Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Монополия и естественная монополия. Олигополия

Каждый бизнес стремится к расширению. Препятствием служит смена положительного эффекта масштаба на отрицательный, но стать единственным поставщиком и захватить весь рынок стремится каждый. Рост цен окупит рост агентских издержек. Монополия – единственный производитель товара или услуги, не имеющей хороших заменителей. Сила монополии в слабости покупателя, в невозможности отказаться от покупки. Монополия зависит от размера рынка, его границ, через которые не проникает конкурент. Редко это вся страна, чаще местный рынок.

Недостатки монополии проявляются, если ее менеджмент использует силу одного поставщика в целях обогащения за счет несправедливого обмена с покупателем. В этом смысле монополия вредна завышением цен, что уменьшает способность покупателя покупать другие товары. Монополия вредна сокращением предложения для создания дефицита товаров и повышения цен. (Например: создание нехватки бензина и затем повышение цен). Монополия вредна снижением качества товаров, т.е при прежних ценах снижением издержек за счет использования более дешевых сырья и компонентов.

Естественные монополии

АС
Q
В условиях естественной монополии производить на нескольких конкурирующих предприятиях оказывается дороже, чем на одном крупном. Естественная монополия - отрасль, в которой средние издержки на единицу продукции достигают минимума только тогда, когда весь рынок целиком обслуживается единственной фирмой. Как правило, ЕМ возникают в инфраструктурных отраслях, в которых затраты на содержание инфраструктурных объектов являются постоянными и составляют значительную часть издержек фирмы. Например, в энергоснабжении города, в водоснабжении, на транспорте. Существенные затраты мало изменяемые при разном выпуске продукции на содержание оборудования, линий электропередач, труб, железнодорожных путей служат причиной, по которой при росте выпуска снижаются Average Costs (средние издержки) АС= ТС\Q. В этой формуле знаменатель растет быстрее числителя, что показано на графике средних издержек для естественной монополии.

Закон «О естественных монополиях»:

Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии

Олигополия

Олигополия – наиболее распространенная структура рынка. Нефть, химия, металлургия, производство пива и т.д. – однородная продукция. Автомобилестроение, бытовая техника, компьютеры и т.д. – дифференцированная продукция. Олигополия – взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Решения, принимаемые фирмой по объему выпуска и ценам, должны учитывать возможную реакцию конкурентов. Если рост цен фирмы не поддержан конкурентами, продажи падают, а у конкурентов растут. Снижение цены для расширения своего рыночного сегмента наталкивается на ответную реакцию конкурентов, также снижающих цены. Рост спроса оказывается меньше ожидаемого. Поэтому олигополия избегает ценовой конкуренции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 4. Обменная (рыночная) кооперация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.