КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ХХ век. Западная философия
Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, мыслитель. Основатель метода психоанализа, который особое внимание уделял роли бессознательного в психике человека. Первый (верхний слой )- сознание. Этот слой включает лишь то, что мы осознаем в этот момент. Второй слой – предсознание (или подсознание). Это обширное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Третий слой - бессознательное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, воспоминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными. Оно неосознанно действует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. Прежде всего это – либидо – комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития человек приносит через всю жизнь (заложены они еще в детстве). В человеческой психике З.Фрейд выделяет 3 уровня или слоя:
- ид – «Оно» (бессознательное) Сознательное «Я» выступает как - эго – «Я» - (сознательное) посредник между «Оно» и внешним - супер эго – сверх «Я» миром. Сверх-«Я» - это запреты морально-нравственного, социо- культурного и семейно-исторического происхождения.
Экзистенционализм (от лат. existentio - существование). Зарождается в 20-е годы ХХ столетия, наибольшее распространение получает после второй мировой войны. Первая мировая война вызвала кризис в Европе. Люди перестают верить в прогресс и рациональность истории. Война нарушила все нормы жизни. История стала жестокой, непредсказуемой. Представители экзистенционализма Хайдеггер, Кьеркегор, Камю, Сартр, Ортега-и-Гассет, Ясперс. Единственная подлинная действительность – бытие человеческой личности. Исходя из своего существования человек может так или иначе определять себя. Вся его жизнь зависит от индивидуальной цели человека, от его выбора. Человек свободен, но его свобода вынужденная. Он живет рядом с другими людьми, но он одинок в своих чувствах. Человек ограничен в самовыражении, реализации своих возможностей. Человек стремится к познанию, но это возможно только через самопознание. Человек боится ядерной катастрофы, он испытывает разочарование, он стремится найти лучшую, гармоничную жизнь. Герменевтика (понимание текста, искусство его интерпретации). Текст – это любая культурная, жизненная информация. Понимание его – способ существования для познающего. Понимание осуществляется через Диалог – текст, его интерпретатор, Время. Большую роль здесь играет язык, через который передается и понимается жизненный опыт. Феноменология – учение о феноменах. По существу это методология и гносеология. Ёе цель – создать науку о науке. Это способствует многоступенчатый метод – редукция – сведение сложного к простому. Сознание направлено на предмет. Структура сознания включает в себя часть, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных прикладных факторов. Критический рационализм (Поппер, Лакатос и др.) разрабатывает проблемы научного знания. Основным методом философии считают «рациональную критику». Процесс познания рассматривается как непрерывный фальсификации, который призван отделить научное знание от ненаучного. Постмодернизм – все высшие ценности (истина, благо, добро, божественное) отрицаются. У человека нет ничего, чему бы ему стоило поклоняться, ибо высшее не существует в действительности. Это философия отрицания. Они не видят достойной созидательной задачи. Игра в слова – единственное, что остается человеку, лишенному идеалов и смысла жизни. Аналитическая философия – философия языка и понятий. Живой язык многозначен. Философские проблемы – псевдопроблемы. Они возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же научных терминов и их значений. Метод верификации – проверка истинности либо на основе опыта, либо логического доказательства. Был бы создан непротиворечивый однозначный логический язык науки, что способствовало бы синтезу наук. Проблемой усовершенствования языка и логических символов занимались Р. Карнап, О.Нейрат, М. Шлик.
Русская философия XIX-н. XX в. Русская философия – сравнительно поздно осознала себя как часть национальной культуры. В ней можно выделить религиозно-идеалистическую философию Толстого, Достоевского, Бердяева, Булгакова. Достоевского считают одним из основателей экзистенционализма. Бог у Достоевского раскрывается в глубине человека и через человека. Нравственно-эстетические взгляды Достоевского выражены в тезисе «Красота спасет мир». Владимир Соловьев создал философию «богочеловечества» «Всеединое человечество» - существо – двойник: в нем и божественное начало и природное бытие. Счастье человека невозможно без веры в Бога. Он считает совесть важнейшим первоэлементом. «Я стыжусь – значит, я существую», говорит В.Соловьев. В русской философии существовало противостояние между двумя философиями: течением западничества и течением славянофильства. Западники (Н.Г.Чернышевский, А.Герцен и др.) считали, что в русскую цивилизацию необходимо внести элементы западной цивилизации, т.к. со времен Петра I Россия уже привязана к западу. Идеологи славянофилов А.С.Хомяков, И.В. Киреевский выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации Запада, оплачиваются очень тяжелой ценой – потерей ценности человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия Божьего» в простую статическую единицу буржуазного рынка. Этому надо противопоставить общину и заветы православия.
