Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Лекция № 3. Личность и культура. Способы освоения культуры


 

Личность, социализация и нормативные типы личности

Опр. Личность (лат. слова “persona” - лицо, гражданин) - это человек, обладающий определенной свободой действий и несущий ответственность за эти действия перед другими людьми. Понятие личности обозначает социальное лицо человека, или совокупность мнений и представлений о нем его партнеров по общению. Это понятие формируется в процессе коммуникации и представляет собой некий феномен культуры, идеальный образ человека, содержащий представления о его внешности, гражданской позиции, социальной значимости, самооценке и чувстве собственного достоинства.

Первоначально слово «личность» (греч. – «личина») означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре. В Римском праве понятие личности получает свою первую формулировку в смысле гражданина и субъекта права. Для римлян «лицо» – это уже не актерская роль, как было у греков, но социально значимая функция человека, соответствующая его социальному статусу. Древние римляне «называли словом «homo» (человек) раба, который был для них не более чем человек в смысле животного, рабочего скота, но не субъектом права («persona»), потому что последним мог быть только гражданин»[1].

В европейской культурной традиции проблема личности впервые была поставлена выдающимся средневековым мыслителем Августином (354-430). Августин Блаженный вслед за христианскими философами капподокийского кружка Григорием Великим, Григорием Нисским и др. полагал, что личность – это ипостась Бога в человеке. Личность понималась как божественное начало человеческой природы, связанное с высшими морально-нравственными принципами совместной жизни. Если Бог был Абсолютной Личностью, Творцом и создателем мира, то человеческая личность рассматривалась как некое подобие бога на земле. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) понятие личности совпадало с представлением об уникальной и неповторимой индивидуальности человека, наделенного творческими способностями. Творческая природа личности была выражена в понятии творца. Музыка, живопись, поэзия, риторика, литература, философия – далеко не полный перечень искусств, в которых совершенствовалась творческая природа личности. Деятели Возрождения стремились реализовать себя в общественной жизни, достичь вершин мастерства в том или ином деле. Данте Алигьери, Марсилио Фичино, Франческо Петрарка, Николо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Мартин Лютер, Джордано Бруно и многие другие стали примером высших достижений человеческого духа.

В Новое время личностная проблематика оказалась теснейшим образом связанной с социальными вопросами и проблемой человеческой свободы. Дж. Локк сформулировал идею естественных прав человека – на жизнь, на свободу и на частную собственность. Б. Спиноза дал понимание свободы как «познанной необходимости». Понятие личности все более стало совпадать по смыслу с гражданской позицией человека и его ролью в бщественной жизни. И. Канту принадлежит формулировка всеобщего морального закона, т.н. категорического императива Канта, согласно которому личность стала рассматриваться как высшая и безусловная ценность человеческой жизни. Согласно Канту, личность другого человека ни при каких условиях не может восприниматься только в качестве средства решения собственных проблем. Личность самоценна, и в самоценности каждой личности выражено достоинство всего человеческого рода, поэтому уважение к другому человеку является первым и необходимым условием самоуважения.



Личность – это, прежде всего, живой человек, обладающий неповторимой индивидуальностью и уникальными особенностями характера; с другой стороны, личность представляет гражданскую позицию человека, его общественно-значимые взгляды и ценности. Личность является уникальным социальным феноменом, границы которого не совпадают с границами физического тела человека, а определяются скорее мерой включенности человека в культурную жизнь общества. Эти границы простираются по коммуникативным каналам общения и деятельности до пределов внутреннего мира другого человека, прямо или косвенно знакомого с данной личностью. Социальное тело личности можно мыслить как особый «органон» ее способностей, благодаря которым личность участвует в общественной жизни[2].

Проблема личности исследуется в рамках различных гуманитарных дисциплин – психологии, социологии, культурной антропологии, социальной философии и др., каждая из которых изучает определенный аспект личностного бытия. В зависимости от ракурса и предмета исследования можно выделить три основных типа[3] личности, интересующих современную науку: базовый, нормативный и модальный.

Базовый тип личности изучается преимущественно в психологии и представляет собой те черты характера, которые роднят индивида с другими представителями данной этнической группы. Психологический склад личности, доминирующий в той или иной культуре, определяет многие особенности поведения представителей данной культуры. Данный подход сложился под влиянием психоанализа и представлен работами таких ученых, как А. Кардинер, Р. Линтон, М. Мид, Р. Бенедикт. В частности, А. Кардинер к основным компонентам, составляющим личностную структуру, относил технику мышления, чувства, обеспечивающие конформизм, отношение к сверхестественным существам.

Нормативный тип личности характерен, прежде всего, для социологических исследований. В социологии была сформулирована ролевая теория личности (Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон), согласно которой личность рассматривается с точки зрения ее социальных ролей[4]. Нормативный тип личности выражается в понятии социального характера, который формируется в процессе социализации. Практически все современные исследователи сходятся во мнении, что важнейшим признаком личности является социальная (общественная) природа личностного бытия. Личностью не рождаются, но становятся. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития – социализацию.

Социализация – это процесс формирования личности под влиянием культуры. В процессе социализации формируются важнейшие сущностные характеристики личности, обусловленные социальными обстоятельствами и образом жизни. С самого раннего детства человек постепенно включается в социальный мир, овладевает языком, осознает свою половую принадлежность, осваивает социальные роли и нормы культуры. Личность усваивает принятые в обществе манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не войдет в привычку и превратится в естественный способ поведения человека. Общество выставляет эталоны социализации (язык, ценности, картина мира, модели поведения), ориентируя людей на обретение социально одобряемых качеств. Эти эталоны, как правило, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным для большинства людей. Эти необходимы для обеспечения предсказуемости поведения индивидов и упорядочения социального взаимодействия.

Модальный тип личности изучается, прежде всего, в культурной антропологии и представляет собой наиболее распространенный в обществе тип личности, характеризуемый реальными формами поведения в конкретной социокультурной среде. Модальность – это наиболее типичная для человека направленность восприятия окружающего мира, определяющая тип и стратегию поведенческих реакций. Так, Дж. Хонигман полагает, что усвоение культурных образцов поведения происходит в процессе моделирования человеческих реакций. Модель (образец) культуры определяется им как «относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)». По мнению Ф. Боаса, каждая культура имеет свой уникальный путь развития, а поведение и образ мыслей человека целиком определяются культурными причинами. По мнению Ф. Боаса, не только язык, но и эмоции, и поведение человека является результатом общественного развития и зависит от истории данного народа. На основе модального типа личности разрабатывается концепт национального характера, воплощающего в себе психологические характеристики, присущие большинству взрослых членов нации.

Особое место в типологии личности занимает теория языковой личности Ю.Н. Караулова. Эта теория развивает представления о базовой личности и опирается на учение А.А. Ухтомского о доминанте. Языковая личность тесно связана с понятием национального характера, поскольку язык своей структурой задает особый образ восприятия окружающего мира и особый способ кодирования объектов окружающей реальности. Так, например, в европейских языках используется линейный алфавит и преобладает причинно-следственное восприятие объектов. На Востоке (в т.н. традиционных культурах) существует иероглифическая письменность, которая формирует целостный образ мира и приучает человека серьезное внимание уделять различным нюансам и случайностям.

 

Нормативные типы личности в России и Европе[5]

Тип нормативной личности в России можно обозначить понятием «homo politicus» (человек политический). В основе ценностей и установок такой личности лежат представления о том, что государство должно заботиться о человеке и опекать его. Тип «homo politicus» является концентрированным выражением ценностей социоцентристского общества, в котором человек всецело поглощен государством. Человек политический видит свое основное предназначение в том, чтобы принадлежать государству и выполнять предписанные ему социальные роли. Гражданская позиция такого типа личности выражается фразами: «инициатива наказуема», «не высовываться» и т.п. Для этого типа характерна пассивность и неуважение к частной собственности.

Особенностью культуры социоцентристского общества является добровольное растворение личности в некотором «Мы» - своей общности, которая выступает по отношению к индивиду как высшая власть и высшая сила. Принадлежность к «Мы» избавляет индивида от ответственности за принятие самостоятельных решений и одновременно наделяет его гордостью за свою принадлежность к столь могущественной группе. В массовом сознании социоцентристского общества культивируется «образ врага» - неких «чужих», обозначаемых понятием «Они». Образ врага выполняет функцию консолидирующей силы, поддерживающей единство и сплоченность социоцентристского общества.

В модальном отношении «homo politicus» выражается понятием «авторитарная личность». В системе ценностей авторитарной личности доминирует установка подавления/подчинения. Личность такого типа обладает склонностью к подавлению «нижестоящих» и подчинению «вышестоящим».

В западных странах преобладает другой нормативный тип личности, который можно обозначить понятием «homo economicus» (человек экономический). Начиная с XVI века в европейской культуре доминируют экономические ценности, определяющие капиталистический образ жизни. Человек экономический является историческим продуктом развития западноевропейской цивилизации, которую можно определить как общество антропоцентристского типа. В таком обществе высоко ценятся права и свобода личности, общественные отношения имеют рыночный характер, а частная собственность рассматривается как священная ценность.

Поведение человека экономического имеет рациональный и прагматический характер. Он старается самостоятельно решать свои проблемы и не перекладывает ответственность за свои действия на других. Основным мотивом деятельности человека экономического является стремление получить максимальную выгоду. Данный тип личности характеризуется, с одной стороны, «предпринимательским духом» (азарт, риск, активность, настойчивость, изобретательность)¸ а с другой стороны – «бюргерским духом» (прилежание, умеренность, расчетливость). Для него характерно постоянное ощущение личной свободы и желание самостоятельно вершить свою судьбу. Человек экономический ощущает себя полноправным представителем гражданского общества, высшей ценностью которого выступает закон и относится к государству как результату общественного договора.

Идеальным типом личности для «homo economicus» выступает толерантная личность, которая стремится к взаимопониманию с партнерами, проявляет заинтересованное отношение к ценностям чужой культуры и признает их.

 

Понятие и основные стадии инкультурации

Процесс формирования личности под влиянием культуры называется социализацией. Результатом этого процесса является приспособление индивида к окружающей реальности и освоение им культурных норм и социально одобряемых моделей поведения. Понятие социализации по своему значению во многом совпадает с понятием инкультурации.

Инкультурация представляет собой обучение культуре и усвоение традиций и ценностей конкретной культуры. Этот процесс осуществляется несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является наблюдение (как бы подглядывание) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каж­дый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из опре­деленных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизован­ного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать. В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У анг­личан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезан­ное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно-специфична. Если социализация осуществляется под влиянием общества, то процесс инкультурации инициируется личностью, которая стремится самостоятельно усвоить нормы и правила окружающей ее культуры. В резуль­тате инкультурации человек становится способным свободно ори­ентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими по­колениями, обмениваться результатами физического и умствен­ного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представите­лей других культур.

Благодаря инкультурации человек приобретает знания и навыки в следующих областях:

  • жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домаш­ний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
  • личностное развитие: приобретение общего и профессио­нального образования, общественная активность, любительские занятия;
  • социальная коммуникация: формальное и неформальное об­щение, путешествия, физические передвижения;
  • восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выража­ется в повседневном общении личности с родственника­ми, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, у которых она сознательно или бессознательно учится тому, как следует себя вести, оценивать события, встречать гостей, ре­агировать на те или иные знаки внимания. В процессе инкультурации обычно выделяют две основные стадии – начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юнос­ти, и взрослую (вторичную), охватывающую зрелость и старость.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжа­ется до окончания подросткового возраста. Она представляет со­бой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Дети не способны к самостоятельной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично, просто подражая взрослым.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы воспитания, которое чаще всего происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

  • физические, тренирующие и развивающие физическую ак­тивность;
  • стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оце­нивать вероятность этих результатов;
  • стохастические, знакомящие ребенка со случайными про­цессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельства­ми, риском;
  • ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, ко­торые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интел­лект, фантазия, воображение, способность к обучению. Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответ­ствии со своими желаниями, но учитывают и чужие – объединен­ная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре – координации своих действий и поступков с другими. Значимое место в процессе первичной инкультурации принад­лежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду.

В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Американские исследования по культурной антропологии, начатые в годы Второй мировой войны Р. Бенедикт и продолженные в 50-е годы ХХ века группой американских исследователей во главе с Г. Барри, привели к интересным результатам. Оценив практику воспитания в 104 культурах разных народов, ученые расположили результаты исследования по двухполюсной шкале. На одном полюсе – обу­чение уступчивости (послушанию, ответственности за поручен­ное дело), на другом – обучению самоутверждению (стремлению к достижениям, самостоятельности и независимости). Оказалось, что стили воспитания детей в различных культурах колеблются между двумя противоположными: японский и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, неже­ли к наказаниям. Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному по­ведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия вос­питатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребен­ка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат со­ответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давле­ние на психику ребенка может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно ба­луют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов запла­кать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в школьные годы ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация пове­дения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявле­ние родительской любви и нежности приносит вред детскому ха­рактеру. Баловать детей – значит портить их. Традиции англий­ского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к живот­ным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с са­мого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии – пра­во и обязанность родителей. Применяя систему наказаний и поощрения, взрослые огра­ничивают возможность выбора ребенка и прививают ему собственные представления о порядке и правилах поведения. Не имея возможности выбора, дети воспринимают мир в черно-белом цвете. Только с возрастом, по мере накопления жизненного опыта люди становятся способными выражать собственное мнение и идти на компромиссы.

Англичане с детства приучаются к самостоятельности и ответ­ственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

Таким об­разом, все культуры можно расположить на этой шкале в зави­симости от ориентации воспитания в ней. Так, в русской культуре преобладает воспитание уступчивости и учета интересов коллек­тива, чем стремление к достижениям, хотя в последние годы это соотношение начинает меняться.

Однако универсальной особенностью воспитания является зависимость личностных качеств ребенка от пола воспитателя. Женщина чаще стремится при­ласкать ребенка, оградить его от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоцио­нальный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоцио­нальную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятель­ность и собственную активность ребенка. Тем самым первичная инкультурация закладывает основы половой идентификации. Маль­чики играют в военные игры, а девочки – в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых лю­дей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек счи­тается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

  • достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило, несколько превышающей сформировавшую­ся способность к воспроизведению потомства;
  • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
  • овладение достаточным объемом культурных знаний и со­циального опыта через практическую деятельность в составе раз­личных социокультурных групп и знакомство с различными «на­выками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
  • принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­щей из взрослых участников системы разделения труда.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельным решениям в пределах дозволенного данным обществом поведения. Человек получает возможность комбиниро­вать имеющиеся знания и навыки, находить нестандартные решения собственных проблем, влиять на чужие поступки и отстаивать собственное мнение. Подобные действия ведут к культурным изменениям различного масштаба, за которые личность несет ответственность. Иными словами, взрослый человек самостоятельно решает, прини­мать или не принимать ему то, что предлагается культурой. Важнейшей ценностью взрослого человека выступает свобода.

В этот период основное внимание уделяется профессиональ­ной подготовке. Большое значение имеет освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положе­ния, накопление собственного жизненного опыта.

 

Влияние окружающей среды на инкультурацию

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит­ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгля­ды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят в непрерывном контакте с социокультурным окружением, под влиянием которым находится человек и вне которого инкультурация не­возможна. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

  • вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
  • горизонтальная трансмиссия, при которой освоение куль­турного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
  • непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультура­ции (школах и вузах).

Все эти способы передачи культурной информации свидетельствуют о том, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, обще­ственных институтов, называемых агентами инкультурации. В зависимости от выполняемых агентами функ­ций их можно разделить на несколько групп:

  • Опекуны осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.
  • Авторитеты прививают ребенку культурные нормы и цен­ности на собственном примере.
  • Воспитатели обучают ребенка, поощряя и наказывая его.
  • Компаньоны занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.
  • Сожители проживают в одном доме с ребенком.

Наряду с физическими агентами в процессе инкультурации участвуют различные социальные институты, среди которых следует отметить определяющее влияние имеют следующие:

  • Семья. В любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкультурация. Это может быть как боль­шая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.
  • Группа друзей одного возраста. В контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека.
  • Школа дает среднее образование и знакомит ребенка с контекстом социальной жизни – различными правилами, порядками, способами исполнения социальных ролей и т.п.
  • СМИ – газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети предоставляют в распоряжение индивида огромный массив информа­ции о различных образцах и нормах поведения, на которые он начинает ориентироваться в своей реальной жизни.

Различные организации – церковь, спортивные, политичес­кие организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет. Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурация также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Свое специфическое влияние оказывают также субкультуры, существу­ющие в данной культуре. Степень инкультурации может быть разной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации обнаруживается у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Объясняется это тем, что представители высшего слоя общества обычно имеют более гибкое отношение к власти и авторитетам, поэтому они учат своих детей осмысли­вать факты и отвечать за свои решения, поощряют стремление к самостоятельности.

 

Психологические механизмы инкультурации

(совесть, стыд, чувство вины, имитация, идентификация)

Освоение человеком культуры происходит с помощью особых психологических механизмов, под влиянием которых формируется персональная идентичность. Сначала индивид копирует различные модели поведения, затем начинает их сравнивать, и, наконец – приходит к пониманию смысла и значения той или иной формы поведения.

В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья и особенно забота матери о своем ре­бенке. Человеческий ребенок значительно дольше, чем другие млекопитающие нуждается в материнской заботе, а главное – в любви. Исследования детей, лишенных роди­тельской любви и тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального раз­вития, у них менее устойчивая психика и спутанная идентичность (вплоть до развития психических заболеваний). Известны примеры, когда дети содержались своими мате­рями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых маугли – детей, изолированных от социального общения. Эти дети, даже оказавшись в процессе социализации, уже не могли стать полноценными людьми, так как основы совместной жизни закладываются в возрасте до трех лет. Также известно явление госпитализма – пагубных последствий пребывания детей в казенных детских учрежде­ниях, где они были лишены родительс­кой ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они де­монстрировали отставание в физическом и умственном развитии, высокий уровень заболеваемости и смерт­ности.

Поэтому отношения младенца с родителями, родственниками и друзьями семьи являются определяющи­ми в ранний период инкультурации. В это время у человека закладываются основные морально-нравственные ценности, формируется чувство стыда и личностная совесть.

Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному образцу. Совесть отличается от чувства стыда, хотя стыд и совесть довольно близкие понятия. Чувство стыда возникает тогда, когда другие люди выражают (или переживают) осуждение по поводу нарушения каких-то норм. Стыд – это естественная реакция человека на внешнее осуждение. Совесть, напротив, представляет собой ответственность перед самим собой и собственным чувством долга. Совесть – это осознание личностью своей ответственности перед обществом, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя же их исполнения. На ранних стадиях социализации совесть неотделима от стыда. Она проявляется как «голос» значимого окружения – родителей, воспитателей, других авторитетных личностей. Эти люди требуют от ребенка исполнительности конкретных норм и силой убеждения или превосходства прививают ему определенный порядок жизни.

С течением времени совесть начинает восприниматься как внутренний, но чужой голос, будто бы независимый от «Я». Ребенок уже прекрасно знает, что хорошо, а что плохо, и исходя из этих представлений, может самостоятельно оценивать свои поступки, не дожидаясь реакции родителей или воспитателей. Здесь-то и проявляется совесть как специфическое состояние стыда. Совесть всегда указывает на несоответствие поступка долгу. Поэтому когда налицо расхождение между реальным поступком и представляемым (идеальным), человек может испытывать чувство вины или т.н. угрызения совести. Чувство вины представляет собой особого типа напряженность между «Я» человека и его совестью, проявляется чаще всего как сожаление о содеянном. Чувство вины влечет за собой потребность в наказании. Поэтому исполнение своих обязанностей рождает такие понятия как «чистая совесть», «спокойная совесть».

В европейском обществе главными агентами социализации и инкультурации яв­ляются родители и прежде всего мать. В традиционных обще­ствах в воспитании ребенка принимают участие все члены общи­ны или рода, к которому он принадлежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Аталыком называют приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него уста­навливалась близость, равная кровному родству. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте. В русской дореволюционной дерев­не кроме родителей большую роль в воспитании играли члены большой крестьянской семьи и всего мира – общины.

Основная цель этого периода – формирование у ребенка мо­тивации на привязанность к другим людям, что выражается в до­верии, послушании, желании сделать им приятное. Уже к трем месяцам дети демонстрируют избирательное поведение, они вы­ражают любовь, страх, радость, узнают родителей и знакомых, отличают их от незнакомцев.

В возрасте от трех до пятнадцати лет на ребенка все больше действуют и другие факторы инкультурации: общение со сверст­никами, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они спо­собны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира (позже он превратится в картину мира). Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрак­тным мышлением, учатся создавать абстракции и идеализации. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно, окружаю­щие ребенка общество и культура становятся для него единствен­но возможным и существующим миром, с которым он себя пол­ностью идентифицирует.

Понятие идентификации было введено в научный оборот родоначальником психоанализа З. Фрейдом. Этим термином (от лат. identificare – отождествлять; англ. identification) Фрейд обозначил «метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их корпоративной частью собственной личности»[6]. Согласно З. Фрейду, идентификация выступает формализованным выражением принципа реальности и представляет собой некое уподобление собственного Я чужому Я, подражание ему. Идентификация может быть представлена в качестве особой способности индивида быть другим, становиться тождественным любому явлению, которое может быть репрезентировано в индивидуальной психике.

Следует отметить, что механизм идентификации используется личностью не только для отождествления себя с реально существующими людьми, но и с воображаемыми персонажами, сообществами, абстрактными идеями и неживыми объектами[7]. В целом современная психология придерживается того взгляда, что итоговая структура личности представляет собой своеобразный сплав ряда идентификаций, осуществленных субъектом в различные жизненные периоды. Фрейд использовал понятие идентификации, заменив им более привычный для психологии термин «имитация», полагая, что имитация характеризует поверхностное и кратковременное копирование поведения, в то время как идентификация указывает на стабильные и вполне рациональные приобретения личности.

Имитацией называется стремление ребенка подра­жать определенной модели поведения. Обычно в качестве приме­ра выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Ими­тация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со сво­ими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве. Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, он может удержать их от курения, даже если сам курит.

Если имитация и идентификация являются позитивными меха­низмами инкультурации, то стыд и вина – негативными. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые – запрещают или подавляют его.

 


[1] Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995. С. 108.

[2] См.: Борсяков Ю.И., Костина И.Б. Человек. Личность. Картина мира. – Воронеж, 2004. – С. 85-94.

[3] Тип личности – это концентрированное выражение характерных черт, присущих определенной социальной группе.

[4] Социальная роль – это нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая мысли, чувства и действия), воспроизводимый индивидом в зависимости от его социального статуса или положения в обществе.

[5] Лубский А.В., Степанов О.В. Человек и культура: нормативные типы личности в России и на Западе. Учеб. Пособие для слушателей краткосрочного курса повышения квалификации по программе «Гуманитарные проблемы современности». – Ростов н/Д, 2008. – С. 75 – 82.

[6] Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. – М., 2000. С. 56.

[7] Там же. – С. 57.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разменные монеты Банка России представлены номиналами 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10, 50 копеек | Электронная почта

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.