Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Ключевое слово: характер – Х, темперамент – Т


Лекция № 4. Характер.

План лекции.

1. Понятие о характере, его взаимосвязь с темпераментом.

2. Структура характера.

3. Акцентуация характера.

4. Личность и характер человека.

1. Характер – это стержневая особенность личности, которая отражает весь образ мысли, побуждения, весь склад психической жизни человека. Характер человека отражает все, что для него значимо, поэтому является смыслом жизни. Характер (печать, чеканка – греч.) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывается и проявляется в деятельности и общении, обуславливающие для личности способы поведения. Познание характер позволяет предвидеть поведение человека и корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен усвоением социального опыта, что порождает типичные черты характера, разнообразные ситуации, в которых протекает социализация человека.

Под социальными условиями – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью, приобретает необходимые для жизни людей знания, умения и навыки. (Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта человеческой жизни).

Очень важным механизмом социализации является идентификация – характеристика самого себя с родителями, сверстниками, учителями.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющаяся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность); 4) в характере отражаются волевые качества (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельность, решительность, дисциплинированность).



Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1–отождествление темперамента и характера (Кречмер и Шелдон);2–противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментов (Викторов, Левитов); 3 – признание темперамента элементом характера; 4 – признание темперамента основой формирования характера как врожденную основу характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев).

2.Характер – под ним подразумеваются черты характера. Черты характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными типичными для данного вида ситуациями (ситуация может быть выше черты характера). Черты, являясь устойчивыми характеристиками, в разный условиях проявляются по-разному. Устойчивость черт характера является зависимой от семейной школьной обстановки. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В ней выделяют две группы черт.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, идеалы и цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять 5 глобальных черт характера (А.Г.Шмелев, М.В.Бодунов и др.):

1. Самоуверенность – неуверенность;

2. Согласие, дружелюбие – враждебность;

3. Сознательность – импульсивность;

4. Эмоциональная стабильность – тревожность;

5. Интеллектуальная гибкость – ригидность.

Такие черты как экстраверсия – интроверсия сопоставляются с такими глобальными чертами характера как уверенность – неуверенность. Так, общительность склонны проявлять уверенные в себе люди, замкнутость – неуверенные в себе люди.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность-замкнутость, доминантность (лидерство)- подчиненность, оптимизм – пессимизм, смелость- осторожность, доверчивость – подозрительность, мечтательность –практичность, деликатность- грубость, демонстративность – скромность, оригинальность – стереотипность.

3. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервных срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим свойствам, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Акцентуация характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже устойчивой реакции к другим воздействиям. Акцентуация может быть как явная, так и скрытая.

Взаимосвязь характера и личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Види непрямих податків | Ось степени выраженности характера

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.