Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграционные процессы

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Международное разделение труда, международное производство создают ре­альные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап раз­вития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятст­вий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономи­ческого обмена. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэконо­мический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению наци­ональных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хо­зяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальны­ми хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различ­ных формах

Мировой процесс экономической интеграции развивается на двух уровнях:

- на межгосударственном уровне;

- на уровне непосредственных производителей (на микроуровне)

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических от­ношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

На межгосу­дарственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономи­ческих объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспе­чение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между стра­нами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной эконо­мической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные эко­номические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономи­ческими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами.

 

Рассмотрим подробнее эти уровни.

 

 

2.1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН

 

Простейшая интеграционная форма – зона свободной торговли, где ликвидируются ограничения в торговле (прежде всего – таможенные пошлины) между странами-участницами. Следующая ступень – таможенный союз, где зона беспошлинной торговли дополняется единой внешнеторговой политикой, включая единый внешнеторговый тариф в отношении других стран. Третья форма – общий рынок, где к компонентам таможенного союза добавляется свобода передвижения капиталов и рабочей силы. Кроме того, возникает необходимость согласования хозяйственной политики. Четвертая форма – экономический и валютный союз, который совмещает все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Пятая форма - п олная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.

Экономическая интеграция стран неизбежно сопровождается их всесторонним политическим, социальным, культурным, информационным, идеологическим сближением, вплоть до появления наднациональных органов.

Интеграция становится потребностью стран на достаточно высоком уровне их развития, когда оказываются в основном исчерпанными внутренние резервы экономического роста

1.Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

2.Европейский Союз (ЕС). В него входят 27 стран: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Дания, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Греция. Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

3. Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ): Ис­ландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС):

Межправительственный форум “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС) образован в ноябре 1989 г. В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР (с учетом специфики, обусловленной участием в Форуме территорий (Тайвань, Гонконг), в АТЭС принято обозначать страны-участницы как “экономики): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1998г. одновременно со вступлением России в АТЭС введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

На долю участников АТЭС приходится свыше 60% мирового ВВП, 47% оборота внешней торговли, более 40% объема иностранных инвестиций и 40% населения мира.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

6. Торговый пакт "Меркосур" — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) и а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок».

7. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) ( Юго-Восточная Азия) - довольно развитая структура, в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

8. Южноафриканский комитет развития (САДК): Ангола, Бот­свана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Сва­зиленд, Танзания, Зимбабве.

9. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА): Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

10. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК): Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бу­тан, Непал.

11. Андский пакт: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боли­вия.

 

Бенилюкс

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.

Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом. С 1930 гг. предпринимались попытки экономического сближения БЛЭС и Нидерландов путем заключения различного рода договоров.

5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.

5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торговые договоры с третьими странами.

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля I958 г. и вступил в силу I ноября I960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:

о свободном передвижении лиц по территориям трех государств
и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);

протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.); и др.

Государства – члены: Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Местонахождение – Брюссель (Бельгия).

введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.

Основными целями Бенилюкса являются:

свободное движение товаров, услуг, капитала, т. е. ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничении;

свободное передвижение граждан стран Бенилюкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же
налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профессиях);

координация экономической, финансовой и социальной политики;

проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

Комитет министров;

рабочие группы;

Совет Экономического союза;

комиссии;

генеральный секретариат;

объединенные службы;

Межпарламентский консультативный комитет;

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;

арбитражная коллегия;

судебная палата.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, и др.).

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей, состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга.
При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет полномочен решать не только экономические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия — Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург — Экономико-социальный
совет; Нидерланды — Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам государственных чиновников.

В связи с возникновением новой международной группировки (ЕЭС) странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС,
куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

• ликвидация Бенилюкса уничтожила бы результаты долгих лет сотрудничества;

• существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;

• малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

• приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

• три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какие страны являются наименее развитыми? | Создание Европейского Союза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.