то есть инструменты реализации ме­тодологических принципов.

Логика - упорядоченная, глубоко осмысленная последовательность действий при разработке прогнозирования и планирования. В рамках комплексного подхода при разра­ботке прогнозирования и планирования выделяются генетические и целевые подходы.

Генетический подход - связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого к настоящему и будущему.

Целевой подход - выявляется цель и возможные пути ее достижения. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.

Оба рассматриваемых подхода используются во взаимосвязи.

  3.2. Методологические принципы планирования  

Вопрос о принципах планирования относится к числу основных при формировании методологии планирования. В научных трудах, затрагивающих вопросы государственного планирования, этому вопросу всегда уделяется внимание, но рассматривается он с разной полнотой его охвата и степенью детализации.[3] Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях, может быть изложен в виде следующего перечня.

1. Научность – означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.

2. Целенаправленность – обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.

3. Социальность – при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.



4. Комплексность – означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.

5. Системность – означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности.

6. Адаптивность – возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.

7. Вариантность – означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.

8. Эффективность – понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.

9. Минимизация риска – означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.

10. Баланс интересов – это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.

11. Легитимность – это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.

12. Демократичность – означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.

13. Профессионализм – обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.

14. Принцип «первого руководителя» – означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны.

15. Принцип инновационности – означает использование в процессе планирования технологических инноваций, особенно современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования; обеспечение нормативной базы планирования, отвечающей международным стандартам; научные инновации, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований в области проблем стратегического планирования и социально-экономического развития.

Комплекс рассмотренных принципов является достаточно полным, но неоднородным по содержанию. Поэтому необходимо классифицировать эти принципы (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация принципов планирования.[4]

 

 

 

3.3. Система показателей планов

В зависимости от уровня управления экономикой различают:

- макроэкономические показатели (ВВП, темпы инфляции, продолжительность жизни и т.д.);

- отраслевые показатели (производительность труда, средняя заработная плата, текучесть кадров и т. д.);

- региональные (уровень обеспеченности собственными ресурсами, миграция ра­бочей силы, производственная база и т. д.).

Кроме того, в прогнозировании и планировании выделяют следующие виды показателей:

Натуральные показатели - устанавливаются в физических или условных едини­цах измерения (тоннах, метрах, штуках, м2, тысячах условных банок, тоннах условного топлива, чел.-час., тонно-километрах и т.д.).

Стоимостные показатели - показатели, установленные в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства, выработка, доходы и расходы.

Утверждаемые показатели - показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые нижестоящим в качестве заданий на производство продукции, добычу при­родных ресурсов, экономические показатели (производительность труда, энергоемкость, материалоемкость, норматив рентабельности, ставки налогов и отчислений, минимальная заработная плата и т. д.).

Индикативные показатели - носят информационный характер. С их помощью го­сударство информирует субъекты хозяйствования предпочтительных направлениях в эко­номике (рост производительности труда, рост заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).

Расчетные показатели - носят вспомогательный характер (средняя заработная плата, средняя производительность труда, средняя выработка и т.д.).

Государственный заказ - главный регулятор экономики. Широко используется в таких странах, как США, Японии, Франции, в Республике Беларусь. Государственный за­каз основывается на следующих принципах:

- на конкурентной основе;

- стимулирование качественного выполнения заказа в сроки, установленные дого­вором;

- взаимная ответственность сторон:

- льготное кредитование, налогообложение;

- приоритетное обеспечение дефицитными материальными ресурсами;

- и так далее.

-

- 4.Методы планирования и прогнозирования

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.