Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волновой характер инновационных процессов




Г

Инновационный менеджмент.

Ответственный за выпуск М.А. Абсолямова

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Технический редактор С.В. Фокеева

ЛР № 020678 от 09.12.97.

Подписано в печать.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Печ.л. 8,5. Усл.печ.л. 7,9. Усл.кр.-отт. 7,9. Уч.-изд. л. 7,7.

Тираж 200. Заказ.

Издательство Казанского государственного технического университета

им. А.Н. Туполева

Типография Издательства Казанского государственного технического

университета

420111, Казань, К. Маркса, 10

 

Учебное пособие.

 

 

Москва,


Рис. Эффективность затрат на НИОКР на разных стадиях жизненного цикла изделий, производимых с использованием двух разных технологий (А и Б).

В истории преодоление технологических разрывов происходило достаточно часто, но при этом экономисты убеждены, что волны нововведений, связанные с преодолением технологических разрывов, за последние 250 лет возникали более или менее регулярно—примерно 50-летними циклами. В первые несколько лет цикла происходит накопление нового технологического потенциала. Потом наступает период, когда далеко идущие нововведения набирают наибольшую силу, а затем в ходе их коммерческой эксплуатации темп событий постепенно замедляется. Эту закономерность сформулировал русский экономист Н. Кондратьев. В 1930 г. его поддержал немецкий экономист И. Шумпетер. Он показал, что первая волна продолжалась с 1790 по 1840 г., и в ее основе лежали преимущественно новые технологии в текстильной промышленности, использовавшие возможности угля и энергии пара. Вторая волна охватила 1840— 1890 гг. и непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства. Третья волна (1890—1940 гг.) базировалась на электроэнергии, успехах химии и двигателях внутреннего сгорания. Текущая четвертая волна (с 1940 по 1990-е гг.) базируется на электронике, однако темп нововведений может и не остановиться, как это было между предшествующими циклами. Американский экономист К. Фримен полагает, что биотехнология станет по меньшей мере частью базы пятой волны Кондратьева, которая, возможно, уже началась.

Перед лицом происходящих и грядущих перемен руководители обязаны переосмыслить свое отношение к технологии и выработать подходы, помогающие преодолевать технологические разрывы в периоды волнового подъема инновационных процессов производства продукции, относящейся к категории «собак». Сплошные стрелки на рис. показывают перераспределение средств от «дойных коров» в пользу «звезд» и «диких кошек».

Таким образом, матрица «рост рынка—доля рынка» предоставляет в распоряжение руководства фирм инструмент, облегчающий ему выполнение следующих двух важных функций: принятие решений о завоевании стратегических позиций на рынке и распределение стратегических денежных средств. Практика использования этой матрицы подтвердила ее полезность.

Примечание.

1. Уровень рентабельности продукции обозначен приведенными ниже знаками:

- Плохо - Удовлетворительно -Хорошо

2. Различные виды продукции фирмы классифицированы по двум параметрам (рост рынка и доля рынка фирмы) на четыре группы: "Звезда", "Корова", "Собака", "Дикая кошка".

Рис. Предпосылки успеха или неудачи (для продукции фирмы), выявленные с помощью матрицы «рост рынка—доля рынка»

Любая фирма должна стремиться к установлению равновесия финансовых средств путем использования средств, поступающих от продаж «дойных коров», и средств, высвобождаемых за счет избавления от «собак», для укрепления позиций «звезд» и «диких кошек». НИОКР, наряду с другими видами деятельности фирмы, также нацелены на укрепление позиций, определенных портфелем продукции. В отдельных случаях НИОКР, ориентированные на преодоление технологических разрывов, могут молниеносно привести к «звездам» и тем самым обеспечить фирме ведущие позиции на быстро растущем рынке. Совершенно другой характер имеют место НИОКР, нацеленные на совершенствование продукции, относящейся к категории «диких кошек». Как правило, рыночное положение «диких кошек» улучшается постепенно в ходе жесткой конкуренции. НИОКР направляются также на поддержание сильных позиций фирмы на зрелых рынках. «Дойные коровы» на этих рынках приносят фирме большую часть доходов. Таким образом, стратегия в области НИОКР может определяться, исходя из продуктовой стратегии фирмы. При этом косвенно из портфеля продукции можно выработать научно-техническую программу. В действительности ни одна фирма не рассматривает свою стратегию НИОКР односторонне вытекающей из продуктовой. Напротив, при определении продуктовой стратегии учитывается, в каких областях техники и технологии позиции фирмы наиболее сильные. Для этого фирма «Сименс» (ФРГ), например, использует «матрицу портфеля технологий» (рис).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.