Русская философия и медицина
Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве В.И. Вернадского (1863—1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее. В учении о ноосфере (т.е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преобразовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. nцos - разум). Данный процесс породил реальную опасность родового самоубийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной, учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т.к. наблюдается истощение биосферы. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежит в превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе употребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономерностям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции природных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развивающееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать созиданию и процветанию всех без исключения. Исследование, преобразование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности. Среди врачей-философов России XIX—первой половины XX вв. наиболее примечательны Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников (1845-1916), В.М. Бехтерев (1857-1927) и И.П. Павлов (1849-1936). Н.И. Пирогов(1810-1881), - выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не претендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное философское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова характеризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационального эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного материализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. «Я представляю себе, - писал Н.И. Пирогов, - беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю вселенную, проникающий во все ее атомы, беспрерывно группирующий и снова разлагающий их сочетания и приспосабливающий их к различным целям бытия». Это учение о мировой жизни по-новому осветило для Пирогова все темы познания, и он приходит к учению о реальности мирового мышления — вселенского разума, высшего начала, стоящего над миром, сообщающего ему жизнь и разумность. В гносеологии Пирогова все наши восприятия сопровождаются бессознательным мышлением (в самый уже момент их возникновения), и это мышление есть функция нашего «Я» в его цельности. По мнению Пирогова, само наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания. Он приходит к признанию ограниченности чистого рассудка, отделенного от моральной сферы. Наряду с познанием, выдающийся ученый отводит большое место вере, которая не стесняется знанием. Идеал, служащий основанием веры, становится выше всякого знания и, помимо его, стремится к постижению истины. И.М. Сеченов(1829-1905), - основоположник русской физиологии и объективной детерминистической психологии. С 1860 г. — профессор физиологии Медико-хирургической академии. Принцип материалистического монизма и детерминизма является методологической основой учения Сеченова, набросок которого изложен впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863). Главная идея трактата: «...Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». В связи с этим принципиальной критике подверглись попытки обособления психических явлений от организма и внешнего мира, распространенные в философии психологии. Утверждалось своеобразие нервно-психических регуляций по сравнению с чисто физиологическими. Сеченов радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе. Механистическому взгляду на поведение, идущему от Р. Декарта, и интроспеционистскому — на сознание, Сеченов противопоставляет трактовку рефлекса как акта, состоящего из чувствования и движения. Он определяет его по объективной функции жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувствования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Стремясь вскрыть психофизиологический механизм логического мышления, Сеченов утверждал, что исходные логические операции заложены в чувственной деятельности организма, требующей приспособления к связям и отношениям вещей. В сигналах мышечного чувства представляемое и действительное совпадают друг с другом, поэтому мышца дает наиболее фундаментальное и адекватное отражение действительности. И.И. Мечников (1845-1916), - биолог, антрополог, философ, - выдвинул ряд ценнейших идей, легших в основу современной геронтологии и танатологии. Усилиями Мечникова проблема изучения старения и смерти была выведена из рамок традиционного медико-гигиенического рассмотрения на широкий путь эволюционно-биологических и философ- ско-гуманистических антропологических исследований. Философский анализ трудов Мечникова позволяет выявить методологическое значение идеи «ортобиоза» (от лат. orthos — прямой, bios — жизнь) для развития валеологии (от лат. valeo - стать сильным, здоровым). Исследование проблемы несовершенства организма человека и поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия привели автора к формулировке закона «ортобиоза». Сущность закона заключается в саморегуляции жизни, предполагающей правильный образ жизни, основанный на изучении человеческой природы и установлении средств к исправлению дисгармоний. Саморегуляция должна быть направлена на достижение долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти, когда человек устает от жизни и начинает смотреть на смерть, как на полный и необходимый отдых. Изучением простейших и беспозвоночных Мечников внес неоценимый вклад в обоснование идей единства происхождения органического мира. Он стоял на позициях материализма. Им не признавалась душа и ее бессмертие. В.М.Бехтерев (1857-1927) оставил значительный след в изучении проблем невропатологии, психиатрии, психологии, морфологии и физиологии нервной системы. Его исследования имеют и философское значение. Особую ценность имеют работы, установившие роль различных отделов нервной системы в функционировании различных органов человека и высокоорганизованных животных. Бехтерев давал правильное направление в лечении психически больных, материалистически обосновывая, что психические расстройства находятся в прямой зависимости от нарушений в организме. Своими экспериментами ученый доказал материальную основу психологических реакций. В процессе научной деятельности Бехтерев разрабатывал рефлексологическое мировоззрение («эволюционный», «энергетический» монизм). В социальной жизни, по мнению ученого, мы встречаемся, в сущности, с теми же рефлексами в форме общественных движений и с тем же их развитием и течением, какие находим в деятельности отдельной личности. Основа общественной жизни — в «коллективных рефлексах», т.е. в реакциях коллективов людей на различные стимулы — воздействия среды. И.П. Павлов(1849-1936). - выдающийся ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине (1904). Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую академию (1879). Работал в академии и в лаборатории при клинике С.П. Боткина. С 1890 г. до 1925 г. — профессор Военно-медицинской академии. Одновременно (с 1891 г. и до конца жизни) заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Развил учение о рефлекторном характере психической деятельности. Разработал принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологического базиса абстрактного мышления. Результаты исследований Павлова, его учеников и последователей нашли применение при разработке кибернетических систем, моделирующих некоторые аспекты работы мозга. Попытки канонизировать все без исключения высказывания ученого, в том числе и гипотетические, такие, как деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологические механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недооценка социально-исторической природы сознания и ряд других, оказывали одно время неблагоприятное влияние на разработку некоторых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. Теория мозговой деятельности, разработанная И.П. Павловым для современной нейрофизиологии в части ее общих положений (например, концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и ряд других), полностью сохраняет свое значение методологической основы объективного подхода к коренным «вопросам» работы мозга. Вместе с тем, отдельные ее частные положения, например, представления о движении тормозного процесса по коре больших полушарий, являются устаревшими. Как и всякая естественнонаучная теория, учение И.П. Павлова не может рассматриваться во всех своих частях как абсолютная истина. Применение теории предполагает ее дальнейшее развитие.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |