Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие носителя информации

Личность – это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, в результате воспитания, обучения, воспитания, общения и взаимодействия). Это социальное понятие, в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет их, преобразует, постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые проходят внешние воздействия общества. Таким образом, личность – это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Личность – целеустремленная, самоорганизующаяся система, имеющая активную жизненную позицию (осуществление выбора, возникающего в силу внутренней необходимости, оценка последствия принятого решения и ответ за него перед обществом, в котором личность находится). В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется.

Ключевое слово: личность – Л.

1. Наиболее общим в теме личность является понятие человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в порядке усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. К биологической части жизнедеятельности человека относится понятие «индивид» - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств (биологическое понятие).

Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Развитие личности находит свое продолжение в формировании индивидуальности. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности поступков. Но следует учитывать, что в отдельных ситуациях поведение личности довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития (период перехода к рыночной экономике, МЫ-Я).

Итак, основные параметры личности: * - устойчивость, * - единство и * - активность.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает. Что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека.

В основе личности лежит ее структура (структура – это связь и взаимодействие устойчивых компонентов) личности: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивация.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир. Характер человека определяет его поведение в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания людей и их внутренние побуждения к деятельности или общению.

Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим признаком является направленность. Это система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, вкусы, склонности. Она проявляется и в различных формах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или технической), бытовой (домашний человек, светский и другие).

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется 5 потенциалами:1) познавательный, 2) ценностный, 3) творческий, 4) коммуникативный, 5) художественный.

Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение – а психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений).

Ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной сферах, то есть ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет о единстве психологического и идеологического моментов, сознания и самосознания личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении.

Творческий потенциал определяется полученными личностью самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к созидательному или разрушительному действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда, других сферах.

Коммуникативный потенциал – определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами, а тем

1) что и как она знает;

2) что и как она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

2. Социальная среда – все, что окружает человека в его социальной жизни. Это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономической формации, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных различий («городская, деревенская, артистическая» среда). Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за ним – образ мышления и поведения.

Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – становление личности – принципиальный путь формирования личности.

Социализация – это освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем на данный момент социальном порядке. Это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему ценностей те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе (соответствие норм поведения данному обществу).

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания, активной жизненной позиции. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. В процессе социализации человек обогащается общественных опытом и индивидуализируется. Он становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывая влияние на социализацию других людей.

Процессы социализации исследованы главным образом детской и социальной психологией. В качестве источников социализации индивида выступают: 1) передача культуры через семейный и другие социальные институты и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; 2) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; 3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; 4) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Выделяют следующие стадии социализации (Г.М.Андреев).

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста – основные формы существования – адаптация, приспособление, подражание).

2. Стадия индивидуализации. Появляется желание выделиться среди других, возникает критическое отношение к общественным нормам поведения. От подросткового до юношеского возраста (25 лет) наступает стадия промежуточной социализации, формируется устойчиво концептуальная социализация, устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (желание «вписаться» в общество). Она проходит благополучно, если общество принимает свойства человека. Если нет, то возможны следующие исходы: 1) сохранение своей непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; 2) изменение себя под воздействием желания «стать как все»; 3) конформизм (внешнее соглашательство), адаптация.

4. Трудовая стадия социализации – период всей зрелости человека, трудовой зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия – пожилой возраст, как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизведение социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

3. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество социальных групп (семья, учебная группа, спортивная секция). В каждой из этих групп человек выступает в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека.

Примеры социальных ролей – половые, профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако требования к выполнению ролей могут быть самыми противоречивыми, и механизмом, обеспечивающим целостность человеческого Я, является личность человека. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальная роль распадается на «ролевое ожидание» - то, чего ждут от человека, находящегося в той или иной социальной роли, и на «ролевое поведение» - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Соответствие ролевого ожидания ролевому поведению контролируется целой системой социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, а также системой социальных санкций – от порицания, осуждения, до насильственного пресечения (несоответствие роли комика в жизни).

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, его самосознание, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Очень часто возникают внутриличностные конфликты в случае несоответствия представлений роли и своего Я. Виды внутриличностных конфликтов: 1) роль выше возможностей Я – у человека возникает переутомление, появление неуверенности в себе (слабая личность); 2) роль ниже возможностей Я – она, по мнению человека, является для него недостойной, унизительной. Разрешение этого конфликта может принимать разные формы: а) объективное изменение ситуации внешнего мира (неудовлетворенность профессией – её смена); б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ситуацию внутреннего мира, отказываясь от исполнения противоречащего его Я роли; в) конфликт устраняется из сферы сознания, но переходит в эмоциональную сферу, формирую внутренне напряжение, которое нарастает со временем срывает зло; г) рационализация - делает это исключительно по собственному желанию; д) неадекватное поведение - недостаток внимания (роль одобряемого всеми) часто компенсируется вызывающим поведением; е) обращение гнева против себя, человек начинает себя считать себя неудачником (может являться причиной множества заболеваний) –­­­­ внутренняя агрессия.

На освоение той или иной социальной роли человека побуждают внешние и внутренние требования. Внешние – своеобразное психологическое давление значимых для человека людей; внутренние требования (мотивы) – 1) выполнение каких-либо желаний возможно через овладение человеком определенной роли, для него заманчивы те же права и льготы, которые доступны исполнению данной роли (желание самореализоваться – через исполнение роли в той или иной области, которая наиболее значима для личности); логическое завершение первого мотива- 2) овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность.

В ходе освоения и выполнения ролей – первое – появляются новые мотивы; - второе – происходит их соподчинение; - третье - видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений. Первый вариант в педагогическое поэме Макаренко история с деньгами и вором; второй вариант – нахождение врачей на поле сражения, когда речь идет о долге врача, как и чести солдата; третий вариант – принадлежность своему социальному кругу (например, высший слой дворянства).

Какие бывают роли: руководитель, коллега, подчиненный, партнер по переговорам.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Он обусловлен должностью человека (директор, профессор). Отражается во внешнем поведении (одежда, жаргон и другое), так и во внутренней позиции (установки, ценностные ориентации, мотивации).

Классификация статусов:

1 группа:

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он также обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее (золотая молодежь, жители Крайнего Севера). Приобретенный (достигнутый) – определяется усилиями самого человека (писатель, ученый).

2 группа:

Естественный - предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, юность или зрелость).

Профессионально-должностной статус - базисный статус личности, чаще всего являющийся основой интегрального статуса (в нем сочетаются социальное, экономическое, производственно-техническое положение – банкир, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная роль – это модель поведения человека, занимающего данный социальный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Литература:

1. Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997г. – 736с.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.: ил.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин. – М.: Издательство Центр, 1996. – 336с.

4. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности работы генераторов и усилителей СВЧ | Кодирование данных двоичным кодом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.