Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок новшеств. На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным




На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным законодательством.

Научно-техническая продукция появляется в результате работы исследовательских организаций и отдельных ученых.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.

Как уже отмечалось, научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

прикладные научные исследования – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

В связи со спецификой научно-технической продукции имеют и свои особенности те аспекты рыночных отношений, которые относятся к области правового регулирования инновационной деятельности.

Рынок новшеств формируют научные организации, учебные заведения, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные физические лица, занимающиеся изобретательской деятельностью.

Продажа научно-технической продукции происходит путём т.н. передачи технологии.

G

Передача технологии (трансфер) — передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции; критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей.

Продажа технологии - один из основных инструментов проникновения и закрепления на рынке. Она, как правило, связана и с товарной экспансией (поставка оборудования, проекты предприятий "под ключ") и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, приносящих продавцу дополнительный доход. Экспорт технологии прямо пропорционален числу зарубежных патентов, заключение соглашения на передачу технологии часто является результатом предшествующего патентования инновации за рубежом.

Охотнее идут на передачу технологии:

§ малые и средние предприятия;

§ предприятия, выпускающие многие виды продукции;

§ фирмы с высоким научно-техническим потенциалом;

§ предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР или второстепенными технологическими процессами.

Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать катализатором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР. Многие страны, в частности ФРГ и Япония, придавали особое значение импорту технологий, в результате в 80-х годах ФРГ возглавила список экспортеров готовых изделий, а Япония заняла второе место.

Государство, широко использующее импорт технологии для своего экономического и социального развития, формирует национальное законодательство, благоприятствующее притоку технологий (преференциальный режим валютного регулирования, касающийся платежей и переводов в иностранной валюте, льготный налоговый режим, специальные условия внутреннего кредитования и финансирования, поощрительная политика в области цен).

?

Формы трансфера технологий (ТТ):

§ передача патентов на изобретения;

§ патентное лицензирование;

§ торговля беспатентными изобретениями;

§ передача технической документации;

§ передача ноу-хау;

§ передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

§ информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;

§ инжиниринг;

§ научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

§ проведение различными фирмами совместных исследований и разработок;

§ организация совместного производства;

§ организация совместных предприятий.

Одна из основных форм торговли технологиями – лицензирование.

G

Лицензия – разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические или конструкторские секреты производства, товарный знак и пр.

Предоставление лицензии осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник (владелец) патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.п. лицензионное соглашение может предусматривать комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пуско-наладочные работы, подготовку кадров и т.д. Иными словами передача технологии происходит в разных формах: поставка готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение объектов “под ключ”.

Передача лицензий происходит в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Отметим, что часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения.

Главное, что необходимо отметить, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована.

Как следует из вышесказанного, основным и очень важным моментом передачи технологии является защита авторских прав владельцев научно-технической продукции. Основным документом, защищающим права владельца, является патент.

G

Патент - документ, предоставляющий владельцу исключительные права на распоряжение и использование изобретения или открытия.

Патентная чистота - юридическое свойство объекта патентного права на использование в данной стране без нарушения на ее территории охранного права.

Но не все объекты инновационной деятельности поддаются патентованию. К ним, в первую очередь, относятся т.н. «ноу-хау». Дело в том, что основе любого новшества лежит некое изобретение или открытие. Запатентовать изобретение означает, помимо всех правовых моментов, связанных с оформление заявки на патент, чётко сформулировать т.н. «формулу изобретения». Формула изобретения это сформулированное в одной или нескольких фразах суть того, чем это изобретение отличается от всего остального в данной области, в чём именно его новизна.

&

 

Приведём хрестоматийный пример. Зингер – изобретатель современной швейной машинки так сформулировал суть своего изобретения: «Прелагается устройство для сшивания всех видов ткани …, отличающееся тем, что отверстие для вдевания нитки находится около острого конца иглы». (За точность формулировки не ручаемся). Как видим, любая современная швейная машина, какой бы сложной и автоматизированной она не была, всё равно попадает под действие этой формулы, т.к. именно в ней чётко показан основной принцип работы данного устройства. Если можно создать другую швейную машинку, у которой отверстие для вдевания нитки будет расположено в другом месте, то её автор получит патент. Как видим, пока что это не удалось никому сделать.

 

Однако, после патентования собственно изобретения, начинается его практическая реализация, во время которой появляется большое количество разных практических приёмов, навыков работы с ним, того, что называется секретами мастерства, практическим опытом. Любой старый мастер имеет в своем профессиональном арсенале огромное количество таких приёмов, накопленных за годы работы. Все вместе это и составляет то, что называется английским словосочетанием know-how («знаю как»). Таким образом, н оу-хау (know-how) - это умение, знание и навыки, которые не являются общеизвестными (не защищены патентами), но могут использоваться в производственной деятельности. Иными словами, это технические знания и практический опыт разного характера, которые представляют собой коммерческую ценность, связаны с секретами производства и применяются в профессиональной практике.

Основные отличия передачи ноу-хау:

§ большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

§ необратимый характер передачи ноу-хау;

§ постоянно присутствующий временной фактор;

§ неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).

Ноу-хау составляют основу т.н. беспатентной лицензии.

?

Из вышесказанного следует, что лицензии могут быть патентными и беспатентными. Патентной лицензией называется лицензия на передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау». При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии распространение имеют беспатентные лицензии, которые разрешают использовать только «ноу-хау» без патента на изобретение. По характеру и объему прав на использование технологииразличают простые (неисключительные), исключительные и полные лицензии.

При полной лицензии продаются все имущественные права, вытекающие из патента, на срок договора. Исключительная лицензия эти права передает только в отношении конкретного продукта, простая - только для собственного производства в пределах, обусловленных договором. Открытая лицензия - любому лицу, заключившему договор о платежах.

Формы выплат по лицензиям - роялти и паушальные платежи.

G

Роялти- лицензионное соглашение, включающее в себя обязательство периодических платежей (доля от прибыли или доля от суммы проданной продукции, произведенной по лицензионному соглашению).

Паушальные платежи - выплата за лицензию в несколько приемов (за один, два, три и более раз).

На практике применяются комбинированные платежи (например, 10-15% - паушальные, остальные - роялти).

Сумма отчислений зависит от ставки роялти и периода платежей (обычно 5-10 лет - гарантированный срок получения дополнительной прибыли).

Кроме передачи технологии требуют пояснения такие формы сотрудничества на рынке новшеств как аренда новой техники и инжиниринг.

Несмотря на улучшение условий кредитования, стоимость многих современных видов техники настолько велика, что ее покупка не под силу даже крупным компаниям. К тому же некоторые машины и оборудование нужны не постоянно, а в отдель­ные периоды. Покупка их означает для фирмы замораживание капиталь­ных средств, требует создания системы их обслуживания и т.д. Сдача оборудования в аренду — выгодна и тем и другим. Фирма-арендодатель за ряд лет получает стоимость оборудования и даже боль­ше, чем при его продаже. Фирма-арендатор выплачивает арендную плату за счет реализации продукции, выпуск которой обеспечивает это обору­дование. Применяются два вида аренды: краткосрочная — до 6 месяцев (рейтинг) и долгосрочная (лизинг).

G

Инжиниринг - технические услуги по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции. Для продвижения товара на внешний рынок все большее значение приобретает не только послепро­дажное техническое обслуживание, но и техническое содействие, пред­варяющее покупку товара.

Существует большое количество консульта­ционных и инженерно-консультационных фирм, предоставляющих кли­ентам услуги типа инжиниринг. В Англии их свыше 500, во Франции — около 200.

В комплекс услуг, называемых инжинирингом, входит, прежде всего, проектирование новых предприятий, новых технологических процессов. Эти работы выполняются по заказам как национальных, так и зарубеж­ных компаний. Выполняя заказ, консультационные фирмы часто не только разрабатывают проект, "привязывают" его к местным условиям, осуще­ствляют техническое наблюдение за монтажом оборудования, но высту­пают и в роли генеральных подрядчиков. Это позволяет им размещать заказы на поставку оборудования тем промышленным фирмам, с кото­рыми они связаны.

Другая форма инжиниринговых услуг связана с предоставлением фирмам технической помощи при внедрении изобретений в производ­ство.

Занимаясь инжинирингом, консультационные фирмы ориентиру­ются на оборудование, производимое компаниями своей страны, тем самым расширяя для них рынок сбыта за рубежом.

В заключении отметим, что в большинстве стран (в том числе и в России) интеллектуальные ценности приравниваются к имущественным ценностям (в бухгалтерском учёте они называются «нематериальные активы»).

 

?

Таким образом, участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах:

• развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

• проведение исследований на кооперативных началах с другими организациями;

• оформление заказов на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ сторонней организации;

• приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

•покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

• приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

&

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

Рассмотрим ещё один аспект, связанный с рынком новаций, описанный в [19] Существуют несколько методов продвижения инноваций (трасферта технологий – ТТ). Первый – "вертикальный" и второй – "горизонтальный" методы продвижения.

При вертикальном методе весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД, от подразделения к подразделению. Однако, применимость этого метода весьма ограничена – либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн "Вольво", не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).

Горизонтальный метод — метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Участников ТТ принято называть сторонами.

Проект Международного кодекса поведения в области передачи технологии (его разработка осуществлялась в 80-х годах в рамках Конференции ООН, но не закончилась принятием документа) дает такое определение участника технологического трансфера: "Под стороной подразумевается любое физическое или юридическое лицо публичного или частного права как индивидуальное, так и коллективное (например, объединения, компании, фирмы, товарищества и прочие ассоциации) и любые их сочетания, независимо от того, кем они созданы, кому принадлежат, кем контролируются (государством, правительственными учреждениями, юридическими лицами или отдельными гражданами) и где функционируют, а также государства, правительственные учреждения и международные региональные и субрегиональные организации, участвующие в международных сделках по передаче технологии, которые обычно носят коммерческий характер".

Необходимой составляющей горизонтального метода продвижения инноваций является ТТ. В Европе, например в Германии, классическим считается распределение функций между участниками инновационного цикла, приведенное в [16].

Кроме вертикального и горизонтального ТТ существуют коммерческий и некоммерческий ТТ.

Объектами некоммерческого ТТ является свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п. кроме того в этот перечень входят международные конференции, сессии, симпозиумы, выставки, а также обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.

Некоммерческий ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.

Объекты коммерческого ТТ – это объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии. Кроме того, это ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки.

К особенностям коммерческого ТТ относятся:

высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);

высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью);

асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);

большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.