Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Финансирование образования определяется в первую очередь Конституционными гарантиями в области образования





ЛЕКЦИЯ 3: ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование образования определяется в первую очередь Конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»:

• все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;

• бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:

• учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;

• учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;

• здания нужно строить;

• для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

• принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;

• количественными параметрами системы образования (полезно вспомнить определение) и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования. Несмотря на всю очевидность, эти факторы не так просты. Количественные параметры системы нужно представлять не только как количественные параметры собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:

• образовательных стандартов и образовательных программ (чего и сколько нужно для их реализации);

• органов управления образованием и подведомственных им организаций (чего и сколько нужно для успешной работы органов управления, какие именно организации должны быть в их ведении и что этим организациям нужно для решения поставленных перед ними задач).

Задача подобного масштаба, а можно попробовать определить, сколько и каких параметров нужно количественно оценить, очень сложна. До настоящего времени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком бюджетного финансирования образования. Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5—7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны). В качестве примера можно рассмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран (табл.3.1).



Т а б л и ц а 3.1. Расходы на образование в 1994 г. (в процентах к ВВП)

Австралия 5,7 Австрия 5,4 Канада 7,2 Италия 4,8 Япония 4,9 Мексика 5,6 США 6,8 Россия 7,2

С учетом реального финансирования образования этот показатель был еще меньше. Кроме того, точность данных по России вызывает некоторые сомнения, поскольку уровень образовательной статистики у нас достаточно низок, а финансовой статистики, особенно в части консолидированного бюджета вообще и расходов на образование в частности, можно считать, и вовсе нет. Трудно сказать, глядя на указанный показатель, много это

или мало. Система образования считает, что выделяемых средств недостаточно, и постоянно просит (а иногда и требует) увеличения ассигнований. С другой стороны, сказать точно, сколько нужно средств и, главное, для чего они, собственно, нужны, та же система образования не может (поставленная выше задача так и не решена). Отсюда можно сделать некое предположение о том, что макрооценки или макропостроения в сфере финансирования образования позволяют лишь судить о динамике (тенденциях) выделения ресурсов, но никак не отвечают на вопрос об их достаточности. С другой стороны, если указанный показатель так «густо» ложится в интервал 5—7 %, то, возможно, это является отражением каких-то пока невидимых закономерностей. Будем считать, что наличие разрыва между потребностью и степенью ее удовлетворения есть постоянно действующий фактор, заставляющий:

• общество искать дополнительные средства для системы образования и регулировать использование имеющихся ресурсов, в том числе и методами внеэкономического принуждения;

• систему образования искать дополнительные средства, оптимизировать свои расходы в соответствии с принуждением общества/государства и, одновременно, не экономить на государственных расходах.

Этот узел совпадающих и расходящихся интересов может послужить в дальнейшем полем для исследований организационно-экономического механизма в сфере образования. Специфика системы образования заключается в том, что она потребляет выделяемые ей обществом ресурсы. Причем основным видом этих ресурсов являются средства бюджетов различных уровней, т.е. общественные средства, что иллюстрирует табл. 3.2.

Из таблицы видно, что основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации — около 22%, из местных бюджетов — 60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).

Т а б л и ц а 3.2. Структура расходов на образование по источниками финансирования (в процентах)

Текущие расходы — всего 100,0

в том числе:

средства населения 5,8

бюджеты всех уровней 88,2

внебюджетные фонды 1,5

средства предприятий 4,5

Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование характеризуется данными табл. 3.3.

Т а б л и ц а 3.3. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование

Расходы бюджета — Расходы бюджета на образование всего, млрд. руб. всего, млрд. руб. в процентах к расходам бюджета

1970 40,4 8,4 20,8

1980 76,1 12,7 16,7

1990 151,0 22,3 14,8

1995 487,0 56,4 11,6

1996 652,7 83,8 12,8

1997 773,1 111,6 14,4

1998 900,0 68,0 7,6

1999 1330,0 102,0 7,7

2000 1780,0 171,0 9,6

2001 2285,0 225,5 9,9

По отношению к ВВП динамика расходов на образование

в России выглядит следующим образом (см. табл. 3.4).

Т а б л и ц а 3.4.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.