Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Простая или случайная стоимость





ТЕОРИЯ

Цель социологического исследования — выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений, как и в любой науке дать удовлетворительное объяснение всему, что требует объяснения. Такое объяснение можно считать социологической теорией. Согласно Э. Хану (Erich Hahn, 1968), о теории можно говорить тогда, когда имеются: 1) научный уровень знания или исследования и 2) систематически организованная терминология.

В самом широком значении к «теории» относится все, что является формальным или отвлеченным в противоположность эмпирическому. С помощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное прежде всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.

Хотя теория отражает сущность рассматриваемого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Например, положение о том, что члены общества разделяются на социальные слои — не теория, а эмпирический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин }rncn деления представляет собой уже социологическую теорию.

Социологическая теория — это теория о социальных явлениях или обществе.

На основе научной социологической теории можно делать определенные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляющей теории являются «понятия».

Забегая вперед, отметим, что теоретические понятия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус (подробно см. гл. 5). Можно выделить несколько типов социологических теорий.

— Объясняющая теория выявляет и изучает социальные причины существующих в обществе явлений.

— Прогнозирующая теория стремится прогнозировать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.

— Классифицирующая теория является в большей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявление наиболее отвлеченных существенных признаков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории.



— Функциональная теория относится к классифицирующим теориям. Она классифицирует и интерпретирует явления и их последствия. Функциональная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздействие каждой части на целое.

Вместо функциональной теории исследователи могут употреблять термин «функциональный анализ», который можно считать синонимом функциональной теории, или термин «системная теория», когда подчеркивается значение целого.

Многие исследователи отмечали, что общественные науки пока не имеют систематического подхода, существуют только методы исследования и ряд обобщений, и те на относительно невысоком уровне. Применительно к этому Роберт Мертон (1968) использовал выражение «теория среднего уровня». Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или направление науки (Wiswede, 1991).

Несмотря на критику, направленную на теорию, возможно использовать понятие теории особенно тогда, когда с его помощью можно получать полезную информацию о социальных взаимосвязях. Теория имеет тесную связь с изучаемой действительностью. Теория является парадигмой или моделью действительности.

Социологическая теория базируется на отношениях факторов, переменных, понятий.

«Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть способом к открытию новых взаимосвязей и закономерностей.

Ниже приводится схема процесса научной работы по Уолтеру Л. Уоллису (Walter L. Wallace, 1969), в которой рассматриваются разработка теории и ее применение в исследовании. Уоллис считает социологию безусловно научной дисциплиной и выделяет в ней, согласно данной схеме, пять областей, которые коррелируют друг с другом.

В качестве примера используем анализ Дюрк-гейма о самоубийстве. Он исходит из наблюдений о людях, которые покончили с собой самоубийством. Эти наблюдения дают некоторые эмпирические обобщения типа «среди протестантов более высокая частотность самоубийств, чем среди католиков».

Следующий уровень знания зависит от ответов на вопросы: 1. Каково значение принадлежности к тому или иному вероисповеданию в том особом случае, когда речь идет о частотности самоубийств? 2. Можно вообще частотность самоубийств считать каким-то особым случаем? Эти вопросы, вместе взятые, затрагивают явление, требующее объяснения (суицид), и явление, которое объясняет (вероисповедание). При этом возможно по индукции «поднять» эмпирическое обобщение выше первоначальной формы и вслед ствие этого увеличить используемую научную информацию. Принадлежность к какому- либо вероисповеданию, т. е. объясняющее явление, можно обобщать с помощью той или иной степени интеграции. Самоубийство же как объясняемое явление — лишь одно из выражений так называемой дезорганизации, т. е. функционального расстройства общества, или ослабления предсказуемости. С помощью этих более Широких понятий названное эмпирическое обобщение можно представить в виде следующей теории: «Состояние личной дезорганизации варьируется обратно пропорционально степени социальной интеграции».

Вышесказанное можно наглядно показать с помощью схемы, расположенной на с. 85. Из нее видно, что в эмпирических обобщениях речь идет об отношении между двумя переменными (а — 1), но на уровне теории обращается внимание на взаимную связь теоретических понятий (А — Б).

На следующем этапе можно проверить теорию. Исходя из теории, путем логической дедукции выдвигаются гипотезы. Согласно данной теории, незамужние женщины и неженатые мужчины социально менее интегрированы, чем замужние и женатые.

По этой причине первые имеют более высокую частотность самоубийств, чем последние. Эта гипотеза проверяется с помощью собираемых наблюдений, после чего делаются эмпирические обобщения, и, наконец, гипотеза включается путем логической индукции в теорию.



Разработку теории, с одной стороны, и ее применение — с другой, можно изложить по Уоллису (1971) в следующем виде: в стадии разработки теории важны наблюдения, полученные в процессе исследования, а в стадии применения теории b`fm{ объекты приложения. При наблюдении и выводах необходимо учитывать положения теории. Теория помогает направить исследование на рассмотрение существенных вопросов.

После проверки гипотезы она считается доказанной и служит основой логических заключений, ведущих к теории.

Как выше уже отмечалось, разработка социологической теории и эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и обобщаемость результатов исследования напрямую зависит от этого взаимодействия.

 

К. Маркс писал, что при этом имели место 2 полюса выражения стоимости товара:

А) товар, выражающий свою стоимость, т.е. играющий активную роль (относительная форма стоимости);

Б) товар, который служит материалом другого товара.

 

2. полная или развернутая форма стоимости. Появляется множество товаров-эквивалентов и стоимость товара не получает законченного выражения.

3. всеобщая форма стоимости, когда из товарного производства и обмена выделились главные предметы обмена, но роль всеобщего эквивалента не заменилась еще не за одним товаром.

4. денежная форма стоимости, т.е. выделяется один товар на роль всеобщего эквивалента.

 

По своей сути деньги – понятие абстрактное. Для раскрытия содержания этой категории необходимо дать три определения денег – через стоимость, формы и функции.

 

1. Если рассматривать деньги через стоимость, то деньги – это экономическое благо, обладающее реальной и представительной стоимостью.

 

Реальная, внутренняя стоимость денег – это стоимость того денежного материала, который пошел на их создание, а ее величина определяется издержками производства денег.

 

Представительная стоимость отражает экономическую силу субъекта, который выпускает (эмитирует) деньги, его возможность поддерживать их постоянную покупательную способность, то есть способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг.

 

В процессе эволюции денег комбинация реальной и представительной стоимостей не остается постоянной, она все время меняется, причем в пользу последней. Увеличение в деньгах доли представительной стоимости называется процессом рационализации.

 

В деньгах выделяется и номинальная стоимость, то есть нарицательная стоимость, которая указана на денежных знаках. В случае если номинальная стоимость денег совпадает с реальной, деньги называются полноценными (привести пример).

Если номинальная стоимость денег превышает реальную, то такие деньги являются неполноценными.

 

2. Определение денег через их функциональные формы.

Деньги – это совокупность функциональных форм.

 

 

В современной теории денег выделяют пять функциональных форм: вещные денежные знаки (товарные деньги), монеты, банкноты, бумажные, электронные. В процессе эволюции денег происходит последовательная смена их функциональных форм. Каждая последующая форма становится все менее вещественной. Этот процесс называется дематериализацией.

 

С известной степенью условности эволюцию форм денег можно свя­зать с изменением форм ведения хозяйства. Так, при натуральном хозяй­стве на ранней стадии развития обмена преобладающей формой денег яв­лялись товарные деньги - скот, меха, металлы, выполнявшие функцию товара — всеобщего эквивалента. В период становления феодальных государств на смену товарной формы денег приходит монета. При капитализме свободной конкуренции доминирующей формой денег становятся банкноты. На стадии государственно-монополистического капитализма банкноты вытесняются бумажными деньгами. В условиях современной рыноч­ной экономики появляются электронные деньги.

 

Для каждого типа хозяйства характерна своя преобладающая форма денег. В то же время деньги могут существовать одновременно в нескольких формах. Так, в настоящее время бумажные деньги, являясь преобладающей формой денег, обращаются наряду с монетами, электронными деньгами, а иногда и товарными эквивалентами.

3. Определение денег через их функции.

Деньги – экономическое благо, выполняющее одновременно функции:

меры стоимости;

- средства обращения;

— средства платежа;

— средства накопления (образования сокровищ);

— мировых денег.

Если какое-либо благо выполняет названные пять функций, то оно яв­ляется деньгами. Таким образом, каждая форма денег, о которой говори­лось выше должна выполнять все пять функций денег.

В то же время каждой форме соответствует своя доминирующая функция, а остальные выступают подчиненными по отношению к ней. В период обращения товарных денег доминирующей функцией явля­ется средство образования сокровищ. Преобладающая функция мо­нет — средство о6ращения. Банкноты в основном выполняют функцию меры стоимости. Бумажные деньги функционируют как средство платежа. Электронным деньгам в наибольшей степени присуща функция мировых денег.

Формы денег.

Существует пять форм денег:

1. Вещные денежные знаки. Наиболее типичными предметами, выполнявшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, раковины, зубы акулы, пластинки из панцыря черепах и т.д. Каждый народ, как правило, имел свои собственные «денежные знаки».

Так, земледельческие народы использовали в качестве денег зерно, скотоводческие — скот, а лесные, к которым относились Скандинавские страны — меха. Само происхождение латинского слова деньги – pecunia - берет свое начало от слова «скот» - pecus.

Развитие денег привело к тому, что полноценные вещные знаки потеряли свою потребительскую стоимость как товар Экономический агент не собирался их потреблять и поэтому абстрагировался от потребительских свойств. Появилась возможность заменить полноценные вещные деньги на неполноценные.

Неполноценные вещные денежные знаки, «потеряв» потребительную стоимость товара, «сохранили» потребительную стоимость денег — способность обмениваться на любой другой товар.

Однако не каждый товар способен играть роль всеобщего эквивалента. После того как был перебран целыый ряд товаров, выступавших в качестве денег, определились те свойства, которые необходимо иметь вещным денежным знакам, чтобы быть деньгами. Такие деньги должны легко делиться, обладать достаточной прочностью, быстро идентифицироваться, иметь способность к длительному хранению,относительно высокую стоимость, быть достаточно редкими.

Таким товаром а ре­зультате длительной эволюции денег стали металлы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические денежные знаки.

Сначала металлические знаки принимали форму орудий труда. В ка­честве таковых выкупали плуги, оружие, кованые мотыги,наконечники копий и др. С течением времени, когда добычаметалла увеличилась, из него стали изготавливать не только орудия труда, но и украшения, что по­зволило использовать уже их в качестве денег.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.