Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

С конца 80-х гг. до наших дней





Отечественная социология

Данный этап развития социологии в России связан прежде всего с проводящимися в ней социально-экономическими и политико-идеологическими реформами. Вторая половина 80-х гг., или так называемый период «горбачевской перестройки», характеризуется значительным ослаблением партийно-государственного давления, и важную роль здесь сыграло принятие в июне 1988 г. постановления ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества». В нем впервые на партийно-государственном уровне было заявлено о полной самостоятельности социологической науки и о выведении ее из-под опеки философии, которая ранее владела безраздельной монополией на познание социальных процессов разного уровня. Это, безусловно, стало определяющим стимулом к активному развитию теоретической социологии.

В том же году был создан Всесоюзный центр общественного мнения, директором которого стала академик Т. И. Заславская, а ее заместителем Ю. А. Левада. Одна из основных задач данного центра состояла в проведении мониторинга по основным экономическим, социальным и политическим проблемам развития страны. Кроме того, возникают Российский независимый институт национальных и социальных проблем и социологическая служба проф. Б. А. Грушина «Vox populi».

Активная институциализация социологии затронула также и академическую науку. После распада СССР Институт социологии РАН, руководимый В. А. Ядовым, радикально меняет характер своей деятельности. Это находит выражение в том, что его сотрудники обретают возможность свободного выбора тем научных исследований, а либеральные и демократические нормы взаимоотношений неуклонно внедряются в его работу.

В 1991 г. происходит разделение Института социологии, и от него отпочковывается Институт социально-политических исследований, директором которого становится Г. В. Осипов. При этом процесс институциализации в области академической социологической науки означал не только создание новых научных структур и подразделений, но и учреждение Высшей аттестационной комиссией ученых степеней кандидата и доктора социологических наук. До этого после успешной защиты диссертаций по социологической тематике, как правило, их авторам присваивались ученые степени кандидата и доктора философских наук.

Важно также отметить факт бурного развития социологического образования по всей стране. Это нашло свое выражение в открытии социологических факультетов в наиболее крупных университетах России — Уральском (Екатеринбург), Новосибирском, Самарском, Казанском, Томском и др. Существенно возрос интерес молодежи к получению профессии социолога. Однако этот быстро развивающийся процесс имел и обратную сторону. Прежде всего, возникли проблемы, касающиеся радикального изменения характера преподавания и не только социологии, но и всех общественных дисциплин. Переименование бывших кафедр научного коммунизма в кафедры политологии, социологии или культурологии зачастую не сопровождалось серьезным преобразованием в методологии и методике преподаваемых обществоведами предметов, а также существенным изменением содержания читаемых ими курсов. В этой связи со всей остротой встал вопрос о переподготовке преподавателей общественных наук через сеть институтов и факультетов повышения квалификации. Если с последней задачей система высшего образования в России справлялась в основном самостоятельно, то проблема, связанная с нехваткой современной учебной литературы, решалась за счет созданных Дж. Соросом фондов «Культурная инициатива» и «Открытое общество». Благодаря их активной деятельности количество учебников по социальным дисциплинам в 1995 — 1997 гг. увеличилось в два раза, а ежегодный выпуск книг и брошюр по социологии составил более 400 наименований. Большую роль в обеспечении студентов литературой сыграло также издание переводов лучших зарубежных учебников по социологии, в том числе Н. Смелзера и Э. Гидденса.



Еще одним ярким показателем институциализации социологии в 90-е гг. стало появление новых периодических изданий. Если прежде единственным социологическим журналом долгое время оставался «Социс» («Социологические исследования»), начавший выходить в свет еще в 70-е гг., то теперь открывается ряд новых печатных органов, среди которых можно назвать «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социология: 4М» и др.

Бесспорным свидетельством успешной институциализации социологии как самостоятельной науки стало также создание ряда добровольных научных общественных организаций. Кроме Российского общества социологов, самой представительной организации, можно назвать Профессиональную социологическую ассоциацию, Общество социологов и демографов.

Признание общественной значимости социологии и конкретные формы процесса ее институциализации в 90-е гг. оказались неразрывно связанными с внутренними изменениями в содержании самой социологической науки, с тем, что можно назвать социологическим сознанием или социологическим мышлением. Основными принципами нового социологического мышления, возникшего в этот период, становятся устранение идеологизированного разделения социологии на марксистскую и немарксистскую (или буржуазную), признание приоритета общечеловеческих норм и ценностей, отказ от идеологической конфронтации среди социологов и поиск консенсуса при одновременном признании разнообразия теоретических позиций. В этой связи на первый план выдвигается идея консолидации всего существующего спектра социологических концепций, которые каждая по-своему ставят и решают актуальные проблемы общественной жизни. Среди наиболее важных из этих проблем являются следующие: выживание человека и человечества в современную эпоху, борьба с терроризмом, экологическая безопасность, гармонизация этносоциальных и межнациональных отношений, борьба с бедностью и вопиющим неравенством, проблемы взаимоотношений между различными социальными группами.

Сближение социологов различных стран и прежде всего тех, которые до недавнего времени работали разрозненно и плохо знали друг друга, требует интенсификации контактов между ними в различных сферах деятельности. И здесь могут быть использованы самые разнообразные формы — от проведения международных конгрессов, симпозиумов и конференций до совместно осуществляемых исследований, постоянного обмена преподавателями, аспирантами, студентами и стажерами. Все это особенно важно для молодого поколения отечественных социологов, перед которыми открывается широкая перспектива в плане использования зарубежного опыта и овладения исследовательским мастерством с учетом лучших его мировых образцов.

Таким образом, в постсоветский период социология в России активно развивается и переходит на качественно новый уровень, который позволяет ей по некоторым пунктам достичь международных стандартов.

 

 

Литература

1. Артемов В. А., Новохацкая О. В. Эмпирические исследования затрат времени в СССР (1920 — 1930-е гг.) // Социологические исследования. 2008. № . 4. С. 92-104.

2. Бороноев А. О. Опыт и проблемы изучения истории российской социологии // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 107-115.

3. Бороноев А. О. Социологические исследования в Ленинграде — Санкт-Петербурге (1960 1990-е годы) // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 64-68.

4. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. Пг., 1921.

5. Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987.

6. Заславская Т. И. К методологии системного изучения деревни // Социологические исследования. 1975. № 3. С. 31-44.

7. Зборовский Г. Е. История социологии. М., 2004. С. 540-593.

8. Зборовский Г. Е., Вишневский Ю. Р. Социология на Урале: особенности, достижения и проблемы // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 69-74.

9. История социологии / Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. Мн., 1997. C. 340-357.

10. История становления советской социологической науки в 20 — 30-е годы. М., 1989.

11. Каценбоген С. З. Марксизм и социология. Саратов, 1926.

12. Колбановский В. В. К истории постсталинской социологии: от Ренессанса до Реформации // Российская социология шестидесятых годов: В воспоминаниях и документах. СПб., 1999. С. 19-41.

13. Кравченко А. И. История отечественной социологии: учебное пособие. М., 2005.

14. Кравченко А. И. История социологии: учебник. М., 2008. С. 262-317.

15. Култыгин В. П. История российской социологии. М., 1994.

16. Медушевский А. М. История русской социологии. М., 1993.

17. Немчинов В. С. Социология и статистика // Вопросы философии. 1955. № 6. С. 19-30.

18. Новикова С. С. История развития социологии в России. М. — Воронеж, 1996.

19. Новикова С. С. Социология: история, основы, институциализация в России. М. — Воронеж, 2000.

20. Новикова С. С. Особенности развития социологической мысли в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 122-130.

21. Оранский С. А. Основные вопросы марксистской социологии. Л., 1927.

22. Осипов Г. В. Возрождение соцологии в России. Как это было на самом деле // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 5-21.

23. Романовский Н. В. Теоретическая социология в России — рамочные условия // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 6-12.

24. Романовский Н. В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы // Социологические исслледования. 2008. № 2. С. 147-149.

25. Тощенко Ж. Т. Региональные социологические центры 1960 — 1970 годов // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 59-63.

26. Федосеев П. Н. Проблема мирного сосуществования в социологических исследованиях и в преподавании социологии // Вопросы философии. 1958. № 4. С. 3-14.

27. Феноменов М. Современная деревня. М., 1925.

28. Фирсов Б. М. История советской социологии 1950 — 1980-х гг.: Курс лекций. СПб., 2002.

29. Черняков З. Е. Социология в наши дни. Л. — М., 1926.

30. Шляпентох В. Э., Маслова О. М. К вопросу о сопоставимости результатов социологических исследований // Социологические исседования. 1975. № 3. С. 52-62.

31. Шубкин В. Н. Начало пути. М., 1979.

32. Ядов В. А. Социологические исследования. М., 1972.

33. Ядов В. А. Для чего нужна сегодня национальная русская социология? // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 16-20.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция X. Структурно-функциональный анализ в современной социологии

Лекция XI. Социологические воззрения П. А. Сорокина в американский период творчества

Лекция XII. Теории социального конфликта

Лекция XIII. Бихейвиоризм и теории социального обмена

Лекция XIV. Технократические модели общественного развития

Лекция XV. Социологический конструктивизм

Лекция XVI. Феминизм и гендерные исследования

Лекция XVII. Социологическая парадигма постмодернизма

Лекция XVIII. Отечественная социология в советский и постсоветский периоды





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Добровольный отказ от доведения преступления до конца
  2. Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние
  3. Зарубежная школа и педагогика конца XIX – XX вв.
  4. КОНЦА 1820- НАЧАЛА 1830-Х ГГ.
  5. Линия солидус – линия конца кристаллизации.
  6. На наших занятиях мы будем рассматривать только количественные методы сбора социологической информации.
  7. Преобразования государственного аппарата и восстановление командно-административной системы. Репрессии конца 40 — начала 50-х гг.
  8. При получении оценочного интервала для какой-либо величины брать среднее значение, либо проводить вычисление до конца, получая максимум и минимум всего выражения.
  9. Прочитать учебник История Руси с древнейших времен до конца 18 века Рыбаков 1983 год. Страницы с 53 до 196
  10. Развитие политической науки с конца XIX - начала XX века
  11. Реформы местной власти конца ХХ - начала XXI вв.
  12. Русская культура на рубеже XIX-XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.