Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И социальной мобильности

Теория стратификации

Эта важнейшая социологическая теория излагается Сорокиным в книге «Социальная мобильность», где он доказывает, что деление на страты (слои) — постоянная характеристика любого организованного общества. Социальная стратификация существует повсюду — в экономике и политике, в культуре и образовании и т. д. Следовательно, нестратифицированного общества просто не бывает.

Что же понимает ученый под «социальной стратификацией»? По его мнению, «это — дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

Конкретные разновидности социальной стратификации, по Сорокину, многочисленны и разнообразны. Однако всё их многообразие может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной стратификации, которые при внимательном рассмотрении оказываются тесно взаимосвязанными.

Если экономический статус членов какого-то общества неодинаков, т. е. если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах. Если в рамках некой группы имеются иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от того, как их называют (монархами, бюрократами, хозяевами, начальниками и т. д.), это означает, что данная группа политически дифференциирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности или занятиям и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа является профессионально дифференциированной независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Итак, социальное пространство, в котором происходит стратификация, согласно Сорокину, многомерно, поскольку существует множество вариантов группирования людей по социальным признакам (по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому или политическому статусу, происхождению, полу, возрасту и т. д.). Однако с учетом того, что выделяются три основные координаты стратификации (экономическая, политическая и профессиональная), его можно также назвать трехмерным. И эти три координаты социального пространства возникли не случайно, ибо структуры отношений собственности, власти и престижа имеют место в любом обществе и являются для него основополагающими.

В то же время трехмерность социального пространства не следует считать простым заимствованием трехмерной системы пространственных измерений в физике. Геометрическое и социальное пространства — две принципиально разные вещи, так как первое описывается эвклидовой топографией, будучи однородным, а второе — неэвклидовой, поскольку в его основе лежит разнокачественность трех его главных координат.

Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что в понимании Сорокина социальное пространство а) принципиально отличается от геометрического; б) оно представляет собой совокупность социальных связей (отношений), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом; в) его координаты задаются социальными группами и ничем иным; г) три основные формы социального пространства, несмотря на свою разнокачественность, тесно взаимопереплетены.

Последнее означает следующее: индивиды, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим параметрам. Иначе говоря, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, в большинстве случаев, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Описывая «социальную вселенную» как некое пространство, состоящее из социальных связей и отношений и имеющее многомерную систему координат (три из которых, как мы выяснили, являются главенствующими), Сорокин в то же время выделяет в нем две основные оси — ось Х и ось Y. Первая обозначает горизонтальную мобильность, а вторая — вертикальную.

Сама мобильность, по мнению социолога, есть не что иное, как «любой переход индивида или социального объекта (ценности)… из одной социальной позиции в другую». При этом горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне социальной стратификации, тогда как вертикальная мобильность означает перемещение индивида (или любого иного социального объекта) из более низкого слоя в более высокий. Поскольку само перемещение может осуществляться как вверх, так и вниз по социальной лестнице, то вертикальная мобильность оказывается или восходящей, или нисходящей.

Что касается механизмов, с помощью которых осуществляется вертикальная мобильность, то это, по Сорокину, могут быть семья, школа, церковь, армия, всевозможные экономические, политические и профессиональные организации. Социолог образно называет их «каналами социальной циркуляции». При этом на основе обширного эмпирического материала он делает вывод, что в любом типе общества социальная циркуляция индивидов осуществляется не по воле случая, а по необходимости, поскольку она контролируется разнообразными институтами, среди которых церковь, семья, школа и профессиональные организации занимают ведущее место. И в этом качестве они выступают не только средствами образования и перемещения людей, но выполняют также функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания.

Таковы в общих чертах основные положения разработанной Сорокиным теории стратификации и социальной мобильности, которая признана многими крупными социологами и широко применяется в социологической науке в настоящее время.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология революций П. А. Сорокина | Концепция социокультурной динамики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.