КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индуктивная логика как методология социальных наук
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогистической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эмпиризма и ассоциативной психологии (Ассоциативная психология — одно из основных направлений психологии 17-19 вв., связывавшая главный объяснительный принцип психической жизни с понятием ассоциации. При этом психика понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления) попытался не только выработать «законченную систему логики», которую считал «наукой самих наук», общей методологией научного знания, но и обосновать предметную область и методы других наук. Согласно Миллю, логика «бесспорна» и объективна, она «представляет собой нейтральную почву, на которой могут встретиться и подать друг другу руки последователи как Гартли, так и Рида, как Локка, так и Канта». При построении своей «Системы логики» Милль учел критику утилитаристских подходов своего отца Томасом Макалоу и, несомненно, использовал логическое наследство крупнейшего английского реформатора логики — Ф. Бэкона. Однако логика Милля существенным образом отличается от логики Бэкона. Это различие не исчерпывается несовпадением трактовок собственно логических вопросов, но лежит значительно глубже. Для материалиста Бэкона логика была методом познания закономерностей материальной действительности. Идеалист Милль строит систему психологической логики, подчиненной задаче «описательного» исследования явлений опыта. По мнению Милля, логика — это часть или ветвь психологии (которую ученый считал главнейшей из наук), изучающая технику мышления. По своим задачам логика — практическая, прикладная наука и в сущности сводится к теории умозаключения. Согласно Миллю, все знание имеет своим источником опыт: ощущения или основанные на них внутренние психологические состояния. Они представляют собой факты, достоверные сами по себе, и логике с ними нечего делать. Логика занимается вопросами об образовании выводов из этих фактов и о доказательстве правильности этих выводов. Критерием истины также служит опыт. Условием развития научного знания является обобщение данных опыта, движение от известного к неизвестному. Обобщающая деятельность ума проявляется в индукции — основном методе научного познания. «Индукция есть такой умственный процесс, при помощи которого мы заключаем, что-то, что нам известно за истинное в одном частном случае или в нескольких случаях, будет истинным и во всех случаях, сходных с первым (или первыми) в некоторых определенных отношениях». Чистая индукция, или, как ее еще называл Милль, химический метод, использует четыре основных пути, или «четыре метода опытного исследования: сходства, различия, остатков и сопутствующих изменений. Четыре основных пути чистой индукции, или «четыре метода опытного исследования», по Миллю. Метод сходства: если в нескольких случаях, когда имеет место исследуемое явление, имеется лишь одно общее обстоятельство, то это обстоятельство и является причиной (или следствием) данного явления. Например, в различных случаях кристаллизации тел общим обстоятельством является отложение твердого вещества из состояния расплавленного или раствора. Отсюда мы заключаем, что оно неизменно предшествует кристаллизации вещества. Метод различия является, по мнению Милля, «еще более могущественным орудием исследования природы. Если случаи, когда некоторые явления происходят или не происходят, имеют общими все обстоятельства, кроме одного, то именно это единственное обстоятельство и является причиной (или следствием) рассматриваемого явления. Например, в ряде случаев мы убеждаемся, что птица живет при наличии воздуха, а при погружении в углекислый газ умирает, отсюда вывод: птица не сможет дышать в углекислом газе. Метод сходства применяется, как правило, при простом наблюдении, тогда как метод различия — при эксперименте. Однако зачастую они применяются вместе, как «соединенный метод сходства и различия». Два других метода опытного исследования — метод остатков и метод сопутствующих изменений — являются инвариантами метода различия. Метод остатков заключается в следующем. Если в явлении выделить те части, причины которых известны из прежних индукций, то остаток является следствием оставшейся причины. За АБС всегда следует аЬс. Если «а» есть следствие «А», а «Ь» — следствие «В», то, согласно методу остатков, «С» оказывается причиной «с». Метод сопутствующих изменений гласит: явление, всегда изменяющееся при определенном изменении другого явления, связано с этим последним причинной связью. Так, при нагревании сосуда с водой объем воды увеличивается; вывод: повышение температуры есть причина расширения воды. В своих рассуждениях Милль ставил вопрос о том, как возможна индукция, другими словами, на чем основана достоверность индуктивных заключений. Возможность индукции и достоверность индуктивных выводов оказываются основанными в конечном счете не на объективных закономерностях природы, а на субъективных и психологических факторах. Важнейшую роль в процессе индукции играет психологический момент «ожидания». Именно «ожидание», возникающее на основе ассоциативной деятельности сознания, делает возможным сам факт умозаключения. Согласно Миллю, простейшая форма «ожидания» основана на ассоциации по смежности: ребенок обжегся о свечу, поэтому в будущем вид свечи ассоциируется у него с ожогом. Таким образом, происходит простейшее умозаключение от частного к общему. Но это еще не индукция, ибо здесь нет ни обобщения, ни доказанной достоверности. Подлинная индукция базируется на принципе постоянного единообразия природы. Этот принцип делает возможными и достоверными заключения от частного к общему Поэтому «положение, что порядок природы единообразен... есть основной закон, общая аксиома индукции». Ученый считал, что если разложить сложный комплекс явлений на его простейшие составные элементы, то можно заметить два типа единообразия: сосуществование и последовательность. Наиболее важен второй тип, ибо на нем основана возможность предвидения и практического воздействия на природу. Единообразия, которые могут быть признаны на основе опыта «совершенно достоверными и общими», называются законами. Объяснение явлений заключается в подведении их под тот или иной закон; объяснение закона — в сведении его к закону более простому, общему и достоверному. Наивысшим единообразием, обнимающим весь человеческий опыт, является закон причинной связи, этот «корень всей теории индукции». Придавая решающее значение простой индукции (и соответствующему ей химическому методу), Милль в то же время ограничивает сферу ее применения химией и отчасти историей. К более сложным явлениям, со множеством причинных зависимостей, Милль рекомендует применять «дедуктивный метод» или «дедукцию». «Дедуктивный метод», по Миллю, основан на трех видах дедукции: прямой, конкретной и обратной. Прямой дедуктивный (или геометрический) метод состоит в индуктивном исследовании причин простых явлений, из которых складывается явление сложное. Однако этот метод применим только в тех областях, где исключено влияние на изучаемое событие. Так, его можно использовать в математике, но не в политике. Конкретный дедуктивный (или физический) метод выводит общие законы сложного явления на основе умозаключения от совокупности ряда причин к предполагаемому следствию. Агрегация причин возможна, поскольку полученный эффект будет суммой эффектов, полученных от каждой взятой отдельно причины. Однако простая агрегация не годится для химии, она хороша для механики и социальной науки, поскольку люди остаются людьми, даже когда они взаимодействуют. Таким образом, этот конкретный дедуктивный метод необходим для той части социальной науки, которая связана с определением результата заданной причины, например с поиском нового закона в заданных условиях общества. Когда необходимо установить, как условия (или состояния общества) функционируют сами по себе, следует обратиться к обратно-дедуктивному (или историческому) методу Процедура здесь заключается в выведении закона на базе индукции с последующей опытной проверкой соответствия предположенного закона фактам действительности. Сам Милль придавал большое значение использованию именно этого метода для изучения общественных явлений. Для получения производных законов социального строя и социального прогресса, согласно точке зрения ученого, следует пользоваться только этим методом. С его помощью, возможно, удастся не только далеко заглянуть в будущую историю человечества, но и определить, какие искусственные средства и в какой именно степени можно применить для того, чтобы ускорить естественный прогресс и предохранить человечество от тех опасностей или неожиданностей, каким оно подвергается в силу необходимых случайностей своего развития. По мнению ученого, этот метод должен был поставить законы эволюционно-исторического развития человеческого общества в зависимость от законов прогрессивного развития психики. В рамках этого метода Милль выделял два типа исследований. «Цель одних — выяснение, каким будет следствие той или иной причины при предположении известного общего состояния социальных условий. Цель других — вопрос уже не о том, каково будет следствие данной причины для определенного состояния общества, а о том, каковы вообще те причины, которые обусловливают различные состояния общества». Именно этот тип исследований Милль, вслед за Контом, считал более высоким и важным и ему преимущественно приписывал использование «исторического метода». Милль постоянно предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е. законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении. Чтобы убедиться в его надежности, социальная наука должна привести («редуцировать») эмпирический закон к законам более высокой степени общности, которые могут быть обоснованны «в стороне», независимо от его фактологической базы и из которых можно дедуцировать какое-то проверяемое причинное обобщение-объяснение. Выполнению основной задачи социальной науки способствует такая научная процедура, как редукция. Суть ее сводится к установлению степени совпадения двух порядков обобщений — «априорной дедукции» общих принципов социальной науки и фактологической «исторической очевидности». Несовпадение, невозможность связать эти два ряда обобщений «сигнализирует» о необходимости критического пересмотра обоих. Таким образом, редуцирование первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности и составляет основную суть «обратно-дедуктивного, или исторического» метода Милля, который, как уже было отмечено выше, он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки». Так, обратно-дедуктивный метод он начинает с фактов (доставляемых нам историей), на основании которых строит предположения, и затем эти предположения проверяет дедукцией из общих законов «человеческой природы». Следует отметить, что такое понимание Миллем метода во многом повлияло на его содержательные суждения из области теоретической социологии, как выдержавшие проверку временем, так и признанные впоследствии ошибочными. Из анализа рассуждений Милля о методах, можно предположить, что именно от метода во многом зависит предметная область той или иной научной дисциплины. В целом Милль вместе с Контом защищал принципиальное единство метода естественных и социальных наук. Он сходился с Контом в понимании сущности позитивного метода, в убеждении относительно возможности и необходимости завершения (распространением этого метода на сферу обществоведения) системы научного знания в виде некоего иерархически построенного целого, состоящего из законов разной степени общности. Вместе с тем он признавал обусловленность особенностей подходов предметом исследования и в этом смысле отличия методов политической экономии, социологии, а также самих дисциплин друг от друга и от методов естествознания. Интересно отметить, что согласно концепции Милля, в первом приближении, соотношение единства и особенностей в методологии естественных и общественных наук также можно проиллюстрировать на примере рассмотренного выше обратно-дедуктивного метода. По формально-логической структуре Милль описал в нем общенаучный метод выдвижения и последующей проверки дедуктивных причин объяснений прогнозов: «...все общие предложения, какие могут быть установлены дедуктивной наукой, являются гипотетическими... Они основаны на некотором предполагаемом ряде обстоятельств и указывают, какое действие окажет та или другая причина при этих обстоятельствах, предполагая, что к ним не присоединится никаких других». Утверждая, что предложенные им методы дают достоверное знание о причинах явлений, Милль, несомненно, переоценивал их познавательное значение. Ограниченность этих методов и их неспособность дать достоверное знание о причинах станет очевидной, если под причинностью понимать не только «постоянство предшествования и последования событий», а прежде всего их необходимую внутреннюю связь.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |