Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина - система знаний о науке инноватике, практике управления инновационной деятельностью в организации. 1 страница




Терминологический словарь

 

Цель дисциплины «Инновационный менеджмент» - изучение теоретических и методологических основ инновационного менеджмента и содержания инновационных процессов в экономике, принципов и методов регулирования инновационных процессов, изучение стратегического управления инновациями, методов инновационного маркетинга, организации, планирования и финансирования инноваций.

 

Системный подход в менеджменте – определённый способ мышления по отношению к проблемам управления.Системный подход в менеджментебазируется на основополагающем выводе теории систем о том, что любая организация – это система. Под системой же следует понимать определённую целостность, состоящую из взаимосвязанных частей (элементов), каждая и которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих её частей, которые прямо или косвенно взаимодействуют и друг с другом, и с внешним миром[19].

Ситуационный подход в менеджменте, возникнув в конце 60-х, он представляет собой общую методологию современного управления. В основе этого подхода лежит понятие «управленческой ситуации», т. е система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данное время. Ситуационный подход не отвергает разработанные ранее принципы управления. Однако, он утверждает, что оптимальные приёмы и способы управления не могут быть универсальными, они должны определяться именно управленческой ситуацией[19].

 

Факторный подход в инновационном менеджменте подход, в которомнаука и техника рассматриваются как один из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Научные исследования и разработки считаются постоянными и ведущими факторами производственного потенциала предприятий.

 

Функциональный подходк инновационному менеджменту – подход, при котором инновационный менеджмент рассматривается как реализация определенной совокупности функций, направленных на достижение поставленных целей.

 

Воспроизводственно-эволюционный подход к инновационному менеджменту – ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими затратами путем копирования новшеств у конкурентов (бенчмаркинг).

Маркетинговый подход к инновационному менеджменту – предусматривает ориентацию управляющей подсистемы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

Нормативный подход к инновационному менеджменту – предполагает установление нормативов управления по всем подсистемам менеджмента (норм расходования ресурсов управления).

Комплексный подход к инновационному менеджменту – требует учета технических, экономических, организационных, социальных, психологических, экологических и других аспектов менеджмента в их взаимосвязи.

Интеграционный подход к инновационному менеджменту – нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами инновационного менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, субъектами управления по вертикали и горизонтали.

Динамический подход к инновационному менеджменту – объект управления рассматривается в диалектическом развитии.

Процессный подход к инновационному менеджменту – рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные и реализуемые циклично.

Оптимизационный подход к инновационному менеджменту – предполагает переход от качественных оценок к количественным.

Директивный подход к инновационному менеджменту – предполагает регламентацию функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности работ в нормативных актах (приказах, распоряжениях, инструкциях, стандартах и т.п.).

Поведенческий подход к инновационному менеджменту – имеет целью повышение эффективности инновационной деятельности за счет применения поведенческой концепции менеджмента (мотивирование, стимулирование и т.п.).

Инновационный подход к менеджменту – ориентирован на развитие организации на основе активизации инновационной деятельности.

 

 

Развитие – это не любое изменение, а изменение, направленное на совершенствование, повышение качества и эффективности экономических, технологических и социальных процессов. Развитие предполагает проявление прогрессивных тенденций.

 

Короткие циклы развития – циклы длительностью в три – четыре года, связанные с реакцией экономики на восстановление равновесия на потребительском рынке, перегруппировкой производительных сил в реальном секторе.

Средние промышленные циклы – циклы, отражающие ресурсные возможности широкого использования новой техники и осуществляются за 8-12 лет. К среднему циклу примыкают строительные циклы длительностью около 20 лет.

 

Длинные волны, или большие циклы коньюктуры- согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, научно-техническая революция в мировом масштабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно 45-50 лет.

 

Теории инновационных процессов -рассматривают нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации использования ресурсов. Под развитием при этом понимается переход "народного хозяйства от заданного на каждый данный момент центра тяготения к другому». Родоначальником теории инновационных процессов в современной ее трактовке является Й.Шумпетер. Й. Шумпетер рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов.

Технологический уклад - установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.

Современные инновационные теории объясняют наличие и чередование циклов деловой активности, сменой технологических укладов в общественном производстве.

 

 

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; предложений, «ноу-хау»; понятий, научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д.

 

Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на практике. Инновация – это новшество, реализованное на практике.

 

Нововведение – этосущественное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

 

Изобретение — новое техническое решение, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое. Право на изобретение охраняет закон и подтверждает патент на изобретение.

 

«Ноу-хау» — совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. В отличие от секторов производства «ноу-хау» не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. «Ноу-хау» наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара «ноу-хау» сопутствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться самостоятельно.

 

Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей — реализацию инноваций.

 

Субъекты инновации - предприятия — участники инновационного процесса, создания нововведений: заказчики, исполнители, инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные).

 

Заказчик (потребитель) инновации — будущий владелец и пользователь результатов нововведения — в основном сам является субъектом, где реализуется новшество, то есть организационной структурой, находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступать инвестор инновации.

 

Новатор, изобретатель (исполнитель) – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. В качестве новатора выступают научно-исследовательские организации, малые внедренческие организации, инжинированные компаниии, отделы НИОКР на предприятиях.

 

Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инвесторы – это участники инновационного процесса, осуществляющие финансирование разработки и внедрения новшеств, реализующие основные функции по ее осуществлению.

 

Некоммерческий обмен инновациями — обмен научными знаниями, рекламной и технической информацией в целях обучения и повышения квалификации специалистов.

 

Коммерческий обмен инновациями — обмен, осуществляемый через инновационные рынки.

 

Рынок инноваций — совокупность экономических отношений, которые возникают при обмене результатами инновационной деятельности между продавцами и покупателями.

 

Рынок новшеств это рынок, характеризуемый совокупностью экономических отношений, которые возникаютв процессе обмена новыми открытиями, явлениями, новейшими технологиями, новыми товарами или услугами. На рынке новшеств осуществляется реализация новшеств в виде новых открытий, знаний, продуктов, организационно-технических и социально-экономических мероприятий.

 

Жизненный цикл изделия (инновации -. временной период от появления продуктивного новшества до его исключения из производства и реализации.

 

Продуктовые инновации — инновации, включающие создание и применение новых продуктов-товаров, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий.

 

Процессные или технологические инновации — инновации, включающие создание и использование новых процессов, технологий или методов организации и управления производством, предприятием, фирмой и информационными потоками. Технологические инновации, как правило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы.

 

Рыночные инновации — инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности.

 

Стратегические инновации — это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента.

 

Правовые инновации — инновации, позволяющие создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты.

 

Научно-педагогические инновации — инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов.

 

Управленческие инновации - инновации предполагающие, прежде всего, реструктуризацию компаний, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих.

 

Диффузные инновации — высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.

 

Реактивные инновации — это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

 

Первичные инновации – инновации, представляющие собой результат научных исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идеи, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов — принципиально новых для рынка.

 

Адаптационные инновации – инновации, реализуемая в случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности.

 

Опережающие инновации – инновации, реализуемые в случае,если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, осуществляет стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ.

 

Инновационный менеджмент— этосовокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Функции инновационного менеджмента это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация инновационной деятельности.В инновационном менеджменте выделяют следующие группы функций: исследования; прогнозирования и планирования; организации; координации; активизации (мотивации); учета, анализа и контроля.

 

Инновационное решение - результат управленческой деятельности направленный на решение проблемной ситуации. В зависимости от сроков реализации инновационные решения могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. С точки зрения субъектов, принимающих решения, различают стратегические, тактические и оперативные решения.

 

Методы инновационного менеджмента -система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями.

Системный анализ – детальный анализ функционирования объекта с позиции системного подхода. Системный подход обеспечивает динамический учет всего множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривает их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

 

Метод сравнения – метод, позволяющий оценить работу инновационного предприятия, выявить отклонения от установленных показателей, установить их причины и выявить резервы.

Факторный анализ – метод, в основе которого лежит установление степени влияния факторов на функцию или результат.

SWОT –анализ – анализ инновационного проекта целесообразен в случаях необходимости выявления внешних угроз и благоприятных возможностей, выявления слабостей и преимуществ предприятия.

 

Научная (научно-техническая) организация - специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных).

 

Научные организации (учреждения) - организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.

 

Научно-исследовательский институт — организация, специализирующаяся на прикладных исследованиях и разработках и ответственная за научно-технический уровень конкретной отрасли и научно-техническое направление.

 

Венчурные предприятия – организации, отличающиеся небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Проведение научных исследований, особенно поискового характера, сопряжено со значительным риском, поэтому финансирующий их капитал называется рисковым (венчурным).

 

Венчурная фирма – фирма с особой формой вложения рискового капитала в объекты инновационной деятельности с высоким уровнем риска в расчете на быстрое получение дохода.

 

Самостоятельные венчурные организации – инновационные организации, нацеленные на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу. Большинство из них создаются по инициативе физических лиц, но при поддержке (в первую очередь в области финансирования) юридических лиц, кредитных организаций и государственных органов.

 

Технопарки – форма инновационной организации, созданная для поддержки развития инновационной деятельности и содействия передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Технопарк представляет собой территорию, пригодную (благодаря размерам, относительной близости научных и промышленных центров и т. д.) для создания инфраструктуры (банки, гостиницы, магазины, рестораны, информационные центры и т.д.), на которой можно создать комфортные условия для жизни и работы.

Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых — усиление связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом.

 

Научный парк — форма инновационной организации, созданной для проведения теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени. В ряде случаев парки, идя на значительный риск, финансируют приоритетные научные направления.

 

Технологический парк - научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий.

Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей. Кроме того, технологический парк формирует благоприятную среду для развития малых инновационных фирм. Технологический парк состоит из различных центров (исследовательских, маркетинговых, центров обучения и др.). Каждый из них реализует определенный набор услуг.

 

Бизнес-инкубаторы - сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучения персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды.

Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2-3 года). По истечении инкубационного периода инновационная фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

 

Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность.

Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в.

Целевая программа – плановый комплекс научно технических, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование – производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

 

Технический (научно – технический) совет – коллегиальный орган управления, создаваемый при высшем менеджменте для выработки и формулировки стратегических целей инновационного развития организации.

 

Менеджеры программ – должностные лица, которые несут основную ответственность за своевременное и качественное выполнение программ на всех этапах реализации – от разработки технического задания до сдачи новой продукции или нового технологического процесса.

 

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

 

Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта (физическое или юридическое лицо).

 

Инвестор — это субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Проектировщик - специализированная проектная организация, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

Поставщик - организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта.

Исполнитель - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.

Руководитель проекта - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту.

Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта.

 

Управление инновационным проектом – это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.

Разработка инновационного проекта - особым образом организованная НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанная с постановкой цели разработки проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением проектно-сметной документации.

 

Проектирование — процесс разработки планов и чертежей, технических спецификаций и операциональных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки производства и маркетинга новых изделий и процессов.

 

Концепция инновационного проекта – это совокупность идей о возможных вариантах его реализации, формировании основных целей и ожидаемых конечных результатах, оценке конкурентоспособности и перспективности результатов проекта, а также оценке возможной эффективности инновационного проекта.

 

Технико-экономическое обоснование проекта (бизнес – план проекта) – это основной документ, позволяющий оценить и обосновать инновационную программу (проект). В нем описываются аспекты будущей программы, анализируются проблемы их решения.

 

Инновационный процесс – этопоследовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

 

Структура инновационного процесса - цикл логически взаимосвязанных звеньев, стадий и этапов. Инновационный цикл включает следующие звенья: наука (исследование) – производство – потребление. Эти звенья обладают относительной самостоятельностью.

Фундаментальные исследования — экспериментальная или теоретическая работа, выполняемая прежде всего для получения новых знаний, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо конкретной цели их применения или использования.

 

Поисковые исследования -исследования, направленные на изучение путей и способов практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований. Их проведение предполагает возможность вариантных разработок проблемы и выбор наиболее перспективного направления. Они опираются на известные фундаментальные исследования, основные положения которых, в результате поиска, могут быть пересмотрены.

 

Прикладные исследования – исследования, проводимые, в основном, в отраслевых институтах с целью практического использования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к конкретным задачам. Конкретная задача прикладных исследований – создание новых и совершенствование используемых технологических процессов, выявление возможности создания конструкций машин и приборов, основанных на новых принципах, создание новых видов сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования организации производства и управления.

 

Технические разработки (опытно-конструкторские, проектно-технологические и проектные) – процесс непосредственного практического использования результатов прикладных исследований. На этой стадии разрабатываются новые технологические процессы, создаются и осваиваются образцы новых машин, изделий.

 

Экспериментальные разработки - систематическая работа, основанная на имеющихся знаниях, приобретенных в результате исследований и практического опыта и направленных на производство новых материалов, изделий, внедрение новых технологических процессов, систем и услуг и значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

 

Стадия освоенияинноваций – стадия инновационного процесса на которой создаются производственно-технологические и организационно-технические условия для начала производства. Стадия освоения новшеств включает следующие этапы:

- техническое освоение;

- экономическое освоение;

- изготовление установочной серии (партии);

- выпуск первых промышленных серий.

 

Стадия собственно производства инноваций – стадия которая начинается с серийного (массового) выпуска новшества (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования технологий-новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) новшеств для удовлетворения общественных потребностей.

 

Звено потребления инноваций -этап инновационного процесса, которыйсостоит из двух стадий:

- распространение (реализация) новшеств;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.