КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ места в конкуренции 2 страница
Тем не менее стоит проанализировать вопросы проработки основных блоков, которые в комплексе составляют бизнес-план, и по возможности сравнить их с общепринятыми в мировой предпринимательской практике методиками. Основой для сравнения могут быть базовые направления нескольких методик: методика UNIDO, руководства по подготовке бизнес-планов ряда американских консалтинговых фирм (Associated South-West Investors Goldman Sax International и др.), а также фирмы ST International, чей опыт интересен применительно к условиям российского рынка. (В дальнейшем рассмотрении в разделе использован аналитический материал Шт. Шаа-ба и М. Раевского.) Информация о партнерах В отечественной практике фактически полностью отсутствует информация о компании — инициаторе проекта. О необходимости наличия информации о партнере у потенциального инвестора (а тем более иностранного), казалось бы, должны знать все. Информация о своей фирме практически во всех российских бизнес-планах представляет собой либо скупую справку с указанием адресов и телефонов, либо чуть расширена перечислением 4 МАРКЕТИНГ сфер деятельности, в которых работает российская компания. Лишь немногие понимают, насколько важно для потенциального инвестора взглянуть на компанию как бы изнутри. Наличие соответствующего раздела в бизнес-плане — необходимое условие для успешной реализации проекта, который он представляет. Согласно большинству западных методик и международной практике, качество подачи информации в разделе должно быть как можно более высоким, а ее объем — исчерпывающим для того, чтобы менеджеры фирмы-инвестора смогли как можно более «прозрачней» увидеть. своего партнера, убедиться в его честности и компетентности. Поэтому здесь должны быть представлены не только и не столько фирма в целом, сколько характеристика как директорской команды, так и по возможности каждого из высших руководителей в отдельности. При этом важно все: от финансовых результатов предприятия за последние годы деятельности до биографий руководителей компании. Примечательно, что некоторые американские методики даже рекомендуют выносить информацию о менеджерском персонале будущей фирмы в отдельный раздел бизнес-плана.
В отличие, скажем, от раздела, посвященного исследованию рынка, здесь у руководителей фирм нет препятствий для получения информации. Для них доступны любые источники. То, что российские менеджеры ими не пользуются, можно объяснить, пожалуй, лишь той излишней скрытностью, которая годами насаждалась во времена существовавшей прежде плановой экономики. Маркетинг Это, пожалуй, самое сложное из всего, с чем может столкнуться предприниматель при подготовке бизнес-планов применительно к нынешним условиям российского рынка. Для того, чтобы привлечь инвестиции, компания должна продавать свой товар на большом и растущем рынке, где даже малая его доля, которой овладела компания, может представлять собой значительный объем продаж. Конкурентная борьба, которую ведет компания, должна быть выгодной, но не настолько тяжелой, чтобы МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ поглотить ее без остатка. Обычно блок маркетинга в бизнес-планах объединяет один или два раздела, цель которых в представлении серьезных фактов, убеждающих в том, что предлагаемая к производству продукция или услуга имеют значительный рынок сбыта и могут продаваться на нем, невзирая на конкуренцию. Самая глобальная проблема здесь состоит в получении достоверной информации о состоянии того или иного исследуемого рынка. У зарубежных фирм путь куда проще: они могут получить нужные данные в местных торговых палатах, в отраслевых и торговых ассоциациях, в специализированных печатных изданиях, в конце концов — в консалтинговых и маркетинговых фирмах и т. д.
У нас же все гораздо сложнее. Специализированных печатных изданий, где бы публиковались отчеты об. исследованиях состояний рынков, как таковых еще нет. Официальная статистическая информация совершенно не отражает реальное состояние дел (во всяком случае, в Санкт-Петербурге), а исследования некоторых фирм типа «Санкт-Петербургского маркетингового центра» основываются также на официальной информации, которую предоставляют петербургские предприятия и фирмы государственным финансовым и налоговым органам, и потому (по известным причинам) не могут рассматриваться как объективные. Опираясь на это, можно сделать вывод, что качество и объективность маркетинговых исследований в рамках подготавливаемого российской фирмой бизнес-плана практически полностью зависят от полноты и качества информации, которой она располагает. О степени проработки разделов этого блока различные методики говорят по-разному. Методика UNIDO посвящает исследованиям рынка сбыта один раздел, в котором рекомендует дать ответ на вопрос о размерах производства данного продукта, ведущих производителях, их акциях, перспективах роста спроса на продукт. Здесь осуществляется прогноз сбыта продукции по сегментам рынка и затрат на маркетинг. В целом такой анализ может быть охарактеризован как общий и оценочный и более подходит применительно к основной массе неисследованных российских рынков. Исходя из этого, главным *. МАРКЕТИНГ итогом раздела должен стать вывод о предполагаемой производственной мощности предприятия. Другая методика так или иначе включает в маркетинговый блок сразу четыре раздела: изучение и оценка рынка, планы дизайна и разработок, риск и предполагаемые проблемы, а также такой своеобразный, на первый взгляд, раздел, как польза обществу. В отличие от предыдущей методики на этот раз, как видно, фирме, разрабатывающей инвестиционный проект, рекомендовано провести не просто анализ, а целое исследование, подразумевающее не только солидный бюджет, но требующее достаточно большого запаса различных ресурсов для его осуществления. Бесспорно, к такой подготовке проекта должна стремиться каждая заинтересованная фирма. Однако в нынешних условиях собственными силами это смогут осуществить скорее всего единицы.
Поэтому как вывод может прозвучать рекомендация более активного использования для этой работы специа-. листов консалтинговых и маркетинговых фирм, которые напрямую предназначены для этой работы. Финансовый анализ В отношении данного блока самый распространен-. ный недостаток российских бизнес-планов заключается в том, что финансовый анализ здесь во многих случаях основан на показателях, характерных только для советской экономики, и поэтому чаще напоминает технико-экономические обоснования. Это главным образом относится к тем бизнес-планам, которые готовятся «внутри» фирм, т. е. без привлечения к работе консалтинговых и маркетинговых компаний. Международная же практика обоснования проектов использует несколько обобщающих показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств. В их числе: • чистая текущая стоимость (net present value of cash flow); «период возврата капитальных вложений (pay-back period); • максимальный денежный отток (cash outflow); • точка безубыточности (break-even point).
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ szsr Организационный и технический блок Пожалуй, на сегодняшний день это наименее спорная часть бизнес-плана даже с учетом нашей российской спецификации. Практически все методики тем или иным способом включают в этот блок следующие разделы: • описание продукции или услуг; • местоположение и общую характеристику предпри • организационный план производства и сроки осуще О чем никогда нельзя забывать в этих разделах — это доходчивость, корректность в терминах и грамотный перевод на иностранные языки (если, конечно, бизнес-план предназначен для иностранного партнера). В противном случае либо хорошо подготовленный документ не будет понятен потенциальному инвестору с технической стороны, либо просто-напросто не будет воспринят им всерьез. В бизнес-плане не должны быть раскрыты только те позиции, которые непосредственно относятся к описываемым типу предприятия и сфере деятельности. Наверное, поэтому в последнее время в международной предпринимательской практике деловые документы подобного рода принято писать простыми предложениями и употреблять такие речевые обороты, которые однозначно указывали бы на смысл той или иной фразы.
Программа должна иметь «знак прочности» —возможность оперативно отреагировать на повышенный спрос. Например, рассчитывали набрать в музыкальную студию 30 детей, а желающих оказалось втрое больше. Отказы будут серьезным упущением для престижа фирмы, а то и снижением конкурентоспособности, так как конкуренты вряд ли упустят открывшуюся возможность. Бизнес-план — необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка, собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия. Это сложный и объемный документ, составляемый конкретно для определенного проекта, на основе установленного, стандартного плана. 4. МАРКЕТИНГ Ниже приведен сокращенный (в силу коммерческого характера некоторых данных и расчетов) вариант бизнес-плана, составленного для музыкального центра «Лига продюсеров „ИНО"» (использована разработка С. Крупиной). Бизнес-план создания Лиги продюсеров «ИНО» 1. Лига продюсеров «ИНО» создается с целью объе Задачами (функциями) Лиги являются: • Создание своей студии звукозаписи. в Рекламная деятельность с целью пропаганды новой культуры, а также финансирование начинающих талантливых музыкантов. «Изготовление и продажа сопутствующих музыкальных товаров (фото-, видео-8 аудиопродукция, а также памятные майки, значки и т. п.). • Проведение концертных акций с другими организа • Проведение консультаций, маркетинговых услуг, ме Более подробное описание работ и услуг «ИНО» содержится в Уставе Лиги. Далее дается описание качества услуг и особенности сервисного обслуживания. 2. Оценка рынка сбыта Основной потребитель данной продукции — молодежь в возрасте от 16 до 34 лет. Люди различного достатка, вкуса. За счет разноплановости коллективов, сотрудничающих с «ИНО», охватывается практически весь рынок современной поп-, хип-хоп-, рок-музыки, а также примерно 2/3 рынка авангардной музыки. Приблизительный прогноз заполняемости залов (с учетом опыта проведения нескольких концертов) составляет как минимум 89,9%. .186 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В крупных городах (Киев, Москва, Санкт-Петербург) эта цифра превышает 105%. 3. Оценка конкурентов В настоящее время в Петербурге существует около 5 официальных музыкальных организаций. Из них центры «Ампир», Вити Лужина и Рок-клуб являются наиболее крупными и стабильными. Но у всех упомянутых клубов имеются существенные минусы. Центр «Ампир» ведет неправильную концертную политику, его коллективы, работающие по контрактам, находятся в невыгодном положении (завышенный процент отчисления на рекламу, отсутствие прав и свободы выбора), кроме того, из-за неправильной организации и плохой работы агентов центр несет постоянные убытки, не успевая следить за всеми направлениями деятельности. Примечание. Данный прогноз оправдался спустя год после написания этого бизнес-плана — «Ампир» практически обанкротился. Относительно Рок-клуба прогноз также оправдался. Его положение «монстра» заметно пошатнулось. Единственное, на чем он держится, — это отчисления с концертов таких гигантов рока, как Гребенщиков, группы «Алиса», «Пикник», «ДДТ». Витя Лужин заслуживает уважения, он открыл валютный клуб для иностранцев, но в результате потерял примерно 98% рынка. Единственная организация, которую можно было назвать конкурентом, — это Василеостровский МКЦ. Но это лишь узко концертная организация (концерты проходят в маленьком помещении). Учитывая специфику музыки, это невыгодно. «Живые» концерты авангардной музыки лучше проводить раз в 2—3 месяца в крупных залах, таких как БКЗ, ЛДМ. 4. Стратегия маркетинга Самый обширный раздел, включающий следующие пункты: 1) Схема продвижения гастролей, календарные пла 2) Ценообразование (на билеты, афиши, плакаты, .*;-* ф
4. МАРКЕТИНГ ВИ" iv' Vir.'
3) Реклама.. '.. 4) Методы стимулирования продаж. 5) Формирование общественного мнения о фирме Но, учитывая специфику Лиги продюсеров «ИНО», огромную роль играет и уровень профессионализма сотрудников, музыкантов, управляющих продюсеров, а также личные контакты, внешний вид, характеристики концертов, искусственные сенсации, сплетни и т. п. Музыкальная жизнь очень разнопланова. Мнение о фирме может каждый день измениться. Истинный авторитет завоевывается изо дня в день планомерной работой, порядочностью. 6) План производства: • наличие определенных мощностей, • условия закупки дополнительной техники, • возможные контакты по поводу расширения, • проблемы, • издержки. Каждая из указанных позиций подкрепляется документами (бухгалтерия учредителя или оценочная комиссия). 7) Организационный план. Описание плюсов и минусов будущих сотрудников, требования к квалификации. Требования к коллективам, которые будут работать по контрактам (права, обязанности сторон). 8) Юридический план. Правовой аспект рассматривается в зависимости от формы открываемой фирмы. В данном случае — это филиал Петербургского отделения Фонда культуры. Таким образом, «ИНО» предоставляется помещение и право пользования юридическим адресом и расчетным счетом. Бизнес-план дополняют учредительные документы: устав, протокол о намерениях, договор об аренде или о правах Лиги продюсеров «ИНО» как филиала — подразделения Петербургского фонда культуры. 9) Оценка риска и страхования.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Форс-мажорные условия. Все имущество Петербургского фонда культуры и его филиалов застраховано от лица головного управления. 10) Финансовый план включает в себя: • прогноз объемов реализации- музыкальной продук • баланс денежных расходов и поступлений; • сводный баланс активов и пассивов, т. е. кредитоспо 11) Стратегия финансирования включает: • сроки окупаемости вложений; • план получения средств для создания или расшире • смету (приблизительную), расчеты; • сроки возврата вложений и доход инвестора. В случае необходимости возможен следующий уровень конкретизации программы —: так называемая «логистика» — перечень организационных, коммерческих, научно-технических, производственных, сбытовых и т. д. мероприятий, составляющих последовательность конкретных операций и событий по реализации проекта. Логистику полезно представить в виде сетевого плана (сетевого графика). Однако следует помнить, что в основе оперативных планов и бизнес-планов лежат факторы, образующие ЗДА и маркетинговый комплекс. И без анализа этих факторов, характеристики их динамики, перспектив невозможна выработка- программы работы. Причем среди этих факторов можно выделить основные группы, решение по каждой из которых может быть выделено в самостоятельную стратегию. Речь идет о таких группах факторов, как товарный комплекс, цены, сбыт и комплекс продвижения (стимулирование рынка и среды, реклама, public relations, управление сопротивлением и т. п.). По-английски эти 4 группы факторов называют «4Р»: Product, Price, Place, Promotion. Таким образом, можно говорить соответственно о четырех основных маркетинговых стратегиях: товарной, ценовой, сбытовой и продвижения. Каждая из них предполагает методы анализа и разработки, к рассмотрению которых мы и переходим. 4.3 ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ Разумеется, маркетинговая стратегия фирмы предполагает продать как можно больше своих товаров потребителю, продать эти товары новым потребителям, разработать и продать новые товары. Но целью фирмы не может быть просто получение прибыли. В этом плане у рэкета, наркобизнеса и проституции нет и не может быть конкуренции по «уровню рентабельности». Деловая активность каждой фирмы связана с конкретным товаром, удовлетворяющим конкретные человеческие и социальные потребности. Поэтому товар, как все то, что может удовлетворять чьи-то потребности и предлагаться рынку для привлечения внимания, приобретения, потребления или использования, является центральным звеном любой деловой активности. Как говорят американцы, это гвоздь, на котором висит вся шляпа.
Как уже говорилось, товаром могут быть физические объемы (продукты, изделия), услуги, лица («звезды», исполнители, политики, ученые, производители), места (памятники культуры, места отдыха, туризма и т. п.), организации, идеи, проекты. Причем все эти товары могут иметь три основных уровня зрелости, т. е. готовности к реализации и предложению рынку (рис. 8): 1. Уровень товарной идеи — фактически, замысел 2. Уровень товара в реальном исполнении. Т.е. то ■•/ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
быть реализован полностью. Речь идет о своеобразной «матрешке» или «кочане» дополнения и облачения товара все более развитыми рыночными компонентами. 3. Уровень товара с подкреплением, т. е. товар + доставка + услуги + гарантии (выгоды) + сервис + монтаж + ремонт. Уже из такой общей характеристики товарного комплекса очевидно, что товарная стратегия как определение товарной номенклатуры (системы ассортиментных групп товаров) фирмы — центральный момент выработки общей стратегии. Идея товара Фирма может выходить на рынок с качественно новым, не имеющим аналогов товаром, на который еще не было спроса. Очень редкая ситуация — принципиально новые товары появляются исключительно редко. Чаще речь идет о коренном усовершенствовании традиционного товара. Еще чаще — о простом усовершенствовании, модификации. Иногда фирма прибегает к выходу со старым Товаром на новый рынок. Но откуда берутся идеи товаров, новых товаров или их модификации? Основных источников товарных идей всего три: 1. Конкуренты. Это главный источник идей и инфор Аналоги, перехваты идеи, альтернативные проекты, сервисное дополнение — все они имеют источником опыт конкурентов. 2. Потребители. Идея нового товара или модифика 3. Производитель. Идеи производителя, продиктован 4. МАРКЕТИНГ в конечном счете, как идеи потребителя, так и конкурентов, реализуются только став идеей производителя. И наоборот — любая творческая фантазия так или иначе, но проходит проверку потребителем и конкурентами. Любая товарная идея, таким образом, проходит несколько стадий реализации: • поиск идеи товара (идеи конкурентов, потребителя и • отсев идеи и выбор главной, • разработка программы, • изготовление и рыночная апробация, • тестирование качества и сертификация, • оформление, упаковка и маркировка, • подготовка рынка, сбыта и рекламная кампания, • масштабное производство и активный выход на рынок. Требования рынка к товару Делать то, что будет продаваться, значит производить товар и оказывать услуги, которые будут соответствовать требованиям рынка. Изучение требований рынка к товару включает в себя: • сегментацию рынка, т. е. выделение групп потреби • понимание (характеристика) потребителя, его соци • анализ фирменной структуры рынка, прежде все • формулирование требований к качеству товара — стан • рассмотрение возможностей обеспечения патентной Сегментация рынка заключается в разбивке (делении) рынка по группам потребителей, для которых могут быть необходимы отдельные товары (услуги). Сегментация может быть основана на логических операциях деления и классификации. В этом случае могут МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т. д. Сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом — возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. - Сегментация может проводиться и на основе простой группировки потребителей. Так, рынок в сфере культуры, дифференцируемый на основе классификаций, малопродуктивен — такая сегментация соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического маркетинга. Поэтому в сфере культуры более продуктивна разбивка рынка на основе простой группировки: • Фирмы (предприятия, организации, учреждения и • Учащаяся молодежь — с возможной дальнейшей сег • Общественные организации — властные структуры, • Группы по месту жительства — дети дошкольного й:'
• Группы по интересам: любительские объединения, Понимание (характеристика) потребителей заключается прежде всего в осознании их личностных и групповых мотиваций по каждому выделенному сегменту. Такая характеристика должна содержать указание на важнейшие факторы потребительского поведения. Такие факторы могут быть объединены в четыре основные группы: 1. Факторы культуры. Определяются этнически-на Например, в преимущественно протестантских США ценностными нормами мотивации поведения являются личный успех, инициатива, активность и работоспособность, практичность, комфорт, здоровье, сила, индивидуальная свобода, филантропия. В отличие от этой мотивации, мобилизующей человека на счастливую жизнь в этом мире, российско-советский духовный опыт определяется радикально иным нормативно-ценностным содержанием, в котором доминируют нравственный максимализм, справедливость, коллективизм, святость как самоцельное страдание и т. п. В этом случае речь идет о коллективизме, мобилизующем человека на жизнь в каком-то ином, но не этом мире «здесь и сейчас». Серьезно отличаются мотивации и у потребителей^ принадлежащих к различным субкультурам. 2. Факторы социальной группы. Задаются социальны • молодой человек без семьи и детей; • семья типа «Полное гнездо I стадии» (в семье имеет
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ • «Полное гнездо II стадии» (младшему ребенку более • «Полное гнездо III стадии» (дети на попечении роди • «Пустое гнездо I стадии» (дети живут отдельно, глава
• «Пустое гнездо II стадии» (родители — пенсионеры) • вдовствующий пенсионер. Каждая из этих стадий задает определенный и очень характерный (причем, легко узнаваемый) спектр потребительского поведения, в том числе в сфере культуры и досуга. 3. Личностные факторы — определяются возрастом 4. Психологические факторы — определяются уста
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |