КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательное обеспечение прогнозно-плановой работы
В России, как уже упоминалось, действует Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Его принятие явилось важным шагом в упорядочении и придании целенаправленности экономической политике в стране, если учесть то обстоятельство, что до этого момента на протяжении рыночных реформ господствовала линия на полное разгосударствление экономики. Важен сам факт законодательного установления особой государственной функции — прогнозирования — как постоянно организуемого в стране процесса. В обязанности Правительства РФ вменено обеспечение разработки государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Причем предусматривается преемственность в разработках среднесрочных прогнозов относительно долгосрочных, а краткосрочных — относительно среднесрочных. Установлено, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Закон определил, что прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (согласно статье 3 Закона) должен разрабатываться раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство РФ должно организовывать разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Дальнейшая конкретизация разработок долгосрочного прогноза и концепции происходит при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет). На основе этих документов в еще более конкретной форме обеспечивается государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу (на очередной год). Эти проектировки должны органически увязываться с разработкой проекта федерального бюджета. В статье 5 Закона записано, что Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета направляет в Государственную думу следующие документы и материалы: итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Бюджетным кодексом предусматривается предоставление плана развития государственного и муниципального сектора экономики. В Законе содержатся положения, определяющие порядок влияния ежегодных посланий Президента Российской Федерации на концепции и программы социально-экономического развития страны. Имеется в виду, что первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, и Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в послании Президента. Другие годичные послания Президента страны Федеральному Собранию соответственно учитываются при разработке прогнозов и планов на очередной год. В реальной практике прошедших лет далеко не все положения Закона от 20 июля 1995 г. № 115 соблюдались. К тому же с позиций сегодняшнего дня видны многие пробелы и недостатки в содержании этого Закона. Прежде всего надо указать на отсутствие в Законе каких-либо норм относительно процессов стратегического и индикативного планирования социально-экономического развития. Слово «планирование» лишь один раз встречается в тексте Закона—в названии статьи 5. Но какого-либо продолжения данное упоминание не получает. В Законе нет никаких характеристик роли и возможных форм стратегического планирования и индикативного планирования. Довольно сомнительным является использование категории «прогноз» применительно к социально-экономическим проектировкам на очередной год, здесь более уместно было бы говорить об индикативном плане. Явно принижается привязкой к годовой размерности прогноза и федерального бюджета значение и место в социально-экономическом развитии страны федеральных целевых программ. Практически не проработанным в Законе является вопрос о взаимоотношениях прогнозно-плановых проектировок в масштабе страны с прогнозами, стратегиями и планами развития корпораций и предприятий. С учетом изменившихся условий со стороны различных слоев нашего общества неоднократно выдвигались предложения о внесении изменений в Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Был разработан и даже прошел через обе палаты Федерального Собрания законопроект «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который был задуман как замена Закону от 20 июля 1995 г. Этого по разным причинам не случилось, законопроект не дошел до окончательного утверждения. Но надо признать, что сегодня, исходя из новых условий, данная версия закона также нуждалась бы в серьезных модернизациях и добавлениях. В частности, требует законодательного оформления такая новая категория в этой области, как реализуемые с 2006 г. национальные проекты в приоритетных направлениях социально-экономического развития. Крайне необходимо привести в соответствие с современными требованиями структурные компоненты цикла прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития. Нужно более четко определить номенклатуру видов прогнозирования по охватываемому периоду — дальнесрочные, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы — с указанием обеспечиваемых ими горизонтов предвидения. Десятилетний горизонт прогнозирования, установленный действующим законом для долгосрочных прогнозов, уже не соответствует потребностям дня, он должен быть увеличен по меньшей мере в 1,5-2 раза. Кроме того, нужно ввести в практику регулярную разработку и публикации дальнесрочных (сверхдолгосрочных) прогнозов на перспективу в 30-50 и более лет, возложив эту работу на Российскую академию наук и другие научные организации. Особенно важно законодательно закрепить роль и функции этапа стратегического планирования социально-экономического развития, показав его соотношения с понятиями концепция социально-экономического развития и программа социально-экономического развития. При отсутствии нормативных актов относительно содержания стратегических планов как таковых принимавшиеся на разных этапах концепции и программы развития страны (регионов) в значительной степени несли в себе функции стратегического планирования, но толкование статуса и назначения этих документов оказывалось субъективным. В увязке с положениями о стратегическом планировании необходимо определить роль и функции в прогнозно-плановом и управленческом цикле среднесрочного индикативного плана, а также годовых планов социально-экономического развития страны. Поскольку реальное продвижение стратегических планов в жизнь обеспечивается в значительной мере механизмами целевого программирования, крайне важно четко описать требования к разного рода целевым программам в аспекте их взаимодействия с документами о стратегическом развитии страны. Должны быть даны определения, содержащие достаточно однозначные характеристики таких утвердившихся на практике категорий и форм работы, как национальный проект, национальная программа, федеральная целевая программа, региональные программы и планы. Полезно разработать специальные положения по типовым стратегическим проектировкам, где описывались бы алгоритмы их прохождения через экспертные инстанции и органы, принимающие решения. Четкость нормативов, характеризующих механизм взаимодействия основных этапов и форм цикла прогнозирования, программирования, планирования и регулирования социально-экономического развития, не означает возврата к сковывающей стандартизации деятельности хозяйствующих субъектов. Наоборот, она призвана создать уверенность в действиях предпринимательских структур, сориентированных на перспективу, послужить основой для их прогнозов и стратегических разработок. Поскольку от намерений и действий предприятий и корпораций в итоге зависят тренды социально-экономической динамики, нужно отработать и отразить в законах и иных нормативных актах механизмы заключения соглашений госорганов (агентств, служб, министерств) с корпорациями и иными хозяйственными организациями по поводу условий реализации ими ориентиров индикативных планов, а также условий участия в национальных проектах и федеральных целевых программах.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |