КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводим звуки в речь
Т. С. ПЕРЕГУДОВА Г. А. ОСМАНОВА В тихой речке. Игла. Шей, иголка, не ленись, Шей, иголка, не колись. Тяни – тяни ниточку, Чини – чини дырочку, Дырочку на варежке У маленькой Варечки. Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л] Упражнение № 39. Выучить стихотворение.
Растянулся в луже Яшка И чуть – чуть не утонул. Хорошо, что он рубашкой Лужу сразу промокнул. (В. Мусатов) Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л] Упражнение № 40. Выучить стихотворение.
Рах-трах тарарах! Раскатился гром в горах, Прогремел над чёрной тучей, Прогремел над чёрной кручей. Пусть в горах грохочет гром, Всё равно гулять пойдём! (Н. Голь) Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов. [Р] – [Л] Упражнение № 41. Выучить стихотворение.
Приглашённые к обеду Все пришли! Шли букашки к Короеду. А Короед, Лабиринт пройдёшь не скоро Не дождавшись, В триста тридцать коридоров… Съел обед. (Е. Кулышев) Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л] Упражнение № 42. Выучить стихотворение. В тихой речке у причала - На рыбалке я была. Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака - Здравствуй! Дядю Петю – чудака. - Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался? - Как дела? - Нет, ушёл хитрец! Сорвался. (Е. Череповецкий) Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ [Ч], [Щ] Логопедам-практикам и заботливым родителям Санкт-Петербург 2006 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 2 ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Ч], [Щ].......................................................................................... 3 Как работать с карточками.................................................................................................... 5 Как работать с картинками.................................................................................................... 6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В СЛОВАХ....................................................................... 8 Автоматизация звука [Ч] в конце слов............................................................................... 8 Автоматизация звука [Ч] в середине слов....................................................................... 10 Автоматизация звука [Ч] в начале слов........................................................................... 16 Автоматизация звука [Ч] в интервокальной позиции................................................... 29 Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных....................................... 37 Автоматизация звука [Ч] в словах, содержащих два звука [Ч].................................. 40 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 42 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В СЛОВАХ.................................................................... 50 Автоматизация звука [Щ] в начале слов.......................................................................... 50 Автоматизация звука [Щ] в интервокальной позиции.................................................. 51 Автоматизация звука [Щ] в конце слов............................................................................ 55 Автоматизация звука [Щ] в словах со стечением согласных..................................... 55 Автоматизация звука [Щ] в словах, содержащих два звука [Щ]............................... 58 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ................................................ 59
ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков [Ч], [Щ]в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования. Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [Ч], [Щ] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (чан, щука), слова, содержащие шипящие и свистящие звуки (Сочи, цепочка, сгущёнка, щипцы); слова со звуками [Л]-[Л'], [Р]-[Р'] (роща, лещ, ручей, чёлка). Данные группы слов напечатаны разным шрифтом: • прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками; • курсивом — слова, содержащие шипящие и свистящие звуки; • жирным шрифтом — слова, содержащие [Л]-[Л'], [Р]-[Р']; • подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С'] и [Щ], [Т'] и [Ч].
Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Карточки с речевым материалом пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы, строго не придерживаясь нумерации карточек. Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения. В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей. Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильное звукопроизношение дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения. Постановка звуков [Ч], [Щ] Работа по устранению недостатков произнесения звуков [Ч], [Щ] требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков. При произнесении звука [Ч]: • губы округлены и слегка выдвинуты вперед; • зубы не смыкаются; • кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами, эта смычка незаметно переходит в щель между ними; • посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит. При произнесении звука [Щ]: • губы в легкой улыбке, зубы видны; • зубы сближены; • широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель; • посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит. Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается за исключением тех случаев, когда имеет место замены [Щ] на [С'] и [Ч] на [Ц']. Для произнесения звука [Щ], произносимого как [С'], проще всего пользоваться специальным зондом или шпателем. Слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), следует добиться необходимого звучания звука и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо закрепить дифференциацию звука [Щ] и звуков [С'] и [Ш]. При замене звука [Ч] на [Ц'] (или [Ц]) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции [Щ]. Если звук [Щ] усвоен, то получить [Ч] можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде [Т']. Можно рекомендовать также такой прием постановки звука [Ч], при котором базой служит звук [Т'], произносимый с придыханием. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом или шпателем, то должно появиться верхнее [Ч], если же кончик языка просто отодвигается, то нижнее [Ч]. Впрочем, производным может быть не только звук [Ч] от [Щ], но и звук [Щ] от [Ч], если последний усвоен ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитного звука его фрикативную часть (чщ- - - - - - - - - -, чщ- - - - - -, щ - - - - - - - - - -).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |