КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциация звуков Ф – ФЬ
Звук Фь Звук Ф
Артикуляция звука
Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.
Постановка звука
1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.
2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.
3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.
Практический материал по автоматизации звука Ф
1. Повтори слоги.Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф Фу-фу-фу Фо-фафуфы Оф-оф -оф Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф
2. Повтори слова.
Звук в начале слова:
Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.
Звук в середине слова:
Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.
Звук в конце слова:
Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.
3. Повтори предложения.
Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.
4. Повтори скороговорки.
У Пифа гость – Паф. У Фани – фуфайка. У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
5. Повтори загадку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями с деревьев.
(Жираф)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(Футбольный мяч)
6. Выучи стихотворение.
Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)
7. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения, подсказать в конце нужные слова.
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок —
Красный, маленький... (флажок).
Кто забил сегодня гол?
Я, когда играл в... (футбол).
Скоро вечер, посмотри —
Загорелись... (фонари).
8. Игра «Закончи предложение».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и закончить его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.
На празднике у мальчика в руках... (флажок).
Мама завязала дочке на шею... (шарф).
Вечером у машин горят... (фары).
У каждого человека есть имя и... (фамилия).
В цирке часто показывают... (фокусы).
9. Игра «Один-много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан — (фазаны) Фургон — (фургоны) Факел — (факелы) Телефон — (телефоны) Фокус — (фокусы) Сарафан — (сарафаны) Фонтан — (фонтаны) Граф — (графы) 10. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.
Артикуляция звука
См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.
Постановка звука
По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;
Практический материал по автоматизации звука ФЬ
1. Повтори слоги.Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь Фю - фю -фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь
2. Повтори слова.
Звук в начале слова:
Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.
Звук в середине слова:
Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.
Звук в конце слова:
Юдифь, морковь (фь).
3. Повтори предложения.
У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.
4. Повтори скороговорки.
У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.
5. Повтори загадки.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
(Портфель)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
6. Выучи стихотворения.
Федя полез за конфетой в буфет —
Факт, что в буфете не будет конфет.
(В. Лунин)
Слон
Дали туфельки слону,
Взял он туфельку одну.
И сказал: «Нужна пошире,
И не две, а все четыре!»
(С. Маршак)
7. Игра «Составь предложение».
Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр Федя - фиалки Фея - туфелька Дерево - филин Магазин - финики
8. Игра «Один — много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус — (фикусы) ферма — (фермы) Фиалка — (фиалки) пуфик — (пуфики) Филин — (филины) буфет — (буфеты) Фигура — (фигуры) графин — (графины)
9. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.
Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы
2. Повтори слова. Фомка - Фимка Форма - ферма Фокус - фикус Форма - фирма Фуга - фига Фурор - фюрер Фон - фен Фунт - финт
3. Повтори предложения.
Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.
4. Повтори чистоговорки.
Фе - фэ - фе — дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.
5. Повтори скороговорки.
У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.
6. Повтори загадки.
Из меня посуду тонкую,
Нежно - белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называясь я...
(Фарфор)
Живет в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)
7. Выучи стихотворение.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин - прыг, филин - скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад
Два фонарика горят.
(Г. Сатир)
8. Игра «Твердый — мягкий»
Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.
Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.
9. Игра «Составь предложения»
Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам:Фома - ферма Феня - фотоаппарат Федя - телефон Федя — фокус
10. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.
Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. — Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |