Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика




Бах, как правило, не проставлял динамических оттенков, потому что главенствовал типологический принцип. Всё заложено в рисунке текста, и этим рисунком определялись агогические возможности произнесения, артикуляция мотива, а динамические – сгущением или разрежением фактуры, сопоставлением высотных регистров, тонально-гармоническим движением.

Очень трудно восстановить прообраз звукового мира инструментальной музыки Баха. Прежде всего: эта не громкая (для наших ушей) музыка, несмотря на то, что среди очень редких у Баха указаний динамических оттенков встречаются и f, и ff, но подобно темповым обозначениям, относительна и шкала громкости с преобладанием «умеренной» звучности. Она определяется не динамической нюансировкой, а степенью плотности фактуры. В частности, если это не эффекты эха, f и p указывают не на силу звука, а на сопоставление tutti и soli. Преобладают чёткость артикуляции и чистые тембры. Если же они и совмещаются в тутийном звучании оркестра или при копуляции на клавишных инструментах, когда одновременно включаются разные по звуковой окраске регистры, то они, эти тембры, распределяются на соответственных фактурных уровнях. «Вне зависимости от степени насыщенности «воздух» звучания прозрачен, дабы ясно прорисовывался рельеф пьесы, соотношение образующих её голосов (мелодических линий)» (М.Друскин). Рисунку отдаётся предпочтение перед краской, но возможны – особенно в произведениях концертного плана – и укрупнённый штрих, и красочные эффекты. В манере «деления», способов извлечения звука, характере его атаки и т.п. главенствует прозрачность. Это необходимое условие обозримости движущихся, равноправных, часто разнонаправленных инструментальных голосов, из которых слагается пьеса. Существенны каждая деталь, любой поворот музыкальной мысли. Всё взаимосвязано и, как сказал бы Веберн, «всё то же и всё время иное». Потому и надо в эту музыку вслушиваться. В этом звуковом мире многое совместилось: и то, что было вообще свойственно музыке барокко, и то, что специфично для Баха. «Не перестаёшь удивляться синтетической широте его гения, впитавшего в себя разнородные исторические влияния…» (М.Друскин).

Именно в области динамики больше всего сказывается трудность исполнения клавирных пьес Баха. Каким образом исполнять написанные для клавесина и клавикорда произведения Баха на нашем фортепиано? Каким образом использовать те богатые динамические средства, которыми оно обладает? Одно из замечательных свойств фортепиано – это возможность исполнять на нём произведения самых различных эпох и стилей; именно умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения сочинений различных стилей, является одним из существенных слагаемых фортепианного мастерства.

Суждения о динамике Баха в большей степени предположительны: динамические нюансы, проставленные композитором, не многочисленны. Из произведений для клавира это: Хроматическая фантазия, Итальянский концерт, Седьмая партита h-moll, Прелюдия gis-moll ХТК, I том. Ф.Бузони, Вианна да Мотта и А.Швейцер выдвигают на первый план «динамику больших линий» или «террасообразную» планировку полей звучания. Этот принцип вытекает из самых глубин творчества Баха, отражая характер и композиционное строение баховских пьес. Динамика выявляет форму произведения и сама определяется этой формой. Чрезмерная детализация динамических нюансов, частые нарастания и затухания звучности не отвечают стилю Баха, мельчат его и мешают спокойному величию и сосредоточенной энергии, внесение которых в клавирную музыку составило одно из самых больших его приобретений.

Средства фортепианной динамики распадаются на две группы, выполняющие различные функции. В одном случае средствами динамики создаётся определённая инструментовка мелодии, это оттенки инструментовочные. С другой стороны средства динамики могут служить гибкому, выразительному исполнению мелодии, это мелодические оттенки.

Выработке определённой, соответствующей данному произведению инструментовки положено ясное понимание того, что различные произведения требуют различных фортепианных красок, подобно звучанию инструментов оркестра. Огромное значение для развития искусства фортепианной инструментовки имеет способность противопоставлений звучностей в пределах произведения, так как отдельные разделы произведения могут отличаться и характером, и звучностью. Не так легко найти меру контрастирования при исполнении двух голосов в различной инструментовке; наиболее простым будет случай, при котором каждый голос сохраняет в течение всей пьесы свою особую функцию. Но если инструментовка ни на клавесине, ни на фортепиано не меняется от мотива к мотиву, это не значит, что в исполнении мелодии должна царить полная ровность. И в пределах определённо и отлично от окружающего инструментованной мелодии необходима гибкость и выразительность динамики, соответствующие гибкости и выразительности мелодической линии.

Мелодические оттенки по самому своему строению отличаются от инструментовочных. Они более детальны, так как соответствуют всем поворотам мелодии. Если при создании инструментовки следует добиваться чётких различий в силе звучности, то в оттенках мелодических проведение должно восприниматься не как различие в силе звучности, а как различие в выразительности интонаций.

Относительно исполнения имитаций и тем в фугах, а именно, следует ли выделять имитируемые мотивы посредством только более звучного их исполнения, однозначного ответа дать нельзя. Это не единственный способ ясного проведения имитации; существует приём подчёркивать какой-либо голос посредством звучности иной, отличной от соседних голосов, при этом и менее громкой. Особенно он применим к басовому голосу; при сопоставлении со звонко исполняемой партией правой руки исполняемый самым лёгким образом басовый голос воспринимается более ясно. Маркирование имитаций не всегда является наиболее существенным моментом, определяющим динамику исполнения. Одним из требований, ограничивающим подчёркивание имитаций, является принцип полифонической инструментовки, т.е. установление какого-то соотношения (различия) красок. При большом количестве голосов, в более сложных полифонических сочинениях нецелесообразно стремиться к раздельной инструментовке голосов в течение всего произведения. В полнозвучии многоголосия вполне возможно не нарушая целого, подчёркивать отдельные обороты, составляющие существенную часть общего гармонического движения. Динамическими средствами можно подчеркнуть в мотиве существенное, придать более мягкое звучание второстепенному, тем самым, собрав мотив воедино, придать ему смысл целого высказывания. Наряду с опорным моментом в затактовом мотиве есть существенный момент – начальный. Нередко именно подчёркивание начала мотива содействует его ясности.

Часто в клавирных баховских произведениях можно наблюдать последовательность шестнадцатых. При более внимательном вслушивании не трудно заметить определённое мотивное строение, где простыми динамическими средствами можно сделать это строение ясным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.