КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Услышишь — хлопни»
Часть II Часть I Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко: - А, У, О, И, Э, Ы. И низко: - А, У, О, И, Э, Ы. По одному и парами: - АУ, ОИ, ЭЫ. По трое: - АУО, ИЭЫ. И хором: - АУОИЭЫ. Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У. - О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О. - И люди в домах живут, — тихонько заметил И. - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы. Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него. Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ. У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы. С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут. Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...» Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может... Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой. Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву: - Й..., Й.., Й... Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: - Й..., Й..., Й Слушал-слушал А, да и говорит: - А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. И-кратпкий согласился, и они запели: - ЙА, ЙА, ЙА. - У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому. - Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: - ЙУ, ЙУ, ЙУ. - О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста. - ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому. Следующая песня звучала так: - ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ. Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ». Опечалены были только И да Ы. - Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы. Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э. Подумали-подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А. Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У. Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О. Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э. Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е. А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках. Вариант окончания сказки для дошкольников Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки — согласные: o мягкиесогласные обозначаются зелеными кружками, o твердые согласные — синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец! Вариант окончания сказки для школьников Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.) Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий. Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец! Приложения Приложение 1 Образцы таблиц Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами). Таблица 1 — для чтения прямых и обратных слогов. Таблица 2 — для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками. Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.) Приложение 2 Игра «Эхо» Вариант 1 Цели: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
Вариант 2 Цели: автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности. СА—СО—СУ—... СУ—СА—СЫ—... АС—ИС—УС —... СЫ—СА—СО—СУ —... СУ—СО—СЫ—СА —... ЭС—АС—УС—ИС —... СА—ИС—СО —... ОС—УС—СЫ —... СО—АС—СУ—... САД—САНИ—САМОЛЕТ —... СОМ—НОС—УСЫ —... ОСА—КОСА—ВЕСЫ —... СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — … Вариант 3 Цели: дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей). ЛА—РА —... АЛ—АР—АЛ —... РЫ—ЛЫ —... ИЛ—УР—ОЛ —... РА—ЛА—РА —... ИЛ—АР—ЛУ —... ЛЫ—РЫ—ЛО —... РА—ИЛ—РЫ —... АЛ—АР — … ОР—УЛ —... РЫБА—ЛУЖА —... ЛОДКА—РАМА —... РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ —... ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА —... КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО —... АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА —... РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК —... РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК —... Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише. Приложение 3. Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |