Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантные явления в жизни подростка. 1 страница




Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, Травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность – это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда – семья, ближайшее окружение, но и макросреда – общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно.

Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка:

a) Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально- напряжённых, конфликтных ситуаций.

b) Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение.

c) Основной мотив пьянства – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.

d) Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте – стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.

Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности.

Лидирующая часть группы – лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями.

Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков) - чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана.

Конечно само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983):

· Единичное или редкое употребление наркотиков;

· Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;

· Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции;

· Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;

· Наркомания III стадии – полная психическая и физическая деградация.

Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах.

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;

в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.

Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи.

В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом).

Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость.

В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

Нравственно – ценностная ориентация личности подростка – насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер.

К действительному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков.

Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.

Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40% преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.


2. Факторы и причины, влияющие на формирование девиантного поведения детей и подростков.
Термин «девиантное поведение» происходит от латинского слова «deviation» - отклонение. Во многих источниках используется как синоним термину «отклоняющееся поведение». Однако, до сегодняшнего дня не единого определения термину «девиация», и «девиантное поведение», которое удовлетворяло бы и включало мнение большинства ученых. Однако, условно ученые выделяют все-таки факторы, которые влияют на формирование девиантного поведения совершеннолетних:

1. Экономико-социальный фактор отражает степень социальной стабильности в стране и общую ситуацию, связанную с бедностью, и распространением доходов. В России очень сильный резонанс вызывает экономическое неравенство между слоями населения. Данное неравенство несомненно оказывает влияние и на несовершеннолетних. Сначалов школе, потом в институте ребенок остро реагирует на отличие его от своих сверстников. Дети начинают требовать от родителей. того что по материальному положению родители не могут им предоставить, от этого начинает копиться, злость и обида внутри ребенка, он начинает страдать, и не замечая теряет уважение к родителям. При любом удобном случаи такому несовершеннолетнему трудно будет отказаться от предложения совершить сто-то противоправное, но принесшее ему выгоду, или желаемое.

2. Психолого-педагогический фактор. В настоящее время в России все сферы общественной жизни претерпели изменения, в результате чего произошла девальвация прежних форм поведения и ценностей. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряжение в обществе и подталкивает человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы допустимой нормы. Система социального контроля в современном обществе настолько слаба, что противостоять негативному влиянию подростку одному тяжело. Также необходимо отметить, что еще одной проблемой в рамках данного фактора является насильственные действия со стороны родителей, так как данные подростки, становятся агрессивными, закрытыми, и жестокими. Именно такой тип людей способны совершить жестокие и особо жестокие преступления, потому что грань дозволенного у них стерта.

Имеет негативное влияние на подростка и воспитание в асоциальной семье, в семье алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. В таких семьях царствует аморальность, культ насилия, неуважения, жестокости, цинизма. Естественно, с малых лет это находит отражение в подростке.

3. Психофизиологический фактор. Кроме вышеперечисленных факторов проблема нарушений поведения в подростковом возрасте связана с такими явлениями как акселерация и инфантилизм. Акселерация- ускоренное физиологическое, психологическое и половое развитие. У акселерированных подростков часто долго сохраняются некоторые детские черты, которые уже начинают сочетаться с интересами взрослых. Многие авторы отмечают слишком большую эмоциональную неустойчивость, податливость случайным влияниям. Все эти диспропорции и могут явится факторами, способствующими возникновению девиантного поведения.

Инфантилизм – причины инфантилизма могут быть разные, начиная от длительных соматических заболеваний, вплоть до неправильного воспитания. Подростки с признаками инфантилизма испытывают трудности в общении, они не способны критически оценивать себя, и свое поведения. В основе их отклоняющегося поведения часто лежат детские реакции оппозиции, подражание старшим, компенсации и гиперкомпенсации.

4. Биологический фактор. Большую группу причин девиантного поведения многие ученые связывают с ухудшением здоровья подрастающего поколения, ростом психических заболеваний, наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, ухудшением генетического фонда населения. В основе девиантного поведения лежат внутренние, биологические условия, импринтинг.

Это самые основные факторы, влияющие на возникновение у несовершеннолетнего девиантного поведения.

Таким образом, проанализировав основные факторы, можно сделать вывод, что в обществе практически полностью исчезла главная доминанта – нацеленность на здоровое поколение, институт семьи и как следствие появились чуждые модели воспитания и обучения, что дало основу для формирования у подростков девинтного поведения. Необходима, безусловно, грамотная политика государства, направленная на реформирование социальной сферы, активная работа с подрастающим поколением. Предоставление качественного образования, активное развитие сфер организации досуга, заинтересованность государства в благополучии населения.

 

3. СПД по профилактике девиантного поведения детей т подростков.
В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.
Термины «девиация», «девиантный»происходят латинского deviatio – отклонение.
В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют:
а) неписаным нормам,
б) писаным нормам.
В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.
Понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от социальных норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение
Как известно, социальные нормы бывают двух типов:
1) писаные – формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством
2) неписаные – неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

 

В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех социальных норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.
Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойств
Девиантность определяется соответствия-ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой – в структуре своей психики, третий одно-временно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

 

Нормально развивающемся обществе 10 – 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть – немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.

 

Групповые отклонения рассматриваются как коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

 

Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи — находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

 

Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

 

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман — преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

 

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

 

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные, или делинквентные поступки, группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие социальной незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и зависимость личности от общества. Социологи, установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем а) чаще с ними сталкивается, б) моложе его возраст.

 

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

 

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.