КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы трудовой деятельности
Эргономические исследования и рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности. В психологическом плане трудовая деятельность-это реализация личностных свойств человека. Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами и описывается в медицине как взаимодействие медицинского работника и пациента. Компонентом может выступать орудие труда - медицинское оборудование и приспособления по уходу. В процессе ухода за пациентом последние приобретают большое значение, так как позволяют уменьшить физическую нагрузку на медицинскую сестру. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния здоровья работающего человека. В процессе ухода за пациентом - целью труда является приведение пациента к самостоятельности. Медицинский работник в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия осуществляются самим медицинским работником. Для того чтобы эти процессы выполнялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен возникнуть рабочий динамический стереотип. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения. Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, угроза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации. Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений: − физиологических; − биомеханических; − психологических; − поведенческих. Признаки профессионального стресса: Изменение впечатлительности – наиболее ранний признак. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызываются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (поездка в переполненном общественном транспорте, пробки на дорогах и т.д.). Дополняется это снижением производительности и организации труда, жалоамии на рабочие стрессы. Психологические признаки – чувство напряженности, тревоги, неудовлетворенность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе. Поведенческие признаки – депрессивные и ипохондрические реакции, попытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, обычного стиля жизни и деятельности. Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зависимости от воздействия рабочих нагрузок: − на органы чувств (особенно слух и зрение); − скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мыши конечностей); − центральную нервную систему.
Профилактика травм позвоночника · Одежда сестринского персонала должна быть удобной, а любые ограничения, связанные с ней, должны быть предусмотрены. Обувь используется на низком каблуке и на нескользкой подошве. · Следует оценить состояние пациента и обоснованность перемещения (возможность помощи с его стороны). · Нужно продумать возможность использования вспомогательных средств. · Выбирается лучший способ перемещения и подъема. · Оценивается необходимость дополнительной помощи. · Необходимо подготовить окружающее пространство и оборудование (убрать мешающую мебель, подогнать поверхности по высоте, поставить кровать, каталку на тормоз, убрать капельницы и т.д.) · Пациента готовят к перемещению (выявление наиболее чувствительных и болезненных участков, проверка постоянных катетеров и дренажей). · Правила подъема и перемещения: · Равномерно распределите вес тела так, чтобы уменьшить нагрузку на поясничный отдел. Для этого необходимо выпрямить спину, напрячь мышцы живота, расправить плечи и держать их в одной плоскости с тазом. · Избавьтесь от напряжения в коленях – поставьте ноги на ширину плеч и присогните их в коленях. · Голову держите прямо. · Поворот тела необходимо начинать со ступней, затем следуют остальные части тела. Нельзя начинать поворот тела с поясницы. · Положение ног медицинской сестры при перемещении очень важно. Одна нога находится рядом с постелью, другая – в направлении движения и готова принять массу тела пациента при перемещении. Если медсестра поднимает пациента от уровня пола, то ноги должны находиться по обе стороны относительно пациента. Не поднимайте пациента перед коленями сбоку – это травмоопасно! · Использование веса тела. Тело при движении обладает кинетической энергией, которую можно использовать, чтобы обеспечить процесс поднятия и перемещения. · Медсестре необходимо добиваться слаженности движений с пациентом – для этого нужно достичь понимания и сотрудничества с его стороны. · Расскажите коллегам, вовлеченным в процесс, о предстоящих действиях, чтобы каждый знал, что должно произойти. · Расслабьтесь. Избегайте мышечного напряжения перед началом движения, иначе оно будет неэффективным. Если объект нельзя переместить без напряжения, это значит, что он слишком большой и тяжелый для вас. · Поставьте ноги на ширину плеч (примерно 30 см). Одну ступню выдвиньте вперед в направлении предполагаемого движения. Это обеспечит хорошую опору. Вторую ступню поставьте близко к пациенту – она примет на себя его вес в начале перемещения. · Разведите и согните ноги в начале подъема и выпрямите их, когда он завершится. Подъем груза с выпрямленными ногами уменьшает площадь опоры и не позволяет воспользоваться работой четырехглавой мышцы бедра при подъеме. · Не стесняйтесь опереться коленями на кровати пациента, если это позволит вам больше приблизиться к нему. · При перемещении больного медсестра должна поддерживать его путем прикосновения внутренней поверхности своих коленей с наружной поверхностью коленей пациента. · Руки осуществляют захват и удержание пациента. Захват должен быть надежным, прочным, комфортным, безболезненным для пациента и обеспечивать максимальный контроль за его положением и движением. · Техника захвата зависит от вида перемещения и транспортировки. · Осуществляя захват и перемещение, держите пациента или груз как можно ближе к себе. Старайтесь не тянуть и не наклоняться за ним, а при подъеме – прижимайте его к себе. · Начиная перемещение, поднимите голову и сохраняйте ее в таком положении до окончания перемещения. · Спину держите настолько естественно прямой, насколько это возможно. Туловище должно следовать за движением головы. · Груз и пациента поднимайте плавно, без резких движений и рывков. · Для придания устойчивости позвоночнику используйте в качестве опоры руку, опираясь ею на колено, бедро или любую горизонтальную поверхность. · Применяйте силу трения: чем больше трение, тем меньше нежелательных движений. · Если необходима только горизонтальная сила – не тратьте усилия на преодоление вертикальной. · Аля подъема используйте только главные мышечные группы. Мышцы, отдаленные от туловища, не предназначены выдерживать большие нагрузки. · Чем больше приемов вы используете при перемещении, тем более эффективным оно станет!
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |