![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением
Вопрос 7. Литературное произведение: художественное единство образной системы. Составляющие литературного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, композиция, родовые и жанровые признаки, образная система, художественная речь, пафос произведения, творческий метод автора как способ художественного познания мира, стиль как способ художественного выражения мира.
ать объявлени Вопрос 8. Понятие формы и содержания в философии и литературе.
Форма и содержание как философские категории: Во их взаимосвязи содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношения Ф. и С. характеризуются единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении Ф. и С. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма обнимает систему устойчивых связей предмета. Категории Ф. и с. появляются в древнегреческой философии в связи с попытками ответить на вопрос, как возможно и возможно ли вообще постоянство и повторяемость явлений при одновременной их изменчивости. Предположение: есть сохраняющаяся "материя", и это было первоначальным значением категории содержания. У Платона понятие формы (эйдоса) обозначало реальную определенность тела как некоей целостности, не сводимой к пространственно-геометрическим соотношениям элементов, составляющих вещь; каждому классу чувственно воспринимаемых вещей соответствовала "своя" форма, или идея. В связи с тем, что форма у Платона получила самостоятельное, независимое от мира природных вещей существование, возникла и проблема отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей (к "материи"), в рамках которой долгое время разрабатывалась проблема соотношения Ф. и С. Далее: наиболее развитую античную концепцию Ф. и С. построил Аристотель. Аристотель вместе с тем утверждает, что форма есть определенность самих материальных вещей. Телесная вещь есть единство формы и "материи", одновременно и форма, и материя, оформленная материя; различие между материей и формой относительно. Правда, такой трактовке проблемы сам Аристотель поставил предел: говоря о мире в целом, он допускает существование неоформленной "материи" и нематериальной формы, обладающей независимым от материи существованием и восходящей к "форме форм", т.е. к Богу.
Новое время: первый шаг к преодолению идеализма в понимании материи и формы сделал Дж. Бруно, подчеркнувший, что материя "...является той вещью, от которой происходят все естественные виды" ("О причине, начале и едином", М., 1934, с. 178). Эту линию продолжают Ф. Бэкон, Декарт, Р. Бойль, Гоббс и др. Усиление идеализма: основание формы, по Лейбницу, заключено в нематериальном начале, в монаде, а фигура, величина и т.п. суть только способы выражения и описания внутренней определенности монады. И. Кант выдвигает тезис, согласно которому форма, как и другие категории рассудка, есть принцип упорядочивания, синтезирования чувственно данного многообразия. Это относится и к материи: "...лишь отношение чего-то вообще к чувствам" Гегель: тезис о взаимообусловленности материи и формы. По Гегелю, отношение между Ф. и С. есть сущностное отношение, типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей. Единство Ф. и С. предполагает их взаимопревращение. К. Маркс показал, что в области социально-экономических отношений все собственно природные определения вещи имеют значение лишь как формы существования и проявления иного, социального содержания.
Понятия содержания и формы в литературе Содержание – это познанная, осмысленная, отраженная и оцененная с определенной эстетической точки зрения действительность (события, явлении жизни). - Содержание – должно быть общеинтересным. - Содержание – сплав изображенного и выраженного.
- Содержание – должно быть оформленным, никакое содержание не может быть бесформенным. - Не бывает «краткого содержания» - кратко можно изложить только сюжет или тему произведения. Форма - «форма существенна» (Ленин). - Форма – это все средства оформления содержания, раскрытия содержания. Познания содержания. - Форма – это совокупность средств образного выражения содержания. - Форма в литературе может быть «внешней» - это род, вид, жанр, изобразительно-выразительные средства – то есть основные пласты художественной речи - Форма в литературе может быть «внутренней» - это образы, сюжет, композиция – структурно-содержательные элементы. - Форма есть выражение содержания, он связана с ним так тесно. Что отделить ее от содержания – значит уничтожить самое содержание
Вопрос 9. Единство формы и содержания в литературном произведении Диалектическое единство содержания и формы: в этой дихотомии четко работают все три закона диалектики. Гегель – объективный идеалист, написавший три тома философских исследований по эстетике (наука о прекрасном), тем не мене подчеркивал, что главное - все же содержание. Главный предмет литературы – человек. Главный объект литературы – мир, окружающая человека реальность. Автор должен реальность увидеть, понять, осмыслить, отразить, выразить… Все элементы литературного произведения являются формально-содержательными, они представляют собой и содержание и форму литературного произведения. Хотя условно их можно разделить на элементы содержания – тема, проблема, идея, образы – персонажи, фабула, сюжет, замысел и элементы формы – род, жанр, композиция, образы, художественные средства языка (художественная лексика, семантика, синтаксис и фоника). Вопрос 10. Художественный прием и жизненный принцип автора в форме и содержании литературного произведения.
Рассмотрим единство художественного приема и жизненного принципа автора на материале исследования М. Гаспарова о творчестве Горация. Такое единство является основополагающим при определении единства формы и содержания, гармонии всех уровней художественного произведения, когда оно само существует в литературном воплощении как то, о чем оно говорит… Такое единство мы можем наблюдать всех гениальных произведениях мировой литературы. Высшее мастерство литературоведческого анализа: это умение определить это гармоничное единство формы – содержания и жизненного принципа автора.
Вывод лекции: об образе мировая литература может сказать, как было сказано об одном русском поэте в ХІХ веке: «Пушкин – наше все». Так и в литературе образ – это ее все. Безобразная (с ударением на второй слог) литература – БЕЗОБРАЗНА с ударением на третий слог. Множество классификаций и определений образа лишь раскрывают его с разных точек зрения, однако окончательный смысл и полнота образа бездонны и бесконечны в своем глубинном полном значении. Образ раскрываются лишь в индивидуальном восприятии реципиента, и лишь в той мере, на которую способны его мышление, воображение и ассоциативное восприятие.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |