Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема20. Восприятие и информационное взаимодействие

Выбор канала обусловливается числом градаций признака.

1. Зрительный канал обеспечивает наибольшую точность определение величины признака, особенно при использовании цифровых кодов, шкал, изменений положений указателей приборов. Он позволяет сравнивать и измерять информацию одновременно по нескольким признакам. Наименьшая точность наблюдается при кодировании величины яркостью.

2. Слуховой канал по точности восприятия количественной информации может конкурировать со зрительным только при передаче количественной информации в виде речевых сообщений. Точность приема количественной информации, закодированной с помощью частоты или интенсивности звукового сигнала, повышается при использовании эталона сравнения. Человек способен воспринять до 16 - 25 градации тональных сигналов, различающихся по высоте или громкости.

3. Кожный канал при передаче количественной информации значительно уступает зрительному и слуховому каналу. С его помощью можно передать более 10 градаций величины за счет использования частоты вибротактильных или электрокожных сигналов (после соответствующей тренировке).

Передача многомерных сигналов

Использование многомерных сигналов, различающихся по нескольким признакам, способствует более экономной передаче информации. С точки зрения возможности приема многомерной информации различные воспринимающие каналы человека не являются идентичными.

Зрительный канал, обладающий хорошо выраженными аналитическими свойствами, позволяет одновременно использовать несколько признаков в сигнале. Информация для этого канала восприятия может быть закодирована одновременно с помощью интенсивности и цвета световых раздражителей, формы, площади, пространственного расположения сигналов, отношений их отдельных параметров. Способность к поэлементному анализу большого числа отдельных составляющих сложного сигнала позволяет воспринимать с помощью этого канала большой объем информации, несмотря на то, что по шкалированию некоторых из них (например, интенсивности, частоты). Зрительный анализатор не обладает выраженными преимуществами по сравнению с другими анализаторами. Значительно повышает пропускную способность данного канала по отношению к многомерным кодовым сигналам синтез различных компонентов сигналов в единый зрительный образ. В этом отношении большую роль играет наличие возможности одновременного восприятия нескольких пространственно разобщенных зрительных образов.

Слуховой канал позволяет использовать при передаче многомерных звуковых сигналов интенсивность и частоту, тембр и ритм. Распределение частот по октавам и модулирование звуковых сигналов также повышает их распознаваемость. Однако общий набор сигналов и возможность варьирования ими для этот анализатора меньше, чем для зрительного. Значительно ограничивает использование этого каната трудность приема и анализа информации, поступающей одновременно более чем от одного источника сигналов.

Кожный канал обладает меньшими возможностями для приема многомерных сигналов, чем два предыдущих. При передаче по нему многомерных сигналов практически могут быть использованы частота сигналов и их пространственная локализация.

Передача информации о положении объектов в пространстве

1. Зрительный канал дает самую полную информацию о положении наблюдаемых объектов в пространстве (по трем координатам). Большая точность в оценке пространства и пространственны отношений обеспечивается за счет выраженной аналитической способности зрительного анализатора, константности восприятия, визуализации представлений, широкой возможности оперирования пространственными зрительными образами.

2. Кожный канал при передаче этой информации можно поставить на второе место. Он обеспечивает определение положения объекта в пространстве по двум координатам при непосредственном соприкосновении с объектом и при дистанционном определении положения его в пространстве за счет искусственных кодовых признаках. Такими кодовыми признаками могут быть частота вибротактильных или электрокожных сигналах и их локализация. Применения для этого изменение амплитуды, величины и площади давления тактильных сигналов ограничивается быстрым развитии адаптации в тактильном анализаторе.

3. Слуховой канал при бинауральном восприятии обеспечивает высокую точность определения направление на источник звука. Когда же применяется искусственный код (обычное изменение частоты акустического сигнала, его тона), точность локализации оказывается ниже, чем при использовании зрительного и кожного анализаторов. В основном, в этом случае с помощью слухового анализатора можно определять изменение положения объекта в пространстве только по одной координате.

Восприятие времени

Точность восприятия временных интервалов зависит от их длительности, от того, заполнены они или не заполнены раздражителем и от ряда других причин. Наибольшая точность отмечается при оценки заполненных временных интервалах.

1. Слуховой канал обеспечивает наибольшую точность в оценке временных характеристик сигналов (их длительности, темпа, ритма и т.п.). Ошибка в воспроизведении 3-, 5-, 10- секундных заполненных временных интервалов составляет при использовании слухового анализатора 1.2 - 4.7 % заданных стандартов.

2. Кинестетический канал также может успешно использоваться для передачи информации по параметру длительности. При поступлению по этому каналу заполненных временных интервалов длительностью в 4.8 и 9.1 с., ошибка в точности воспроизведении колеблется в пределах 6.4 - 16 %.

3. Тактильный канал по точности оценки времени занимает третье место. Ошибка точности воспроизведения 5, 10 - секундных интервалов при использовании этого анализатора составляет 7.4 - 24.8 % определяемых величин. 4. Зрительный канал обеспечивает наименьшую точность передачи временной информации. Пир поступлении сигналов в этот канал наблюдается меньшая точность и большая флюктуация в оценке длительности временных интервалов, чем при поступлении их по слуховому, кинестетическому и тактильному каналам. Ошибка в точности воспроизведения 3-, 5- и 10- секундных интервалов времени при использовании зрительного анализа составляет 13.8 - 18 % стандарта, а флюктуация - 1.2 - 2.9 с.

Контрольные вопросы: 1. Какие каналы восприятия вы знаете 2. Как влияет на восприятие зрительный канал? 3. Как влияет на восприятие слуховой канал? 4. Как влияет на восприятие кожный канал? 5. Как реагируют каналы на восприятие времени?

______________________________________________________________________________________ Тема 21. Зрительные искажения

Среди факторов, влияющих на восприятие объективной структуры плоских изображений и объемных форм, особое место занимают психофизиологические особенности зрения, в частности физиологическая оптика. Человеку свойственно поддаваться оптическим обманам — зрительным иллюзиям. Суть их заключается в несовпадении подлинного геометрического и зрительного равенства линий, фигур, пробелов между ними, элементов (фигур), заполненных графическим материалом и оставленных чистыми (иррадиация света). Зрительные искажения весьма наглядно проявляются там, где геометрически правильные фигуры пересекаются параллельными линиями, образующими со сторонами фигуры острые углы, и т.д.

Многие из иллюзий были отмечены и описаны более ста с лишним лет назад. Однако полного и общепринятого понимания того, почему подобные рисунки нарушают восприятие зрительной системы, нет до настоящего времени. Все оптические иллюзии можно условно поделить на две группы: • искажения собственно фигуры без фона; • искажения фигуры, вызываемые фоном определенного рода.

Начало изучению зрительных иллюзий положило обнаружение Ф. Целльнером в рисунке купленной ткани эффекта визуального схождения и расхождения вертикальных параллельных линий при пересечении их косыми линиями (1860). Эта иллюзия наиболее сильно проявляется, когда пересекающиеся линии образуют угол, равный 45°. Вариантами этой иллюзии, основанной на законе оптического преувеличения размера острых углов, являются эффект вогнутости двух прямых линий (В. Вундт) и эффект выпуклости этих прямых (Э. Геринг). Некоторые простые рисунки оцениваются с довольно большими искажениями (некоторые искажения выглядят до 20% длиннее или короче, прямая линия весьма явно искривляется и т.д.). Эти видят практически все люди. Примечательно, что это же явление наблюдается и у животных (довольно сложная методика подтвердила эти результаты с достаточно высокой степенью точности на рыбах и голубях). Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллера— Лайера («иллюзия стрелы», описанная в 1889 году). Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но у одной стрелы расходящиеся наконечники, а у другой — сходящиеся. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины. Иллюзия сохраняется в случае отсутствия древков, хотя становится более лабильной (менее явной). Две части фигуры («стрелы») могут интерпретироваться как трехмерные объекты. Например, границы (линии) между потолком и стенами, полом и стенами комнаты характеризуют как «внутренний» угол. При этом стена как бы удаляется от наблюдателя и величина центральной вертикали (линия схождения боковых стен) переоценивается. Второй случай — «внешний» угол; линии крыши и фундамента здания; наиболее близкая к наблюдателю часть воспринимаемого объекта (или его изображения), напротив, недооценивается по высоте.

Контрольные вопросы: 1. Почему человеку свойственно поддаваться оптическим обманам? 2. На какие группы можно поделить оптические иллюзии? 3. Что послужило началу изучения зрительных иллюзий? 4. Какие зрительные иллюзии вы знаете?

______________________________________________________________________________________ Тема 22. Эргономика одежды

Эргономика одежды - это требования, которые учитываются с учетом взаимодействия элементов системы «человек — одежда — среда», К ним относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования.

Антропометрические требования — это соответствие одежды антропометрическим свойствам человека, приведенным в размероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься).

Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паро-, воздухопроницаемость, токсичность, загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды, обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия, применяемые материалы, структура налета и т.д.). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции: защищать тело человека от воздействия внешних факторов — охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов; создавать условия для жизнедеятельности человека — нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и пододежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.

Соответствие психофизическим требованиям одежды определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия.

Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей.

Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам (расположение карманов, застежек).

Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды.

Для изготовления одежды и выбора используются размерные характеристики человека. Размерная характеристика является результатом антропологических исследований. Основной прием антропологического исследования — измерение тела человека и его частей (антропометрия). Это обхваты, продольные и поперечные измерения.

Обхваты выявляют параметры туловища, шеи, головы и конечностей в различных участках, необходимые для определения ширины изделия в соответствующих участках.

Продольные измерения характеризуют ширину тех или иных участков тела и определяют ширину отдельных частей и деталей одежды.

Проводят также измерения не по поверхности тела, а расстояния между двумя точками тела в проекции на вертикальную (высоты) или горизонтальную (диаметра и глубины) плоскости. Эти измерения определяют внешнюю форму тела человека, зависящую от размеров мускулатуры и жировых отложений. Осанка обусловлена главным образом формой позвоночника. Различают основные типы осанки — сутулая, нормальная, перегибистая, которые определяются формой изгибов позвоночника, степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жировых отложений в области шеи, спины, ягодиц. При производстве одежды в качестве показателя осанки измеряют наклон плеч, определяющий форму фигуры (низкоплечая, нормальная, высокоплечая).

В качестве ведущих размерных признаков при производстве одежды (выборка, маркировка), отвечающей необходимым требованиям, приняты размер, рост, полнота фигуры (определяется величиной обхвата груди в сантиметрах). Стандартами принята следующая классификация типовых фигур по размерам: мужчины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128; женщины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136.

Вышеприведенные признаки — обхват груди и рост, наиболее полно характеризуют форму тела человека, так как ориентированы в разных плоскостях.

Особенности определения размера и роста трикотажного изделия. Определение размера проводится по обмерным данным, указанным согласно условиям контракта или требованиям нормативных документов, действующих в РФ. Измерения проводят нескладной линейкой (для изделий из синтетических волокон допускается измерение мягким метром) с ценой деления 0,1 см.

Размер изделий определяется в тех случаях, когда: заказчиком экспертизы выявлено несоответствие фактических обмерных данных данным, указанным в контракте; имеется расхождение между размером, указанным на контрольной маркировке и на товарном ярлыке изделия; размер изделия не указан. Качество одежды является важным показателем её «добротности» и конкурентоспособности. Не секрет, что большинство показателей качества швейных изделий закладываются на этапе проектирования одежды. Затрагивая вопрос качества, следует, в первую очередь, обратить внимание на потребительские свойства швейных изделий. Безусловно, акцент на требуемых показателях качества делают в случае массового или малосерийного производства. И в то же время, некоторые из них также немаловажны при проектировании единичных изделий. Все потребительские показатели качества принято делить на следующие основные группы:

функциональные,

эстетические,

эргономические,

эксплуатационные.

Функциональные показатели определяют степень соответствия изделия основным целевым функциям (назначению одежды), соответствие одежды размерной и полнотно-возрастной группе потребителей, их внешнему облику и психологическим особенностям.

Эстетические показатели характеризуют степень удовлетворения одеждой основных эстетических потребностей – это требования эстетической целесообразности формы изделия и её тесной связи с функциональным назначением изделия, а также требования художественной выразительности, гармонии, стилевого единства. Безусловно, одежда должна проектироваться с учётом ведущего художественного стиля данной эпохи и его частного проявления – моды. Таким образом, проектируя новую модель швейного изделия, следует уделять внимание таким важным эстетическим показателям, как

соответствие современному стилю и моде,

степень совершенства композиции модели,

товарность внешнего вида будущего изделия.

Эргономические показатели – характеризуют степень «приспособленности» изделия к человеку. Эргономика – это наука, которая комплексно изучает человека в конкретных условиях его жизнедеятельности, а также законы взаимодействия между человеком, швейным изделием и окружающей средой. К эргономическим показателям качества относятся:

антропометрическое соответствие,

гигиеническое соответствие,

психофизическое соответствие.

Антропометрические показатели включают статическое и динамическое соответствие одежды телу человека. Статическое соответствие предполагает соответствие одежды форме тела человека, а также степень соответствия конструкции одежды размерам фигуры. Динамическое соответствие учитывает приспособленность конкретного изделия к выполнению всех видов движений, предусмотренных условиями эксплуатации (отсутствие затруднения в подъёме и движении рук, свободу перемещения изделия при подъёме рук, при наклонах и т. п.). При проектировании одежды любого вида целесообразно предварительно проанализировать возможность обеспечения за счёт конструктивного решения деталей, узлов и изделия в целом оптимальной свободы выполнения всех необходимых движений (см. также тему «Припуски в одежде»). В особенности это касается процессов проектирования одежды для детей, спортивной одежды, а также одежды специального назначения.

Гигиенические показатели качества характеризуют соответствие одежды санитарно – гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивающим комфортные условия микроклимата поджодежного пространства (воздухопроницаемость, гигроскопичность, теплозащитные свойства одежды и т. п.). Во многом гигиенические свойства одежды определяются свойствами рекомендуемых материалов. И в то же время, выбранная конструкция одежды может существенным образом влиять на улучшение гигиенических показателей одежды.

Психофизиологические показатели – это показатели соответствия одежды физиологическим свойствам и психологическим особенностям человека. Это показатели обеспечения удобства надевания и снятия одежды, удобства пользования отдельными элементами одежды и т. п.

Эксплуатационные показатели характеризуют надёжность одежды в процессе эксплуатации, а также стабильность сохранения основных качественных характеристик в процессе носки. Надёжность швейного изделия определяет его безотказность, долговечность и ремонтопригодность. Хорошие эксплуатационные показатели одежды определяются качеством и износостойкостью выбранных материалов, качеством ниточных соединений деталей и узлов, формоустойчивостью деталей и краёв одежды.

Контрольные вопросы: 1. Что собой представляет эргономика одежды? 2. Что такое антропометрические требования одежды? 3. Что такое гигиенические требования к одежде? 4. Психофизиологические требования к одежде. 5. Какой основной прием антропологического исследования вы знаете? 6. Какие типы осанки вы знаете? 7. Какие размеры типовых фигур вы знаете? 8. На какие группы делится качество изделия?

____________________________________________________________________________________

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 19. Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды | Тема 23. Видеоэкология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.