КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 3. Вопросы для самостоятельной подготовки
Вопросы для самостоятельной подготовки Е.А. Лопатникова, Делопроизводство: образцы документов с комментариями. 6-е изд.,-М., Изд-во «Омега-Л», 2009. – 318с. А.Н. Белов, А.А. Белов. Делопроизводство и документоведение: учебное пособие. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2005г., 624с. 14. Сологуб О.П. Практикум по документационному обеспечению управления. Омега-Л, Москва, 2011.
Дополнительная литература: 1. Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А.Кудряева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. 2. Спивак В.А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство).- СПб.; Питер,2008. 3. Янковая Н.Ф. Как организовать делопроизводство. – М.: МЦФЭР, 2011. ГОСТы РФ 1.ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
2.ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца»;
ГОСТы РФ 3.ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
4.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» 5.ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Системы документации. Система организационной документации. Одна из управленческих функций, реализуемых в деятельности предприятий - это функция организации системы и процессов управления. Организационная деятельность предприятия выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус предприятия, его компетенцию, структуру, штатную численность и другие аспекты. Деятельность учреждений фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание и др. Все эти документы образуют группу организационных документов. Организационные документы - комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства предприятия. Организационно-правовые документы содержат положения обязательные для исполнения и являются правовой основой деятельности предприятия. Виды организационных документов: Устав предприятия - свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности. Устав - это сложный документ, структура и содержание которого определяются самими разработчиками. Устав входит в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации и имеет установленную структуру текста. Требования к составлению устава даны в Гражданском Кодексе РФ ч.1. · Наименование организации; · Наименование вида документа; · Дата документа; · Место составления или издания документа; · Гриф утверждения документа; · Текст устава; · Подпись лица, утверждающего документ. Положение - это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений. (Например, Общее положение о министерствах, Положение о бухгалтерском учете и т.д.) Положения также входят в состав унифицированной системы и имеют установленную структуру текста. Положения разрабатываются по указанию руководителей предприятия, по инициативе руководителей структурных подразделений. Подписывает положение руководитель структурного подразделения, согласовывается с юридическим отделом, утверждается руководителем предприятия. Положение оформляется на общем бланке организации и содержит следующие реквизиты: · Наименование организации; · Наименование структурного подразделения; · Наименование вида документа; · Дата; · Гриф утверждения документа. Положение является сложным документом. Структура и содержание Положения определяются, как правило, организацией-разработчиком. · общие положения. · основные задачи. · функции. · права. · организация работы. Инструкция - правовой акт, издаваемый или утверждаемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, финансовые и иные стороны деятельности учреждений, организаций, должностных лиц. Заголовок инструкции должен содержать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования. (Например, Инструкция по делопроизводству) Текст инструкции носит указующий характер и содержит распорядительные слова: ДОЛЖЕН, СЛЕДУЕТ, НЕОБХОДИМО, и т.д. · наименование организации; · наименование вида документа; · дата; · место издания; · заголовок к тексту; · гриф утверждения; · текст; · подпись. На каждого работника предприятия составляется должностная инструкция - документ, в котором определяются задачи, функции, права и обязанности сотрудника предприятия. На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой контракт с работником. Трудовой контракт и должностная инструкция используются при разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником. Должностная инструкция разрабатывается кадровой службой, согласовывается с юристом и утверждается директором предприятия. · общие положения; · должностные обязанности; · права; · ответственность; В 1 разделе указываются область деятельности специалиста; порядок его назначения на должность и освобождения от должности; квалификационные требования; подчиненность специалиста; нормативные документы. Во 2 разделе перечисляются конкретные виды работ, выполняемые специалистом. В 3 разделе устанавливаются права, необходимые специалисту для выполнения возложенных на него обязанностей. В 4 разделе указывается, за что конкретно несет ответственность специалист. Штатное расписание - документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы. Штатное расписание содержит следующие реквизиты: · наименование организации; · наименование вида документа; · дата; · место издания; · гриф утверждения; · текст; · визы; · подпись. Подписывается штатное расписание заместителем руководителя, согласовывается с гл.бухгалтером, утверждается руководителем предприятия. Гриф утверждения заверяется печатью организации. Структура и штатная численность - организационный документ, в котором указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей. (составляется и подписывается также как и штатное расписание). Правила внутреннего трудового распорядка- организационный документ, в котором отражаются следующие вопросы: · организация работы предприятия; · взаимные обязанности работников и администрации; · предоставление отпусков; · командирование сотрудников; · внутриобъектный режим. Правила составляются на бланке предприятия, согласовываются путем обсуждения на собрании работников предприятия, визируется юристом и утверждается руководителем предприятия. Система распорядительной документации. Распорядительные документы играют очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями и организациями. Распорядительные документы - документы, носящие административный характер и обращенные к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам. Основное назначение распорядительных документов- регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности. · всестороннее изучение вопроса, подготовка проекта документа; · согласование текста и его подписание; · обсуждение и принятие документа на заседаниях коллегиального органа (постановление, решение) Текст распорядительного документа состоит из взаимозависимых двух частей: констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть является введением в существо рассматриваемого вопроса, призвана объяснить, чем вызваны распоряжения. Констатирующая часть необязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать пояснения. Распорядительная часть излагается в повелительной форме. В зависимости от вида документа она начинается словами: ПОСТАНОВИЛ (постановления), РЕШАЕТ (РЕШИЛ) – решения, ПРИКАЗЫВАЮ - приказы. Виды распорядительных документов: Постановление - это правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения. · герб РФ или субъекта; · наименование организации, издавший документ; · наименование вида документа; · место составления; · дата документа, регистрационный номер; · заголовок к тексту; · текст; · подписи; · визы согласования. Проекты постановлений обязательно визируются юрисконсультом. Подписывается постановление руководителем органа, издавшего данный документ. Приказ (по основной деятельности) -правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, для разрешения основных и оперативных задач стоящих перед предприятием. · порядок деятельности предприятия; · решения и поручения по организации работы; · организационные мероприятия; · итоги работы; · результаты ревизии. Приказы издаются только при необходимости. Распоряжение - правовой акт, издаваемый по оперативным вопросам на предприятиях единолично заместителями первого руководителя, заместителями главного инженера, а также руководителями структурных подразделений. Как правило, распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга подразделений, должностных лиц и граждан. Текст распоряжения имеет те же разделы, что и приказ, только распорядительная часть начинается словами «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ». Подписывается руководителем и согласовывается с заинтересованными в этом документе лицами. Указание - распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов органов управления. К вопросам информационно-методического и организационного характера относятся: А. Организация исполнения приказов; Текст указания состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. · констатирующая часть раскрывает причины издания документа и начинается словами: «во исполнение…», «в целях», «в соответствии» · распорядительная часть начинается словом ПРЕДЛАГАЮ, в ней указываются предписываемые действия. Решение - распорядительный документ коллегиального органа управления, издаваемый по важнейшим вопросам или для введения норм, положений. Решения составляются по производственным вопросам советами директоров, общим собранием акционеров и т.д. Система информационно-справочной документации. Большинство документов, издаваемых в организациях, являются информационно-справочными. Информационно-справочные документы - это совокупность документов, содержащих информацию о фактическом положении дел, служащих основанием для принятия решений. Виды информационно-справочных документов: Акт - информационно-справочный документ, составляющийся группой лиц для подтверждения установленных фактов, событий. Акт может содержать выводы, рекомендации, предложения его составителей. Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, заседаниях, совещаниях. Докладная записка - документ, адресованный руководителю своей или вышестоящей организации и содержащий изложение какого-либо вопроса или факта. По содержанию докладные записки бывают: информационные; отчетные. Внутренние докладные записки оформляются на бланке формата А4, подписывает их автор-составитель. Внешние докладные записки оформляются на общем бланке формата А4, подписываются руководителем организации. · изложение фактов, послуживших причиной ее составления. · Выводы, предложения организации или должностного лица. Объяснительная записка - документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета) или объясняющий причины нарушения трудовой дисциплины. Объяснительные записки, являющиеся приложением к основному документу, поясняющие его, оформляются на общих бланках. Подписывает их руководитель. Объяснительные записки, объясняющие причины невыполнения какого-либо поручения, составляются работниками на стандартном листе бумаги. Подписывается автором- составителем. Справка - документ, подтверждающий какие-либо факты или события. Справки составляются для удостоверения юридических фактов: подтверждение места работы, учебы, занимаемой должности. Если необходимо в справку включить сведения по нескольким вопросам, текст ее делится на разделы. Разделы должны иметь заголовок и нумерацию арабскими цифрами. Текст справки, имеющий цифровые показатели, может быть оформлен в виде таблицы. Справки по производственной тематике составляются в двух экземплярах, один из которых направляется адресату, а второй подшивается в дело. Текст справки личного характера начинается с указания фамилии, имени, отчества (в именительном падеже), работника или иного лица о котором сообщают сведения. Доклад - последовательное изложение на собрании, заседании… информации, касающейся проделанной или планируемой работы руководителем организации или другим должностным лицом. Элементы доклада: · вступление · основная часть · выводы · рекомендации. Текст доклада должен состоять из коротких предложений. В предложении должно быть не более 20 слов. Телеграмма - официальное сообщение, переданное по телеграфу. В первой части телеграммы указываются: Отметка о категории телеграммы; Во второй части телеграммы - под чертой - указываются: Адрес и наименование организации - отправителя телеграммы; Телефонограмма - официальное сообщение, переданное по телефону. Этот вид информационно-справочного документа используется для передачи срочных распоряжений, извещений в пределах телефонной связи. · передавать только краткую, срочную информацию; · проверять правильность записи обратной связью; · текст - не более 50 слов; · не использовать трудно выговариваемые и трудные слова.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |