Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КУРС ЛЕКЦИЙ


5.

4.

3.

2.

1.

Политика военного коммунизма.

Итоги гражданской войны.

Основные события гражданской войны.

Первые шаги советской власти.

План.

2. Понятие «гражданская война», ее причины и особенности.

Главной задачей большевиков после их прихода к власти стало создание новой системы государственного управления. В качестве универсальной формы были выбраны Советы, которые рассматривались как органы диктатуры пролетариата. Все другие структуры государственного аппарата должны были контролироваться этими органами и формироваться при их прямом или опосредованном участии.

Исполнительную власть в стране осуществляло большевистское правительство – Совет народных комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным.

Первые декреты Советской власти были направлены на удовлетворение требований рабочих и крестьян с целью заручиться их поддержкой, а также укрепить новую власть.

Кроме вышеуказанных декретов, Советская власть в 1917 г. приняла следующие декреты:

Декрет о печати (27 октября) – запрет на издание ряда правых газет, выступавших против Советской власти;

Декрет о восьмичасовом рабочем дне в промышленности (29 октября);

Декларация прав народов России (2 ноября) – провозглашение равенства и суверенитета народов России, право на свободное самоопределение вплоть до отделения;

Декрет об уничтожении сословий, гражданских, придворных и военных чинов и введение единого наименования – гражданин Российской Республики (11 ноября);

Декрет об организации Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) (2 декабря) – создание органа по осуществлению национализации промышленности и управлению национализированными предприятиями;

Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) (7 декабря) – создание первого карательного органа Советской власти для борьбы с ее противниками.

В сложных условиях послеоктябрьского становления Советской власти большевики пошли на политический союз с левыми эсерами. 17 ноября 1917 г. в состав СНК вошли три представителя этой партии (А.Л. Колегаев, И.З. Штернберг, П.П. Прошьян).

Коалиция большевиков и левых эсеров просуществовала до марта 1918 г., когда в знак протеста против Брестского мира с Германией левые эсеры вышли из состава Советского правительства.

В начале XX в. требование созыва Учредительного собрания в России содержалось в программах большинства политических партий либерального и социалистического толка. С февраля 1917 г. это требование стало всеобщим.

25 марта 1917 г. постановлением Временного правительства было созвано Особое совещание для разработки проекта положения о выборах в Учредительное собрание. В итоге был подготовлен достаточно демократический избирательный закон, вводивший всеобщее (включая женщин и военнослужащих) прямое и равное избирательное право при тайном голосовании без каких-либо цензов, кроме возрастного (для всех – 20 лет, для военнослужащих – 18 лет). Но выборы под разными предлогами откладывались, их дата несколько раз переносилась. Вначале они были назначены на 17 сентября, затем отсрочены до 12 ноября 1917 г. В это время инициатива перешла в руки большевиков. Захватив власть, они добились принятия II Всероссийским съездом Советов декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России, поэтому большевики, осуществив выборы в Учредительное собрание и не победив на них (они получили лишь 23,9 % голосов, эсеры – 40 %, меньшевики – 2,3 %, кадеты – 4,7 % и др.), сумели разогнать 6 января 1918 г. Учредительное собрание после того, как победившее на всенародных выборах большинство отвергло предложение большевиков утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», т. е. не признало Советскую власть и ее декреты. В результате большевики сохранили власть в стране. Однако разгон ими Учредительного собрания исключал гражданский мир и демократическое развитие страны.



После роспуска Учредительного собрания большевики быстро осуществили дополнительные меры по укреплению советской государственности. 10 января 1918 г. открывшийся в Петрограде III Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов провозгласил Российскую Советскую Республику. Он утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.
10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и провозглашала пролетарский характер Советского государства. Избирательного права лишались представители бывших эксплуататорских классов, священнослужители, офицеры и агенты полиции. Вводилось преимущество рабочих по сравнению с крестьянами в нормах представительства при выборах в органы власти (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Конституция закрепила систему центральных и местных органов советской власти.

Исходя из своей политической доктрины, в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности.
Планировалось постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия были поставлены под государственный контроль. Первоначально частные промышленные предприятия не были национализированы. На них декретом от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль через фабзавкомы. Они следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации.
В руководстве партии существовали разные точки зрения по вопросу о методах и темпе социалистического строительства. Под влиянием «левых коммунистов» и в связи с обострившимися отношениями между правительством и предпринимателями в конце 1917 — начале 1918 г. был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Таким образом, было положено начало создания государственного сектора в экономике. Им руководил Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), образованный 2 декабря 1917 г. Переход предприятий под контроль государства закладывал основы «государственного социализма». Лозунг «фабрики — рабочим» оказался социальной демагогией.

В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить 150 млн. десятин земли, освобождались от задолженности банкам и от платежей за аренду.

При распределении земли советская власть поддерживала бедноту, что вызвало недовольство и сопротивление кулаков. Они стали придерживать хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим Совнарком перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян путем посылки в деревню продовольственных отрядов (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. Местные Советы, в которых преобладали кулаки, были распущены; их функции были переданы комбедам. Все эти меры породили на селе социальную напряженность. Левые эсеры, входившие в правительство, были не согласны с продовольственной диктатурой и методами ее реализации.

Национальная политика определялась «Декларацией прав народов России», принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. — Польши, в декабре — Латвии, Литвы и Эстонии, в феврале 1919 г. — Белоруссии. Однако в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам Прибалтики.

Гражданская война – это вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социально-экономические, политические, национальные и психологические противоречия, которые и стали ее причинами.

К развертыванию всеохватывающей Гражданской войны в России привели и сопротивление бывших господствующих классов, которые лишились власти и собственности, и разгон Учредительного собрания, и подписание Брестского мира с Германией, и деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к обострению отношений между Советской властью и крестьянством. Огромное значение имели психологические установки в обществе на готовность решения вопросов с помощью насилия и военных действий, в значительной степени приобретенные в период Первой мировой войны.

В России Гражданская война сопровождалась иностранной интервенцией, которая была обусловлена стремлением зарубежных государств вернуть свои долги и собственность, а также воспрепятствовать распространению мировой революции, о жизненной важности которой все время говорили большевики.

Особенности гражданской войны:

А) нет точной даты начала и завершения войны;

Б) нет четких линий фронта;

В) жесткие формы борьбы, террор;

Г) переплетение гражданской войны с антибольшевистской военной интервенцией.

 

 

В учебной литературе сохраняется традиция начинать историю Гражданской войны с весны-лета 1918 г. и выделять следующие основные этапы:

май—ноябрь 1918 г. – борьба Советской власти с так называемой «демократической контрреволюцией» (бывшие члены Учредительного собрания, представители меньшевиков, эсеры и др.); начало военной интервенции Антанты;

ноябрь 1918 г. – март 1919 г. – основные сражения на Южном фронте страны (Красная Армия – армия Деникина); усиление и провал прямой интервенции Антанты;

март 1919 г. – март 1920 г. – основные военные действия на Восточном фронте (Красная Армия – армия Колчака);

апрель—ноябрь 1920 г. – советско-польская война; разгром войск Врангеля в Крыму;

1921–1922 гг. – завершение Гражданской войны на окраинах России.

Гражданская война разделила страну на 2 основных лагеря: белые и красные.

«Белое движение» сформировалось в ноябре 1917 г. на юге России, в Новочеркасске, путем создания воинских офицерских формирований. Но офицеры неправильно поняли характер борьбы и не осознали необходимости выдвижения приемлемой для народа программы. Они считали, что их единственной задачей было разгромить Красную Армию.

«Белые» не смогли наладить конструктивного сотрудничества с другими антибольшевистскими силами, подозрительно относились к рабочим и крестьянам. В значительной степени именно этим объясняется их историческое поражение в Гражданской войне.

«Красные» (большевики) считали, что революция и Гражданская война неразрывны, поэтому готовились к ней и создавали военные формирования. Сначала это была Красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия.

С помощью насилия, террора, жесточайшего централизма во всех сферах жизнедеятельности общества большевики склонили чашу весов на свою сторону.

После разгона большевиками Учредительного собрания был упущен реальный шанс предотвратить Гражданскую войну. Гражданская война в 1918 году. В 1918 г. сформировались основные центры антибольшевистского движения, различные по своему социально-политическому составу. В феврале в Москве и Петрограде возник «Союз возрождения России», объединявший кадетов, меньшевиков и эсеров. В марте 1918 г. сложился «Союз зашиты Родины и свободы» под руководством известного эсера, террориста Б.В. Савинкова. Сильное антибольшевистское движение развернулось среди казаков. На Дону и Кубани их возглавил генерал П.Н. Краснов, на Южном Урале — атаман А.И. Дутов. На юге России и Северном Кавказе под руководством генералов М.В. Алексеева и Л.Г. Корнилова начала формироваться офицерская Добровольческая армия. Она стала основой белого движения.

После гибели Л.Г. Корнилова командование принял генерал А.И. Деникин.

Весной 1918 г. началась иностранная интервенция. Германские войска оккупировали Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Румыния захватила Бессарабию. Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния.

В марте в Мурманске был высажен английский экспедиционный корпус, к которому позднее присоединились французские и американские войска. В апреле Владивосток был занят японским десантом. Затем на 370 Дальнем Востоке появились отряды англичан, французов и американцев.

В мае 1918 г. восстали солдаты чехословацкого корпуса. В нем были собраны военнопленные славяне из австро-венгерской армии, изъявившие желание участвовать в войне на стороне Антанты. Корпус был отправлен Советским правительством по Транссибирской магистрали на Дальний Восток. Предполагалось, что далее он будет доставлен во Францию. Восстание привело к свержению советской власти в Поволжье и Сибири. В Самаре, Уфе и Омске были созданы правительства из кадетов, эсеров н меньшевиков. Их деятельность опиралась на идею возрождения Учредительного собрания, выражалась в противостоянии как большевикам, так и крайне правым монархистам. Эти правительства просуществовали недолго и были сметены в ходе гражданской войны.

Летом 1918 г. огромный размах приобрело антибольшевистское движение во главе с эсерами. Они организовали выступления во многих городах центральной России (Ярославль, Рыбинск и др.). 6-7 июля левые эсеры предприняли попытку свержения Советского правительства в Москве. Она закончилась полным провалом. В результате многие их руководители были арестованы. Представителей левых эсеров, выступивших против политики большевиков, изгоняли из Советов всех уровней и государственных органов.

Осложнение военно-политической обстановки в стране повлияло на судьбы императорской фамилии. Весной 1918 г. Николай П с женой с детьми под предлогом активизации монархистов был переведен из Тобольска в Екатеринбург. Согласовав свои действия с центром. Уральский областной Совет 16 июля 1918 г. расстрелял царя и его семью. В те же дни был убит брат царя Михаил и еще 18 членов императорской фамилии.

Советское правительство развернуло активные действия для защиты своей власти. Красная Армия была преобразована на новых военнополитических принципах. Был осуществлен переход к всеобщей воинской повинности, развернута широкая мобилизация. В армии устанавливалась жесткая дисциплина, вводился институт военных комиссаров.

Организационные меры по укреплению Красной Армии завершило создание Революционного Военного Совета Республики (РВСР) и Совета Рабочей и Крестьянской Обороны.

В июне 1918 г. против восставшего чехословацкого корпуса и антисоветских сип Урала и Сибири был образован Восточный фронт под командованием И.И. Вацетиса (с июля 1919 г. — С.С. Каменева). В начале сентября 1918 г. Красная Армия перешла в наступление и в течение октября — ноября вытеснила противника за Урал. Восстановлением советской власти в Приуралье и Поволжье завершился первый этап Гражданской войны.

В конце 1918- 1919 г. белое движение достигло максимального размаха. В Сибири власть захватил адмирал А.В. Колчак, объявленный «Верховным правителем России». На Кубани и Северном Кавказе А.И. Деникин объединил Донскую и Добровольческую армии в Вооруженные силы юга России. На севере при помощи Антанты формировал свою армию генерал Е.К. Миллер. В Прибалтике генерал Н.Н. Юденич готовился к походу на Петроград. С ноября 1918 г. после окончания первой мировой войны союзники усилили помощь белому движению, снабжая его боеприпасами, обмундированием, танками, самолетами. Расширились масштабы интервенции.

Англичане заняли Баку, высадились в Батуме и Новороссийске, французы — в Одессе и Севастополе.

В ноябре 1918 г. А.В. Колчак начал наступление в Приуралье с целью соединения с отрядами генерала Е.К. Миллера и организации совместного удара на Москву. Снова Восточный фронт стал главным. 15 декабря войска А.В. Колчака взяли Пермь, но уже 31 декабря их наступление было остановлено Красной Армией. На востоке фронт временно стабилизировался.

В 1919 г. был создан план одновременного удара на советскую власть: с востока (А.В. Колчак), юга (А.И. Деникин) и запада (Н.Н. Юденич). Однако осуществить комбинированное выступление не удалось.

В марте 1919 г. А.В. Колчак начал новое наступление от Урала по направлению к Волге. В апреле войска С.С. Каменева и М.В. Фрунзе остановили его, а летом вытеснили в Сибирь. Мощное крестьянское восстание и партизанское движение против правительства А.В. Колчака помогло Красной Армии установить советскую власть в Сибири. В феврале 1920 г. по приговору Иркутского ревкома адмирал А.В. Колчак был расстрелян.

В мае 1919 г., когда Красная Армия одерживала решающие победы на востоке, Н.Н. Юденич двинулся на Петроград. В июне он был остановлен и его войска отброшены в Эстонию, в которой к власти пришла буржуазия. Второе наступление Н.Н. Юденича на Петроград в октябре 1919 г. также закончилось поражением. Его войска были разоружены и интернированы эстонским правительством, которое не хотело вступать в конфликт с Советской Россией, предложившей признать независимость Эстонии.

В июле 1919 г. А.И. Деникин захватил Украину и, проведя там мобилизацию, начал наступление на Москву (Московская директива). В сентябре его войска заняли Курск, Орел и Воронеж. В связи с этим Советское правительство сконцентрировало все силы на борьбу с А.И. Деникиным. Был образован Южный фронт под командованием А.И. Егорова. В октябре Красная Армия перешла в наступление. Ей оказывало поддержку повстанческое крестьянское движение во главе с Н.И. Махно, развернувшим «второй фронт» в тылу Добровольческой армии.

В декабре 1919 — начале 1920 г. войска А.И. Деникина потерпели поражение. Советская власть была восстановлена на юге России, Украине и Северном Кавказе. Остатки Добровольческой армии укрылись на Крымском полуострове, командование которыми А.И. Деникин передал генералу П.Н. Врангелю.

В 1919 г. в оккупационных частях союзников началось революционное брожение, усиливаемое большевистской пропагандой. Интервенты были вынуждены вывести свои войска. Этому способствовало мощное общественное движение в Европе и США под лозунгом «Руки прочь от Советской России!».

Завершающий этап гражданской войны. В 1920 г. главными событиями стали советско-польская война и борьба с П.Н. Врангелем.

Признав независимость Польши, Советское правительство начало с ней переговоры о территориальном размежевании и установлении государственной границы. Они зашли в тупик, так как польское правительство, возглавляемое маршалом Ю. Пилсудским, предъявило непомерные территориальные претензии. Для восстановления «Великой Польши» польские войска в мае вторглись в Белоруссию и Украину, захватили Киев.

Красная Армия под командованием М.Н. Тухачевского и А.И. Егорова в июле 1920 г. разгромила польскую группировку на Украине и в Белоруссии. Началось наступление на Варшаву. Оно было воспринято польским народом как интервенция. В связи с этим все силы поляков, материально поддержанных западными странами, были направлены на сопротивление Красной Армии. В августе наступление М.Н. Тухачевского захлебнулось. Советско-польскую войну завершил мир, подписанный в Риге в марте 1921 г. По нему Польша получила земли Западной Украины и Западной Белоруссии. В Восточной Белоруссии сохранялась власть Белорусской советской социалистической республики.

С апреля 1920 г. антисоветскую борьбу возглавил генерал П.Н.
Врангель, избранный «правителем юга России». Он сформировал в Крыму «Русскую армию», которая в июне начала наступление на Донбасс. Для отпора ей был образован Южный фронт под командованием М.В. Фрунзе. В конце октября войска П.Н. Врангеля были разбиты в Северной Таврии и оттеснены в Крым. В ноябре части Краснов Армии штурмом овладели укреплениями Перекопского перешейка, форсировали озеро Сиваш и ворвались в Крым. Поражение П.Н. Врангеля ознаменовало конец гражданской войны. Остатки его войск и часть гражданского населения, настроенного против советской власти, эвакуировались при помощи союзников в Турцию. В ноябре 1920 г. гражданская война фактически завершилась. Оставались лишь отдельные очаги сопротивления советской власти на окраинах России.

В 1920 г. при поддержке войск Туркестанского фронта (под командованием М.В. Фрунзе) была свергнута власть бухарского эмира и хивинского хана. На территории Средней Азии образовались Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В Закавказье советская власть была установлена в результате военного вмешательства правительства РСФСР, материальной и морально-политической помощи ЦК РКП(б). В апреле 1920 г. было свергнуто правительство мусаватистов и образована Азербайджанская советская социалистическая республика. В ноябре 1920 г. после ликвидации власти дашнаков была создана Армянская советская социалистическая республика. В феврале 1921 г. советские войска, нарушив мирный договор с правительством Грузии (май 1920 г.), захватили Тифлис, где было провозглашено создание Грузинской советской социалистической республики. В апреле 1920 г. по решению ЦК РКП(б) и правительства РСФСР была создана буферная Дальневосточная республика, а в 1922 г. Дальний Восток был окончательно освобожден от японских оккупантов. Таким образом, на территории бывшей Российской империи (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Финляндии) победила советская власть.

 

Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию. Им удалось сохранить основную часть территории бывшей Российской империи. Вместе с тем от России отделились Польша, Финляндия, государства Прибалтики, которые обрели независимость.

Были потеряны Западная Украина, Западная Белоруссия и Бессарабия.

Причины победы большевиков. Поражение антисоветских сил было обусловлено рядом причин. Их руководители отменили действие Декрета о земле и возвращали землю прежним владельцам. Это восстановило против них крестьян. Лозунг сохранения «единой и неделимой России» противоречил надеждам многих народов на независимость. Нежелание лидеров белого движения сотрудничать с либеральными и социалистическими партиями сузило его социально-политическую базу.

Карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных, повсеместное нарушение правовых норм — все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопротивления. В ходе гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Их действия были плохо согласованы.

Большевики победили в гражданской войне потому, что им удалось мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. ЦК РКП(б) и Совнарком создали политизированную Красную Армию, готовую защищать советскую власть. Различные социальные группы были привлечены громкими революционными лозунгами, обещанием социальной и национальной справедливости. Руководство большевиков сумело представить себя защитником Отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интересов. Большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны.

Большевики, получив власть, не только унаследовали разрушенную экономику страны, но и государственное распределение и производство в условиях военного времени. Хлебная монополия (т. е. обязательные поставки государству) возникла в 1916 г. как хозяйственная мера в целях решения продовольственной проблемы на фронте и в тылу. Следовательно, некоторые принципы и меры, относившиеся потом к военно-коммунистическим, существовали еще задолго до весны 1918 г. К этому времени ситуация еще больше обострилась, война и голод сделали свое дело. Центральные районы страны оказались отрезанными от хлебных регионов, и в мае 1918 г. пришлось вводить продовольственную диктатуру и систему чрезвычайных мер.

Все это накладывалось на коммунистическую доктрину, согласно которой новое общество представлялось в виде государства – коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.

К середине 1918 г. постепенно сформировалась политика военного коммунизма, которая включала следующие направления: национализацию промышленности, в том числе средней и мелкой; хлебную монополию и, несколько позднее, введение продразверстки; натурализацию экономических отношений и запрещение частной торговли; государственное централизованное распределение продуктов питания и товаров по карточкам и классовому принципу; введение всеобщей трудовой повинности и милитаризацию труда; запрещение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве.

Не все эти меры были полностью реализованы в период военного коммунизма. Так, возникли стихийно действовавший «черный рынок» и железнодорожное мешочничество.

Политика военного коммунизма наиболее глубоко и отрицательно сказалась на основных методах руководства общественным и экономическим развитием. Силовые методы, перенесенные из чрезвычайной обстановки, стали основными для регулирования всех сторон жизни общества.

Советская власть не имела четко выраженной экономической политики. Это относится и к военному коммунизму, и к нэпу, и к административно-командной системе.

Военный коммунизм состоял из поспешных, вынужденных и чрезвычайных мер, подкрепляемых якобы социалистической теорией.

Итоги военного коммунизма, как и его сущность, оказались противоречивыми. В военно-политическом отношении он был удачен, так как обеспечил победу большевикам в Гражданской войне и позволил сохранить власть. Но победа стимулировала казарменный дух, милитаризм, насилие и террор.

Экономические результаты военного коммунизма оказались плачевными.

Промышленное производство страны сократилось в семь раз по сравнению с 1913 г., сельскохозяйственное – на 40 %. Добыча угля составляла 1/3 довоенного уровня. Выплавка чугуна уменьшилась в 1920 г. в два раза по сравнению с довоенной. Тяжелое положение было на транспорте: 31 железная дорога не работала, эшелоны с хлебом застревали в пути. Из-за отсутствия сырья, топлива и рабочей силы большинство фабрик и заводов бездействовало. Только в Москве было закрыто более 400 предприятий.

Валовая продукция сельского хозяйства в 1921 г. составляла 60 % уровня 1913 г. Уменьшились поголовье скота и продукция животноводства. Посевные площади сократились на 25 % в 1920 г., а урожайность на 43 % (по отношению к 1913 г.). Неурожай в 1920 г., засуха в 1921 г., голод в Поволжье, на Северном Кавказе, в части Украины унесли из жизни около 5 млн человек.

Задания к теме:

1. Должны знать понятия: декрет о мире, декрет о земле, декрет о власти ВСНХ, ВЧК, СНК, ВЦИК, РСФСР, диктатура пролетариата, гражданская война, интервенция, белые, красные, зеленые, продразверстка, продотряды, национализация, политика военного коммунизма.

2. Охарактеризуйте первые шаги советской власти, разделив их на политические, экономические и социальные.

3. В чьих интересах проводилась политика большевиков? Все ли слои населения были довольны? Почему?

4. Выделите причины, особенности и этапы гражданской войны.

5. Назовите имена белых и красных генералов.

6. Выделите причины победы красных.

7. Назовите итоги гражданской войны.

8. Охарактеризуйте политику военного коммунизма (экономические, социальные и политические преобразования).

 

для студентов, обучающихся

по направлению: 080200.68 Менеджмент

 

Брянск 2013

 

Содержание

 

 

1. Лекция 1.Корпорация как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация…………………………………………………………………….3

2. Лекция 2.Корпорация в международной экономической системе………........................................................................................................31

3. Лекция 3.Корпоративные объединения и проблемы монополизации ………………………………………………………………...42

4. Лекция 4.Особенности организации управления

корпорацией……………………………………………………………………..55

5. Лекция 5.Управление корпорацией на основе контрольных

пакетов акций…………………………………………………………………...70

6. Лекция 6.Корпоративное управление процессом

интеграции предприятий………………………………………………………79

7. Лекция 7.Механизм функционирования корпорации (объединений предприятий)…………………………………………………….84

8. Лекция 8.Реализация системы корпоративного управления посредством использования тактики слияний и поглощений………………..89

9. Лекция 9.Корпоративные отношения……………………………..97

 

 

Лекция 1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций и их классификация.

 

Корпорация - особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.

Современные крупные корпоративные структуры, не имеющие научно обоснованной стратегии развития, лишены долгосрочных перспектив. При этом в числе основных функциональных стратегий, являющихся неотъемлемой частью общей стратегии развития, особое место занимает инвестиционная стратегия. В условиях реформирования отечественной экономики - в период, характеризующийся недоинвестированием сферы материального производства, накоплением морального и физического износа основных производственных фондов, - значимость разработки инвестиционной стратегии возрастает.

К числу инструментов государственного регулирования, стимулирующих инвестиционную деятельность и востребованных в последнее время, относятся: применение ускоренной амортизации; предоставление льгот по реинвестируемой части прибыли и инвестиционных налоговых кредитов, а также полное освобождение инвесторов от уплаты региональных налогов до полной окупаемости вложенного ими капитала. К инструментам государственного регулирования относится рефинансирование Центральным Банком Российской Федерации коммерческих банков под залог кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, а также развитие инфраструктуры фондового рынка; решение проблемы «эффективного собственника», создающее объективные предпосылки для увеличения объемов привлечения инвестиционных ресурсов за счет эмиссии ценных бумаг. Воспользоваться указанными средствами смогут лишь корпорации, вкладывающие в развитие производства собственные средства и привлекающие их из других источников (на заемной или долевой основе). Вышеуказанные инструменты государственного регулирования способствуют увеличению конкурентного преимущества инвестиционно активных корпораций.

В научной литературе существуют различные трактовки корпоративного управления (см. рекомендуемую литературу). Приведем некоторые из них.

Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.

Корпоративное управление - это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.

Корпоративное управление - вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг, объемам выпуска продукции, ее обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка.

Не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к следующему:

- соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;

- подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;

- четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);

- обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;

- независимость контрольных органов акционерных обществ.

Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции. Так, центральная (управляющая) компания выполняет функции управления - планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли, а хозяйствующие субъекты, входящие в состав корпорации, выполняют функции производства в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.

Естественным механизмом контроля эффективности деятельности той или иной корпорации является внешний контроль - фондовый рынок, который путем слияний (поглощений), захвата и выкупа акций компаний позволяет инвесторам фактически взять под свой контроль активы корпораций, способных приносить наибольшую прибыль при условии смены управленческого состава. Способность рынка осуществлять функции контроля связана во многом с существованием строгих законодательных норм, обязывающих корпорации публиковать сведения о своем финансовом положении, что является источником исчерпывающей финансовой информации, способствующей проведению целенаправленного мониторинга и оценки деятельности корпораций.

В случае отсутствия сильного внешнего контроля, что в настоящее время свойственно России, его недостаток должен компенсироваться механизмом внутреннего контроля, основой которого является Совет директоров корпорации. Однако имеются сложности с оценкой деятельности самого Совета директоров, которые заключаются в том, что эффективность его работы сильно зависит от того, кому принадлежат права собственности или кто контролирует их.

Современное развитие корпораций обусловлено макросредой, в которой они, как и любой хозяйствующий субъект, осуществляют свою деятельность.

Макросреда представляет собой совокупность экономической, правовой, природной, социально- культурной, политической и других сред.

Особое значение для деятельности корпораций имеет экономическая среда. Применительно к деятельности отечественных корпораций эта среда имеет особенности, связанные как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. Основными параметрами экономической среды являются: динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны; динамика валютного курса; уровень спроса на производимую продукцию; динамика фондовых индексов; уровень ставок банковского кредитования; налоговое окружение; динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.

Для упрощения анализа процесса функционирования корпораций природная, социально-культурная и политические среды, составляющие макросреду их деятельности, корпоративно включаются в так называемую корпоративную среду, в которую вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей, а именно: потребители, служащие корпорации, местное население и общество в целом.

Необходимо иметь представление среде функционирования корпорации, а также о влиянии на деятельность корпорации факторов ее внешнего окружения, к которым относятся: акционеры, поставщики, потребители, средства массовой информации, профсоюзы, общественность, государственные органы.

Основными участниками корпоративных отношений являются: менеджеры, владельцы (акционеры), иные заинтересованные группы. Эти группы могут включать в себя кредиторов компании, наемный персонал, местные органы самоуправления и пр. Интересы основных групп участников корпоративных отношений обычно различаются.

Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют для них значительно меньшую роль. Концентрируя свои основные усилия в компании, в которой работают, они заинтересованы в устойчивости этой компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств. Менеджеры заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (кредиторы, региональные и местные власти, персонал и пр.).

Акционеры могут получить лишь ту часть прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам и выплачивается в виде дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Чем выше уровень прибыли, тем больший размер дивидендов выплачивает корпорация. Акционеры заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций, и поэтому склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Они, как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний.

Владельцы (акционеры) могут воздействовать на менеджмент компании двумя способами:

1) проведение собраний акционеров, через избрание того или иного состава Совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании;

2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными менеджменту.

Акционеры непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами, к которым относятся:

Кредиторы получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Они заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. И поэтому не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками. Этот конфликт интересов характерен для корпораций, у которых велика доля заемного капитала и владельцы которых склонны к рискованному инвестированию, так как в случае провала значительные убытки понесут кредиторы, а в случае успеха выгода достанется только владельцам. Данное противоречие предполагает, что обе группы имеют различные подходы к контролю за управлением корпорацией. Служащие компании тоже заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест. Чтобы заинтересовать служащих корпорации, необходимо обеспечить им высокую заработную плату, а это снижает доходы акционеров.

Осуществлять инвестирование в деятельность корпорации могут и местные органы самоуправления, развивая инфраструктуру или создавая благоприятные условия налогообложения, что повышает конкурентоспособность компании. Они поступают так потому, что заинтересованы в деятельности компании на своей территории, поскольку компании обеспечивают рабочие места, а налоги увеличивают доходную часть местных бюджетов. Поэтому местные органы власти заинтересованы в устойчивости компании.

Основные причины проблем корпоративного управления - отделение владения от непосредственного управления собственностью и борьба интересов различных групп корпоративных отношений.

Каждая компания должна решить - какие именно другие заинтересованные группы (помимо акционеров) должны быть представлены в корпоративном управлении. Решение по этому вопросу принимается в зависимости от особенностей экономической и социальной структуры данной страны, масштабов деятельности компании, характера ее взаимодействия с окружающей средой и других факторов.

Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Следовательно, наличие эффективной структуры корпоративного управления является вопросом чрезвычайной важности. Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:

- постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);

- управление текущей деятельностью корпорации;

- учет интересов участников корпоративных отношений;

- обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота;

- защита интересов акционеров и инвесторов.

Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах)? предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся определение значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.

Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности.

Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования:

1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.

2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.

3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).

4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.

Содержание понятия «корпорация», включающее в себя вышеуказанные основные ее характерные черты, представлено на рис. 1.

 

 

В зависимости от преследуемой цели (извлечение прибыли или нет) корпорации можно разделить на две группы - коммерческие и некоммерческие. Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль. В соответствии с мировой практикой некоммерческие корпорации получают определенные льготы или совсем освобождаются от налогов либо получают дотации и средства от государства.

В отечественном законодательстве понятие «корпорация» как организационно- правовая форма деятельности хозяйствующего субъекта не определено. Таким образом, среди многообразия организационно-правовых форм, в которых осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность отечественные предприятия и организации, такая форма как «корпорация» отсутствует. Однако в Гражданском кодексе Российской Федерации содержатся нормы, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с этим, акционерные общества (в данной организационно-правовой форме функционирует подавляющее большинство отечественных корпораций), как известно, относятся к коммерческим, а среди некоммерческих можно выделить союзы и ассоциации.

Согласно одной из существующих научных точек зрения, первые корпорации появились в Древнем Риме, где в руках отдельных римлян сосредоточились большие богатства и объемы торговли, и при осуществлении крупных предпринимательских действий они объединялись. Такие древние корпоративные объединения, в которых отсутствовали признаки современной корпорации, не обладали высокой степенью интеграции, но тем не менее отличались от простой совокупности нескольких лиц (личных обществ). Древние корпорации не оказывали решающего влияния на экономику.

В средние века существовали торговые гильдии, возникающие для организации совместных торговых путешествий в зарубежные страны, морские товарищества и союзы, горные товарищества, генуэзские маоны (первоначальная форма финансового бизнеса).

Формирование корпоративного строя происходило в Англии и Голландии, а под их влиянием - во Франции и Германии. С развитием промышленности и торговли правительства западноевропейских стран все активнее участвовало в процессе формирования корпораций, регулировало их внешние и внутренние отношения.

В Северной Америке в XVIII веке крупные корпорации встречались редко, однако к концу XIX века их количество увеличилось. К началу XX века с усилением процесса концентрации производства повысилась роль крупных корпораций, и они стали доминирующим фактором в американской экономике, получив широкие права в осуществлении своей деятельности.

В настоящее время корпорации строятся по принципу акционерных обществ, с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала. Процесс укрупнения корпораций обусловливает необходимость регулирования внутренних отношений с помощью корпоративных норм. Объединения в корпорации юридических лиц дало возможность создавать супер акционерные общества. Таким образом, появляются ассоциированные капиталисты: в Германии более распространены картели, концерны, во Франции - синдикаты, в Англии, США - держательские (холдинговые) компании. Некоторые из них стоят во главе целых отраслей.

В США все корпорации делятся на четыре группы :

- публичные (public);

- полупубличные (quasi-public);

- предпринимательские (business);

- непредпринимательские (non-profit).

Американские ученые (Д. Речмон, М. Мескон, К. Боуви и Д. Тилл) используют не¬сколько другую терминологию:

- государственные корпорации (организованные федеральным Правительством или правительствами штатов в особых целях);

- квазигосударственные корпорации (коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг);

- частные корпорации (коммерческие и некоммерческие).

Публичные - государственные и муниципальные. Органы городов, округов, селений. Являются подразделениями государственного аппарата и осуществляют управленческую деятельность.

Полупубличные - служащие общим нуждам населения (в области снабжения населения газом, водой, электричеством, ирригационные, железнодорожные), а также предприятия оборонного, космического комплекса. Существуют на деньги налогоплательщиков, в ряде случаев освобождаются от налогов. Все остальные корпорации относятся к частным, государство не принимает участие в их создании. Они делятся на непредпринимательские (религиозные организации, в области образования, благотворительные фонды) и предпринимательские, создаваемые с целью получения прибыли, доминирующие в экономике США, обладающие политическим влиянием.

Современные корпорации очень сложны по своей структуре. Так, например, в рамках концерна осуществляется горизонтальное и вертикальное комбинирование, создается научно-технический центр. В последнее время развиваются процессы диверсификации и возникают объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства, т.е. конгломераты.

Нередко создаются различные объединения объединений - системы компаний. В результате возникает новая система управления ими, главной особенностью которой является контроль без бремени собственности, господство без хозяйственных рисков.

Тенденция к образованию крупных корпоративных объединений частично объясняется более низкими издержками производства и сбыта продукции. Крупные размеры корпораций обусловлены стремлением к эффективности производства. Только крупная корпорация способна применять современные технологии и передовые изобретения, требующие больших затрат, создавать исследовательские лаборатории, привлекать ученых, инженеров, техников. Этим достигается получение контроля над значительной частью рынка, непосредственное воздействие на уровень цен, влияние на размеры и распределение национального продукта, уровень занятости и покупательскую способность населения.

Корпоративный строй в промышленно развитых странах на современном этапе отличается следующими особенностями :

1. принцип частного владения в предпринимательстве вытесняется принципом владения коллегиального (акционерного, государственного);

2. постепенное сведение на нет частной собственности повлекло за собой и ослабление стимула к получению прибыли. Сейчас в качестве стимула выступают, помимо сохранения права распоряжаться своими капиталовложениями, категории нематериального (морально-идеального) свойства: степень влияния на правительство, возможность новых начинаний, общественное признание;

3. в обществе происходит разделение единого ранее центра власти на два: формальный (правительственный) и фактический (корпоративный);

4. все более заметен переход от решений, диктуемых свободным рынком, к решениям, принимаемым административной группой (необязательно правительственной).

В результате проведенных в России экономических реформ термины «корпорация», «корпоративное управление» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность российским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу.

Для успешного функционирования корпорации необходимо наличие следующих принципиальных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Без их выполнения и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые правовые и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, преждевременно утверждать об эффективной реализации принципов корпоративного управления.

В российской практике, несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности, можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления.

После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность. Имущественный оборот распался на государственный, основанный на методах централизованного регулирования, и частный - обслуживающий потребителей. На первых порах существовали тресты и синдикаты. Дальнейшее свертывание товарно-денежных отношений и усиление планово-регулирующих начал в обществе окончательно превратило синдикаты в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты) предприятия, впоследствии ставшие государственными. В процессе экономического развития России формировались определенные предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления. Периоды развития были связаны с новым пониманием руководством страны экономических проблем и выработкой путей их решения.

Период до 1987 г. характеризовался тем, что административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой со временем перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации. Отстраненные от реального участия в управлении предприятиями работники среднего и нижнего уровня в перестроечное время организовывали мелкий кооперативный бизнес или индивидуальное предпринимательство, однако в связи с отсутствием должного экономико-правового регулирования это не дало большого экономического эффекта. Корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с плановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей. В этот период корпоративная среда походила на систему партийно-хозяйственных активов, в которой все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. На рынке труда в то время отсутствовали отечественные высококвалифицированные независимые управляющие, а предприятия, в свою, очередь не были готовы высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. Между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря не был налажен обмен накопленным корпоративным опытом.

В период с 1987 г. по 1991 г. происходил распад монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей «делиться властью». Для данного периода характерно становление основ корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления. Помимо промышленного, в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

В период с 1991 г. по 1994 г. в результате активной чековой приватизации произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества России; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий.

В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики. Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.

В период с 1994 г. по август 1998 г. происходила денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные корпорации и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые корпорации, аудиторские и консалтинговые корпорации, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.

Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

Период с августа 1998 г. по настоящее время. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляет искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов.

Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делает региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.

На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.

Корпоративное управление строится на основе проверенных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.

В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.

Функционирование корпорации и участники корпоративных отношений. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

Корпорация, как открытая целостная система, находится в постоянном взаимодействии с окружающей ее внешней средой, получая извне материальные, финансовые (денежный капитал), трудовые (человеческий капитал), сырьевые, технические и информационные (документы, массивы информации) ресурсы (средства обеспечения производства).

В процессе своей деятельности корпорация осуществляет функцию обработки и преобразования поступающих в нее ресурсов и информации в продукцию и услуги, получает прибыль, определенную рыночную долю и возможность оказания влияния на окружающую среду. Процесс функционирования корпорации представлен на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Процесс функционирования корпорации

На рис. 3. представлена организация комплексной системы корпоративного управления на основе общих принципов.

Корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние. Взаимодействие корпорации с участниками корпоративных отношений изображено на рис. 4.

Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры вступающие с корпорацией в особые отношения, делающие возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.

 

 

Без таких участников корпоративных отношений, как потребители, невозможно существование корпорации. Потребители ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу.

Отношения служащих с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.

Корпорации в процессе своей деятельности оказывают наибольшее воздействие на население того региона, в котором они осуществляют свою деятельность. Поэтому особенно важно, чтобы социальная значимость этой деятельности была одной из целей управления корпорацией. Население ожидает от корпораций непосредственного участия в решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха, здравоохранения, охраны окружающей среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 2. Корпорация в международной экономической системе

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.045 сек.