КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самовоспитание школьников
Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников». Понятие «воспитание». Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития. Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Герман Константинович предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания. Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в кагором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности». Цель и принципы воспитания. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г.К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: - одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности; - устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности; - владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования; - высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность; - творческий характер деятельности человека; - осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности; - эффективность работы по самоформированию. Чтобы обеспечить формирование такого человека» необходимо практической деятельности четыре группы задач. 1 группа — задачи в области обучения: а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу; б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения; в) формировать общеучебные умения и навыки; г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях. 2 группа — задачи в области воспитания: а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе; б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание; в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; г) формировать умения самовоспитания и самообразования; д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации; е) формировать веру в себя; ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании. 3 группа — задачи из области психического развития: а) развивать индивидуальные способности ребенка; б) формировать положительную Я – концепцию личности ребенка; в) формировать доминанту самосовершенствования личности; г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции; д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников. 4 группа — задачи в области социализации: а) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); б) осуществлять деятельностный подходе организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность; в) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации; г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе; д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению. В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения. 1. Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. 2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития. 3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства. 4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности. 5. Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциацию обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка. 6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания. 7. Личностный подход к воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я-концепции. 8. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования. 9. Ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их: всем необходимым для последующей самостоятельном жизнедеятельности в открытой социальной среде. Содержание воспитательного процесса. Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физически и потенциал его личности. Механизм воспитания. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Профессор Г.К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы. Структурная схема технологии саморазвития личности школьника
На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II - «Практика», III - «Методика». Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы: - «Самосовершенствование личности»; - «История науки и культуры в личностях»; - «Организация учебного труда»; - «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах); - «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе экономики); - «Основы художественного творчества»; - «Развитие творческих способностей»; - «Теория решения изобретательских задач»; - «Логика»; - «Физиология высшей нервной деятельности»; - «Выбор профессии»; - «Этика и психологи семейной жизни»; - «Основы безопасности жизнедеятельности». Системообразующим и интегрирующим компонентов теоретической подготовки является курс «Самосовершенствование личности». Данный курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическою основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему осознать необходимость деятельности по само познанию и самостроительству, усвоить практические триеры и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Его программа составлена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий: I—IV классы — «Начала этики»; V класс — «Познай себя»; VI класс — «Сделай себя сам»; VII класс — «Научи себя учиться»; VIII класс — «Утверждай себя»; IX класс — «Найди себя»; X класс — «Управляй собой»; XI класс — «Реализуй себя». Процесс поэтапного изучения теории самосовершенствования личности, а также позитивные изменения и возможные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы.
Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г.К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает: а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся; б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову) с акцентом на самовоспитание; в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт; г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных замятиях любых других предметов. Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организация учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты: — педагогическое руководство самовоспитание самообразованием личности становится приоритетным в организации учебно-воспитательного процесса; — акцепт переносится с преподавания на учение; — используется не только познавательная, но и нравственно—волевая мотивация деятельности учащихся; — ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся; — активизируется и стимулируется процесс осмысливанию учения, субъект занимает рефлексивную позицию; — центр тяжести педагогического процесса переносится в сторону формирования способов умственных действий; — систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки. Профессор Г.К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и навыков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности. Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г.К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями. Критерий факта (поступка) Негативные поступки Нет отклонений от нормы Безответственный Ответственный 0 50 100 Критерий отношений (социометрический) Изгой (отверженный) Лидер 0 50 100 Критерий содержания Примитивные интересы Общечеловеческие ценности Космополитизм, национализм Гражданственность, патриотизм 0 50 100
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |