КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Кооперация и структура производства
1.Эмержентность кооперации (несводимость к частям). Административная и обменная кооперация. 2.Эффекты, связанные с кооперацией и ростом размера предприятия. Понятие эффекта масштаба. Положительный эффект масштаба производства. Эффект возможностей и эффект обучения – обучение действием “Learningbydoing”. Монополия и естественная монополия. Олигополия. 3.Показатели степени концентрации бизнеса. Индекс Герфиндаля. 4.Обменная кооперация. Виды обменной кооперации: технологические цепочки и каналы сбыта. 5.Природа фирмы. Организационные (агентские) и транзакционные издержки. 1. Административная кооперация положительные эффекты и недостатки Л. Мемфорд писал: «Машина, которую я упоминаю, никогда не была открыта в каких-либо археологических раскопках по простой причине: она была составлена почти полностью из человеческих частей».Кооперация как сложение сил возможна без разделения труда, но это как бы добровольное объединение, которого может и не быть, и которое распадается при окончании совместной работы. Когда же рост производительности достигнут разделением труда, кооперация становится вынужденной и постоянной. Это может быть кооперация административная, внутри нее(например, на заводе) между участниками нет товарно-денежного обмена – обмена правами собственности. Это может быть обменная кооперация с обменом правами собственности: товарана деньги, участники становятся покупателями и продавцами. Эмержентность. Кооперации присуща эмержентность – несводимость свойств целого к свойствам частей – участников кооперации. Административная кооперация имеет историческим прототипом общину или племя и отношения общей собственности. Положительные э ффекты кооперации: Совместный результат больше суммы результатов участников кооперации.Если выпуск продукции(в денежном выражение доход от проданной продукции I - income) возрастает в большей мере, чем затраты факторов производства (выраженные как ТС –totalcosts общие издержки), т.е. рост выпуска обгоняет рост издержек, то имеет место положительный эффект масштаба производства. По мере роста размера предприятия, оно все хуже управляется и положительный эффект сменяетсяотрицательным. Если продукт возрастает в меньшей мере, чем затраты факторов - то отрицательный эффект масштаба. Эффект возможностей (у крупного предприятия больше возможностей в инновациях, в маркетинге, в инвестициях).Эффект обучения (персонал лучше работает – обучение действием LEANINGBYDOING).Например, врач в США после выпуска из вуза практикуется 4-12 лет перед получением диплома MD. Недостатки: превращение каждого участника в частичного работника, не способного производить без других. Потребность в «дирижере».Продукт создан кооперацией и возникает проблема его распределения между участниками, иногда требование изменить распределение ведет к забастовкам. Агентская проблема, ведет к росту затрат. Оппортунизм менеджеров (обогащение за счет компании, не будучи собственниками):Злоупотребления (вывод финансовых потоков и активов, искажение информации, потребление за счет фирмы и т.д.);Потери в связи с несовпадением интересов (повышенные риски, слияния, поглощения, масштабные инвестиционные проекты) Оппортунизм работников (отлынивание). 2. Монополия и естественная монополия. Каждый бизнес стремится к расширению. Препятствием служит смена положительного эффекта масштаба на отрицательный, но стать единственным поставщиком и захватить весь рынок стремится каждый. Рост цен окупит рост агентских издержек. Монополия – единственный производитель товара или услуги, не имеющей хороших заменителей.Сила монополии в слабости покупателя, в невозможности отказаться от покупки. Монополия зависит от размера рынка, его границ, через которые не проникает конкурент. Редко это вся страна, чаще местный рынок. Недостатки монополии проявляются, если ее менеджмент использует силу одного поставщика в целях обогащения за счет несправедливого обмена с покупателем. В этом смысле монополия вредна завышением цен, что уменьшает способность покупателя покупать другие товары.Монополия вредна сокращением предложения для создания дефицита товаров и повышения цен. (Например: создание нехватки бензина и затем повышение цен). Монополия вредна снижением качества товаров, т.е при прежних ценах снижением издержек за счет использования более дешевых сырья и компонентов. Естественные монополии В условиях естественной монополии производить на нескольких конкурирующих предприятиях оказывается дороже, чем на одном крупном. Естественная монополия - отрасль, в которой средние издержки на единицу продукции достигают минимума только тогда, когда весь рынок целиком обслуживается единственной фирмой. Как правило, ЕМ возникают в инфраструктурных отраслях, в которых затраты на содержание инфраструктурных объектов являются постоянными и составляют значительную часть издержек фирмы. Например, в энергоснабжении города, в водоснабжении, на транспорте. Существенные затраты мало изменяемые при разном выпуске продукции на содержание оборудования, линий электропередач, труб, железнодорожных путей служат причиной, по которой при росте выпуска снижаютсяAverageCosts (средние издержки) АС= ТС\Q. В этой формуле знаменатель растет быстрее числителя, что показано на графике средних издержек для естественной монополии.
Олигополия – наиболее распространенная структура рынка. Нефть, химия, металлургия, производство пива и т.д. – однородная продукция. Автомобилестроение, бытовая техника, компьютеры и т.д. – дифференцированная продукция.Олигополия – взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Решения, принимаемые фирмой по объему выпуска и ценам, должны учитывать возможную реакцию конкурентов. Если рост цен фирмы не поддержан конкурентами, продажи падают, а у конкурентов растут.Снижение цены для расширения своего рыночного сегмента наталкивается на ответную реакцию конкурентов, также снижающих цены. Рост спроса оказывается меньше ожидаемого. Поэтому олигополия избегает ценовой конкуренции. 3. Показатели степени концентрации бизнеса. Коэффициент относительной доли совместного производства четырех (C4), или пяти (C5) фирм, крупнейших производителей в конкретной отрасли в совокупном объеме производства в данной отрасли. C4 для Евросоюза (21,8) ниже, чем для США (35,7) и Японии (55,4). Индекс Герфиндаля для измерения концентрации рыночной власти при олигополии (Н), где: S - доля фирмы в общем объеме продаж отрасли в %; n - число фирм в отрасли.Например: если n = 1, то Н = 1002 = 10000.Если n = 2, то Н = 502 + 502 = 5000 и т.д. 4. Обменная (рыночная) кооперация. Рынок на первый взгляд выглядит как многочисленные акты обмена независимых покупателей и продавцов. Но в этом броуновском движении, как в замерзающей воде хорошо видны некоторые устойчивые образования, структуры постоянных связей и повторяющихся обменов между одними и теми же факторами рынка. Этот устоявшийся товарно-денежный обмен порождает взаимозависимость. Покупатели сырья и комплектующих обычно покупают у одних поставщиков, лишь частично покупая у других для предотвращениямонопольного поведения продавцов. Обменная кооперация производства и сбыта. Связь через поставки по технологическим цепочкам до конечного производителя. Исходные, промежуточные и конечные производители связаны устойчивыми отношениями кооперации. Происходит распределение конечных доходов по цепочкам кооперации через обмен к начальным звеньям цепочки. Обменная кооперация сбыта формирует канал сбыта как число посредников перепродаж. Например: Производитель – Оптовая торговля- розница. Рыночная кооперация фирм снижает степень свободы участников в выборе торгового партнера, но снижает риски рыночной координации. Отношения обмена являются одновременно и отношениями кооперации, существенно искажающими обычные стимулы, вытекающие из рыночных отношений, такие как купить дешевле, продать дороже. 5. Природа фирмы (административной кооперации) Фирма и рынок – конкурирующие механизмы общественной координации. Рынок: трансакционные издержки – издержки рыночного механизма координации. (Издержки заключения контрактов и обеспечения их исполнения, защиты прав собственности и т.д.) Фирма (организация) – организационные и агентские издержки – издержки на управление коллективной работой и, соответственно, издержки контроля над соблюдением трудовых контрактов, измерения результатов, мотивации.Поиск оптимального размера фирмы путем сравнения трансакционных и агентских издержек. Если трансакционные больше, то выгоднее объединение в фирму. Если больше организационные и агентские издержки, то выгоднее превратить фирму в несколько независимых фирм, торгующих за свой счет. Дополнительно: Кластеры как территориальная кооперация конкурентов «Никакая страна не может быть конкурентоспособной во всех сферах. В развитых странах международная конкурентоспособность изначально развивалась вокруг отдельных кластеров» [1]. Инфраструктура Ни обменная кооперация, ни кластеры не могут эффективно развиваться без инфраструктуры, которая создается на деньги государства совместно с частным бизнесом.Производственная инфраструктура. Средства доставки – дороги, трубопроводы. Средства коммуникаций.Социальная инфраструктура, обеспечивающая жизнь населения. Услуги всевозможных посредников Д. Норт: Многие участники экономики не производят ничего из того, что потребляют люди. Однако юристы, банкиры, бухгалтеры, чиновники, менеджеры и политики принимают участие в транзакционных сделках, составляющих значительную часть операций экономической системы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |