Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития молодёжных профильных центров. 1 страница




История молодежных профильных центров в Курской области берет свое начало с возникновения лагеря «Комсорг».

Вопрос о времени создания первого в области лагеря комсомольского актива «Комсорг» на сегодняшний день остаётся открытым. В опубликованных печатных источниках, существует, по крайней мере, две точки зрения об авторстве и о месте проведения первой лагерной смены.

А.С. Чернышёв считает, что «Комсорг» был создан в 1961 году
известным учёным - психологом Л.И. Уманским и его учениками.

Л.И.Уманский занимался исследованиями по проблеме организаторских способностей. Ему предложили подтвердить гипотезу экспериментальным путём на молодёжных лидерах, каковыми в то время являлись комсомольские организаторы. В 1961 г. преподаватель кафедры физкультуры А.И. Бурцева организовала на одной из летних площадок города Курска лагерную смену для старшеклассников и пригласила туда воспитателем Л.И. Уманского.

Как утверждает А.С. Чернышёв, это уже был первый "Комсорг", а с 1962 г. инициатива по развитию лагеря полностью переходит в руки Л.И. Уманского. Для создания научного обеспечения Л.И. Уманский в 1964 году открывает аспирантуру и создает группу аспирантов-психологов для работы в "Комсорге" в составе А.С. Чернышёва и В.А. Миргорода, а также соискателей - И.А. Бессмертнова, А.Н. Гонтаренко и педагога-музыканта В.П. Ситникова. В июле 1965 г. прошла первая полноценная смена лагеря "Комсорг" в с. Верхний Любаж Курской области, прошла не просто успешно, а блестяще. Курировал "Комсорг" от обкома ВЛКСМ инструктор Е.И. Дымов. Так сложился уникальный, первый в СССР Центр по подготовке молодежных лидеров, "лицо" которого до настоящего дня мало изменилось: имеются в виду дух, традиции, законы "Комсорга". Таким образом, как отмечает А.С. Чернышёв, уже в 1965 году удалось открыть те фундаментальные социально-психологические законы Центра, которые обеспечили ему долголетие [26].

Схожего мнения придерживается в своей работе и Е.А. Шанин, который пишет, что в 1961 - 1962г.г. состоялся первый опыт лагерных сборов комсомольских организаторов школ на базе пионерских профсоюзных лагерей под руководством доцента педагогического института Л.И.Уманского. В 1963 году Бюро обкома ВЛКСМ приняло постановление «О проведении областных лагерных сборов школьного комсомольского актива». Лагерь под названием «Юность» расположился у Сейма на базе спортивного студенческого лагеря. Начальником лагеря была назначена А.И. Бурцева, преподаватель КГПИ, руководителем семинара - секретарь обкома ВЛКСМ З.А. Придворова. В 1964 году «Комсорг» базируется в Мокве. Работа ведётся уже по специально разработанному плану подготовки школьного актива. Появляются голубые пилотки - предвестники комсорговской формы. Комиссаром лагеря на протяжении многих лет был Л.И. Уманский. С какого года??? С 1964 года кадры инструкторов комплектуются в основном из преподавателей и студентов педагогического института - комсомольских активистов. В 1965 году принято постановление бюро обкома ВЛКСМ о проведении лагерных сборов школьного комсомольского актива на базе лагеря «Комсорг» в Верхне-Любажской школе-интернате [27].

Иная точка зрения высказывается С.П. Марковой. В одной из своих статей она утверждает, что «Комсорг» возник как школа комсомольского актива в 1961 году и принял 200 старшеклассников в палаточном городке под Железногорском. Первым начальником лагеря была Малыхина Анна Филипповна, за несколько месяцев до этого сменившая должность секретаря обкома комсомола на работу директора станции юных туристов [28].

Сусанна Георгиевна Кутепова, работавшая в 70-е г.г. секретарём обкома комсомола, утверждает, что создание «Комсорга», как областного лагеря школьного комсомольского актива всегда было делом обкома ВЛКСМ, а автором такой формы работы, как стационарные сборы школьного комсомольского актива, является Придворова Зинаида Антоновна (секретарь обкома комсомола в 60-е г.г.) [29].

А вот что говорит сама З.А. Придворова, работавшая в ________ секретарем Курского областного комитета комсомола:

«Комсорг» всегда был детищем обкома комсомола. Впервые практика обучения школьного комсомольского актива была опробована в Киеве (секретарь обкома комсомола - Шевченко). В начале 60-х годов ЦК обращается в обкомы комсомола с рекомендацией о разработке и проведении новых форм учёбы школьного комсомольского актива.

В 1962 году отдел школьной молодёжи Курского обкома комсомола собирает секретарей школьных комсомольских организаций с целью обучения на базе станции туристов. Жили в палатках под Железногорском. Комсоргам давались азы комсомольской работы, они обучались навыкам туризма, ходили в походы. Деньги на проведение первых сборов выделил Курский Областной отдел образования, которым руководил Никифоров М.С., начальником лагеря была Малыхина А.Ф., в то время -директор станции туристов. Начальником штаба стала Калутская Лилия, помимо неё обком представляли ещё два инструктора. Сборы показали, что у молодёжи есть множество идей, такая форма обучения очень понравилась детям. Но тогда не удалось собрать всех секретарей. В конце 1962 года отдел школьной молодежи решил организовать стационарный лагерь. Бюро обкома комсомола одобрило это предложение и оставалось найти деньги. Но в то время финансировались только пионерские лагеря, и это создавало большие сложности. Пришлось искать решение этой проблемы, чтобы, не нарушая финансовую дисциплину, найти деньги на организацию необычного лагеря.

В 1963 году председателем областного совета профсоюсов (облсовпроф) был Д.И. Рогозов. По натуре он был комсомольским вожаком, очень любил молодёжь. Он и пришёл на помощь. Д.И. Рогозов вызвал к себе М.С. Никифорова (председатель обкома профсоюза учителей) и предложил профинансировать сборы. Облсовпроф передал средства обкому профсоюзов учителей, а те, в свою очередь, профинансировали лагерь. Секретари школ были вызваны в обком для проведения беседы: договорились о сроках проведения, составили план. Встал вопрос о месте проведения сборов. Было принято решение провести лагерь на базе какой-нибудь школы.

И в 1963 году лагерь был организован в Мокве, на базе второго интерната. Начальником штаба лагеря вновь стала Калутская Л., а начальником лагеря - директор интерната. В этом же 1963 году в лагере появляется Л.И. Уманский. Он был внештатным сотрудником отдела школьной молодежи Курского обкома ВЛКСМ. Этот удивительный человек при всей своей солидности мог запросто маршировать с детьми в шортах по улицам города. Именно Л.И. Уманский помогал составить план учёбы комсомольцев, подбирал педагогические кадры. Воспитателями были лучшие студенты Курского педагогического института (КПИ), которые должны были пройти педагогическую практику. Со всеми были проведены беседы, и Курский обком ВЛКСМ одобрил их кандидатуры. Помимо практики им решили немного заплатить.

Для работы в лагере Лев Ильич привёз свой актив. Это были первые инструкторы. Уманский отметил, что в лагере создалось благоприятное поле для научной деятельности. Он попросил разрешения заниматься в лагере наукой, и ему дали добро. Это было плодотворное сотрудничество Обкома комсомола и кафедры педагогики и психологии КПИ. В 1964 году сборы проходят в Верхнем Любаже. Лагерь был впервые показан обкому партии. В лагере побывал первый секретарь обкома, в течение одной недели. Работники обкома приезжали в лагерь с лекциями.

В 1965 году лагерь получает своё официальное название - «Комсорг», хотя так его называли и раньше. Лев Ильич предложил пригласить в «Комсорг» А.Н. Лутошкина, и Анатолий Николаевич внёс в работу лагеря очень много нового.

Е.А. Шанин и А.Н. Лутошкин - очень творческие люди. Они проводили потрясающие вечера, да, наверное, вообще не спали. Обком пригласил в лагерь оркестр, во главе с В.П. Ситниковым. В оркестре были одни «бандиты из Макаренковских произведений», но Валерий Павлович держал их в «ежовых рукавицах» и смог сделать из них людей.

Уход Уманского был большой потерей для «Комсорга», КПИ и молодёжного движения в области» (сохранен авторский стиль изложения).

З.А. Придворова отметила также, что идея создания на базе исторического факультета КПИ историко-педагогического факультета также была предложена Л.И.Уманским. И осуществлялась ими обоими, с большими трудностями: "Мы с Л.И. Уманским решили побороться за создание истпеда, так как школы нуждались в руководителях воспитательной работы. Поездка в Москву дала положительный результат. Министерство дало добро на создание историко-педагогического факультета. Но в этом вопросе мы действовали «через голову» ректората КПИ и обкома партии, который возглавляла Архипова Т.П. В дальнейшем это привело к ухудшению отношений между ней и Л.И. Уманским, и стало одной из причин того, что Л.И. Уманский покинул город Курск и уехал в Кострому. Позже он забрал с собой Лутошкина. Всё осталось на плечах Е.А.Шанина» [30].

Таким образом, в ходе исследования выявилось несколько точек зрения на дату возникновения лагеря «Комсорг», а следовательно и, говоря современным языком, зарождения профильных центров в Курской области, так как именно «Комсорг» является первым профильным лагерем нашей области.

1.Лагерь возник в 1961 году, как база психологических исследований, проводившихся в КПИ (А.С. Чернышёв, Е.А. Шанин).

2. «Комсорг» был создан обкомом комсомола в 1961 году как школа комсомольского актива (С.П. Маркова).

3. Лагерь был создан в 1962 году обкомом комсомола с целью обучения школьного комсомольского актива (З.А. Придворова).

В ходе исследования мы попытались найти документальное подтверждение той или иной точки зрения. Изучение архивных материалов показало, что в 1961 году подобный вопрос не обсуждался на заседаниях бюро ОК ВЛКСМ.

В перспективном плане учёбы комсомольского актива за 1962 год не значилось проведение областных лагерных сборов школьного комсомольского актива. Это объясняется тем, что в 1962 году сборы финансировались областным отделом образования и не проходили через обком комсомола.

Впервые такая форма работы, как обучение школьного комсомольского актива, упоминается в архивных материалах в 1963 году. На заседании бюро Курского сельского обкома комсомола от 09.02.1963 г. был утверждён перспективный план учёбы комсомольского актива на 1963 г., где на июль был запланирован семинар школьного комсомольского актива на базе лагеря детской экскурсионно-туристической станции (ДЭТС)в течении 26 дней [31].

Таким образом, из перечисленных выше фактов нельзя с абсолютной уверенностью назвать дату первого лагерного сбора. Он состоялся либо в 1961, либо в 1962 году. Именно 1961-1962 годы и следует считать, на сегодняшний день, временем возникновения лагеря «Комсорг». Именно в это время первые лагерные сборы школьного актива показали свою перспективность и вызвали заинтересованность как со стороны ОК ВЛКСМ, так и со стороны Курского педагогического института. А самое главное - эта новая форма, сочетающая отдых и получение новых знаний, стала интересной для самих школьников.

Вместе с тем это было только начало. Предстояло ещё оформить организационную структуру лагеря, разработать учебные планы, наконец, узаконить само существование лагеря.

Как уже отмечалось, впервые официально проведение лагеря (семинара) школьного комсомольского актива было запланировано постановлением Курского сельского ОК ВЛКСМ в 1963 году.

В июне того же года выходит постановление о проведении 18-29 июня, 2-13 июля лагерных сборов школьного комсомольского актива на базе туристического лагеря ДЭТС. Руководителем семинара была утверждёна секретарь обкома ВЛКСМ Придворова З.А. На семинар приглашали секретарей, имеющих склонность к экскурсионно-туристической и краеведческой работе. Каждому при себе было необходимо иметь спортивную форму, так как семинар завершался многодневным походом. Кроме того, в ходе семинара, старшеклассники прослушали семь лекций и встречались с участниками Курской битвы [32].

В 1964 году вновь проходят стационарные сборы по обучению школьного комсомольского актива [33]. Как видно из документов, в этот период (1963-64 г.г.) идёт поиск оптимальной организационной структуры, начинают складываться славные традиции «Комсорга».

В 1965 г. выходит постановление бюро обкома ВЛКСМ о проведении лагерных сборов школьного комсомольского актива на базе лагеря «Комсорг» в Верхне-Любажской школе-интернате. Впервые лагерь получает свое знаменитое имя. На сборы были приглашены 350 секретарей комитетов ВЛКСМ школ, членов комитетов, секретарей классных комсомольских организаций [34].

Руководил работой лагеря областной комитет ВЛКСМ. Начальником штаба лагеря была назначена Л.И.Хорошавина -____________________, а его научным руководителем – Л. И. Уманский, преподаватель Курского пединститута. Сборы проходили в две смены. В первую смену проходили учебу комсомольские активисты восьмилетних школ. Во вторую - учащиеся средних школ. Во время второй смены впервые появляются профильные отряды: секретарские, спортивные, культмассовые, отряд пионерских секретарей, отряд печати и прожектористов. Комсомольским активистам был прочитан курс лекций. В лагере проводились занятия по специализации и практические занятия. Школьный актив на практике включается в различные виды деятельности: занятия по туризму; походы; марш-парады; митинг у памятника Герою Советского Союза Докукину. Впервые в лагере проводится олимпиада.

Большое впечатление на ребят оказала встреча с Д.А. Ермоловым, видевшим В.И. Ленина. Ежедневно выходила лагерная газета (руководил отряд печати); был выпущен литературный альманах. На деньги, заработанные комсоргами на прополке свеклы в колхозе «Рассвет», школьные активисты посетили цирк [35].

Таким образом, 1961-1965г.г. стали периодом возникновения областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг».

В 1966 году на заседании бюро обкома комсомола было принято решение провести лагерные сборы школьного комсомольского актива уже как лагеря «Комсорг» [36]. В июне был утверждён штат сотрудников лагеря. В него вошли: Бондарь М.Е. (директор Горнальской школы-интерната; начальник лагеря), Уманский Л.И. (зав. кафедрой педагогики и психологии Курского пединститута; комиссар лагеря), Свидерская Л.Н. (преподаватель той же кафедры; начальник штаба лагеря), Миргород В.А., Хорошавина Л., Чернышёв А.С., Фейгинов С., Рожков М., и другие, преимущественно студенты пединститута [37]. Летом палаточный лагерь базируется в селе Горналь, Суджанского района на базе школы-интерната. В «Комсорге» уже есть свой оркестр (руководитель – Ситников Валерий Павлович). Продолжают формироваться традиции лагеря: подъём по боевой тревоге (22 июня в первую смену, и 22 июля во вторую), КВН, концерты - молнии у костра, от рядные костры дружбы, малая лагерная олимпиада [38]. В лагере впервые созданы военно-патриотические отряды - это одно из конкретных дел «Комсорга» в ответ на решения 15 съезда ВЛКСМ [39].

В 1967 году «Комсорг» вновь располагается на базе Горнальской школы-интерната. Подтверждением успехов его деятельности является тот факт, что опыт работы лагеря обсуждался в ЦК ВЛКСМ. В результате этого вышло постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ о преобразовании лагеря «Комсорг» в межобластной [40]. В течении 2-х смен (июнь, июль) в «Комсорге» прошли учёбу 600 человек [41]. Во вторую смену обучение в «Комсорге» прошли 100 активистов из соседних областей, а также Ульяновской области, и Молдавии. Финансирование лагеря осуществлял финхозотдел обкома ВЛКСМ.

В 1968 году лагерь «Комсорг» снова базируется в селе Горналь Суджанского района. Работа лагеря проводится в две смены (июнь, июль) по 22 дня каждая. За период обучения подготовку прошли 452 школьных активиста из всех районов области.

В «Комсорге» появляются нововведения, которые позже превращаются в традиции лагеря. Впервые прозвучал гимн Комсоргов - песня А.Н. Лутошкина «Комсорги» [42]. В лагере присутствуют ещё 25 человек из состава духового оркестра под руководством Ситникова Валерия Павловича и 20 юношей и девушек из Курского Театра юного зрителя под руководством Игоря Владимировича Селиванова.

Продолжает формироваться структура лагеря. В «Комсорге» проходят обучение все категории школьного комсомольского актива: секретари школьных комсомольских организаций, комсорги классов, члены комитета комсомола, отрядные вожатые, командиры разновозрастных отрядов. Как учебно-инструктивный лагерь работал в составе 10 отрядов по 25 человек в каждом (из расчёта на 1 смену): 4 отряда - секретари комсомольских организаций школ; 1 отряд -ответственные за политико-массовую работу; 1 отряд - за работу с пионерами; 1 отряд - за военно - спортивную; 1 отряд - командиров разновозрастных отрядов; 1 отряд - за культурно - массовую работу.

Впервые в лагере работают студенты истпеда - факультета истории и методики пионерской и комсомольской работы, открытого в Курском пединституте. Поэтому для «Комсорга» 1968 года характерно значительное обновление педагогического состава. В лагере работают: Бондарь М.Е. (начальник лагеря; директор школы-интернат), Буданова В.Н. (комиссар, инструктор обкома ВЛКСМ), Лутошкин А.Н. (начальник штаба; ст. преподаватель пединститута), Уманский Л. И. (старший методист -инструктор, доцент пединститута), Шанин Е.А. (методист по эстетическому воспитанию, преподаватель пединститута), Назаренко В.Н. (методист по культмассовой работе; преподаватель пединститута), студенты - Заикин В.М., Фейгенов С.Р., Бурлыкин В., Драпак А., Якушева Н. и другие.

В лагере проводятся разнообразные формы комсомольской учёбы: семинары, собеседования. Помимо учёбы комсорги принимают участие в конференциях, трудовых десантах, диспутах, праздниках, торжественных линейках... Перед ребятами выступали ответственные работники ЦК ВЛКСМ, обкома, горкома, райкомов комсомола, преподаватели и аспиранты Курского пединститута, лектор - международник, работники КГБ. Большой успех имели такие мероприятия лагеря, как: «Разговор на чистоту» - о проблемах школьного комсомола, «Кто есть кто» - отрядные костры знакомств, торжественная линейка и общий сбор, посвящённый памяти павшим в Великой Отечественной войне, «Поиски, открытия, откровения», где шло обсуждение творчества лауреатов премии Ленинского комсомола, просмотр и обсуждение кинофильмов «Начальник Чукотки», «Я вас любил», концерт «Юность мужала в боях» - программа агитбригад к 50-летию ВЛКСМ и другие. Ввиду ненастной погоды в 1 и 2 смены были отменены турпоходы.

В то же время выявляются проблемы в работе лагеря: неполное использование возможностей по обучению комсоргов, не всегда удачный подбор комсоргов, низкая спортивная подготовка, недостаточная материальная база [43].

В 1969 году «Комсорг» располагается на базе Пенской школы-интерната, в посёлке им. Карла Либкнехта, Льговского района. Лагерные сборы проходят в две смены с 15 июня по 26 июля. На учёбу были приглашены 500 активистов. В лагере работают: Лутошкин А.Н. (ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии; начальник штаба), Шанин Е А. (аспирант; инструктор-методист по эстетическому воспитанию), Акатов Л.И., Назаренко В.Н., Подорога В.Я. и другие.

Из 25 районов области на сбор (в первую смену) были приглашены 225 человек, которые и составили 9 отрядов: 4 отряда (100 чел.) - секретари комсомольских организаций школ; 1 отряд (25 чел.) - ответственные за политико - массовую работу; 1 отряд (25 чел.) - за работу с пионерами; 1 отряд (25 чел.) - за военно - спортивную; 1 отряд (25 чел.) - командиры разновозрастных отрядов; 1 отряд (25 чел.) - за культурно - массовую работу [44].

Лагерная форма сбора комсомольского актива школьников представлялись особенно перспективными, ибо являлись такой формой обучения комсомольских организаторов-старшеклассников, в которой знания можно давать с достаточной полнотой и в системе. Организационная структура "Комсорга" соответствовала его главному назначению быть учебно-инструктивным лагерем. Особым вопросом в его организации является создание структуры, определение круга обязанностей каждого работника, осуществление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными звеньями единой цепи управления лагерем. Эти вопросы носят не только организационный характер. Правильное их решение дает возможность более конкретно и плодотворно обеспечить учебный процесс.

Анализ материалов показывает, что именно к этому времени процесс формирования организационной структуры лагеря получает своё завершение [45]:

Начальник лагеря. Лагерь "Комсорг" не имеет постоянной базы и территориальное место его пребывания меняется достаточно часто. Лагерь базируется на территории школ-интернатов. Директор школы-интерната является начальником лагеря, это облегчает решение всех хозяйственных вопросов, связанных с обеспечением работы хозяйственных служб и административного аппарата. Начальник лагеря через начальника штаба и комиссара связан со всем лагерем.

Комиссар лагеря - это политический руководитель "Комсорга". Функции комиссара лагеря выполняет инструктор обкома комсомола. Главной функцией комиссара являлось обеспечение высокой идейно-политической направленности всех занятий и мероприятий в учебно-воспитательном процессе лагеря.

Вместе с начальником штаба комиссар должен осуществлять подбор работников лагеря и постоянное руководство педагогическим коллективом. Комиссар лагеря обязан проводить большую и сложную организационную работу по формированию контингента комсоргов - работа, которая проводилась до открытия лагеря через райкомы комсомола. Индивидуальные собеседования при приеме в лагерь дают представление о качестве актива школ того или иного района.

Начальник штаба. Как правило, это представитель пединститута, который выполняет функции старшего педагога и методиста, обеспечивающего педагогически грамотный процесс жизни и учебы комсоргов, методическую грамотность линеек, смотров, конкурсов, фестивалей, всех общелагерных и отрядных дел и занятий. Начальник штаба совместно с комиссаром лагеря подбирает педагогические кадры, готовит их к предстоящей работе, знакомится со стажем и характером работы в лагере, помогает ориентироваться в теоретической и методической литературе и т.д. Вместе с комиссаром лагеря начальник штаба уже в самом лагере должен вести постоянную работу с педагогическим составом "Комсорга". Он обеспечивает правильность работы методического кабинета и эффективность использования комсоргами методических материалов, контролирует выполнение учебной программы лагеря и отрядов.

Инструкторы по видам работ. В лагере "Комсорг" шесть инструкторов по видам работ: инструктор - заведующий методическим кабинетом, инструктор по плаванию, инструктор по военно-спортивной подготовке, инструктор по культурно-массовой работе, инструктор по музыке, инструктор-художник. Каждый из них отвечает за всю работу в лагере по своему профилю, отвечает за подготовку и проведение отрядных и общелагерных мероприятий в данном направлении, привлекая на помощь соответствующие отряды или актив лагеря.

Шеф-инструктор отряда выполняет функции вожатого, воспитателя (по положению о пионерских лагерях) и преподавателя; он ведет семинарские и практические занятия по специальности. Инструктор ведет всю работу в отряде: быт комсоргов, соблюдения ими моментов режима и т.д.; помощь отряду в подготовке к смотрам, конкурсам, соревнованиям, фестивалям и другим общелагерным мероприятиям. На всех участках жизни лагеря и отряда инструктор всегда со своими ребятами - он их старший товарищ и помощник. Это самый близкий человек каждому члену отряда. Тонус жизни отряда, стиль взаимоотношений между комсоргами, отношение их к учебе в лагере и учебно-инструктивные мероприятия, дисциплина, уровень и глубина подготовки по работе соответствующего сектора школьного комитета комсомола и т.д. - все зависит от его работы, его деловых и личностных качеств. По существу инструктор отряда является одной из главных фигур в лагере "Комсорг".

Каждый вечер инструкторский состав "Комсорга" собирается на планерку для подведения итогов минувшего дня и планирования работы на завтра. При подведении итогов минувшего дня первым выступает ответственный дежурный, который докладывает о качестве работы дежурной службы - представителей отрядов, об уборке палат и территории, о работе всех служб лагеря, делится опытом решения возникших в этот день проблем. Об этом обязательно следует говорить, чтобы облегчить работу следующему дежурному и постоянно совершенствовать организацию жизни лагеря. Затем кто-нибудь из штаба анализирует остальные моменты жизни лагеря за минувший день. Здесь сообщается план работы на следующий день. Если предстоящее дело несет в себе что-то незнакомое, новое, то этот момент подробно обсуждается. Здесь инструктор, ответственный за проведение данного дела, сообщает о требованиях, которые представляются к его участникам, определяют его участки, на которых инструкторам отрядов необходимо присмотреться особенно пристально к работе комсоргов и помочь им.

Комсомольское самоуправление в лагере осуществляется по схеме: совет командиров - командир отряда - отряд. Это простая и ясная схема обеспечивает кратчайшие каналы связи между штабом лагеря и каждым комсоргом. Совет командиров является высшим органом комсорговского управления. Курирует совет командиров комиссар лагеря, либо начальник штаба.

Ежедневно в 20.00 часов командиры собираются на свой совет. Представитель штаба лагеря получает информацию о состоянии дел в отрядах. Здесь же подводятся итоги дня и командиры получают информацию о делах на завтрашний день. Командиры на своих встречах оперативно решают проблемы, возникающие в отрядах. Работе с командирами отрядов уделяется большое внимание, так как, в системе управления лагеря командиры являются важным звеном. Командир отряда непосредственно связан с комсоргами и на всех участках лагерной жизни обеспечивает вместе с шефом-инструктором работоспособность и организованность отряда. Нужды и тревоги комсоргов ему ближе всех, он раньше других может почувствовать настроение членов отряда и способствовать тому, чтобы руководство лагеря своевременно могло вмешаться в каждую конкретную ситуацию с целью обеспечения мажорного настроения и серьезного отношения к учебе в лагере.

Таким образом, в 1969 году завершается период становления лагеря «Комсорг»: оформляются, в основном, его структура, направления, формы и методы работы. Создаются традиции, символика, ритуалы. Всё то, что в течении нескольких десятилетий будет составлять уникальную атмосферу лагеря, и, возможно, является главным достижением его коллектива. За этот период обучение в лагере прошли около 2,5 тысяч активистов [46].

Анализируя архивные материалы и периодическую печать исследуемого периода, мы пришли к выводу, что в 1970-78 г.г., несмотря на застойные явления в жизни общества, лагерь «Комсорг» переживает время своего расцвета. Ежегодно лагерные сборы проходили в две смены. Для прохождения сборов приглашали в среднем по 250 человек.

Таким образом, за девять лет работы «Комсорга», в лагере прошли подготовку около 4,5 тысяч комсомольских активистов. Местом проведения сборов были Горнальская (1970-71,73,75, 1977-78г.г.) и Ивановская (1972,74,76г.г.) школы-интернат. В этот период работу «Комсорга» от обкома ВЛКСМ курируют комиссары лагеря: Буданова В.Н., Драпак А.Н., Кизилова А.И., Федоровская З.П., Постников Н.А. Успешная работа лагеря в эти годы осуществлялась во многом благодаря Евгению Алексеевичу Шанину, который руководил работой штаба лагеря в течение семи лет (1970-76г.г.), бывал в «Комсорге» до 2007 года. Именно в этот период большое внимание в «Комсорге» уделяется эстетическому воспитанию старшеклассников. В 1977-78 г.г. начальником штаба лагеря был Клименко В.В.

Весомый вклад в создание благоприятной атмосферы для творчества и учёбы внес шефско-инструкторский состав, который формировался из студентов истпеда, аспирантов и преподавателей пединститута. Многие из них работали в лагере не один год: Назаренко В.Н., Дымов Е.И., Подорога В.Я., Тимощук В.И., Рожков, Березуцкий Ю.И., Ерёмин Н.М., Зубков Ю.И., Ходусов А.Н., Бурлакова Н.Ф., Еремин Н.М., Рубцова Е.Н., Гонеев А.Д., Кузнецова В.М., Карнавский А.П., Семенов Е.Н., Саницкая З.К., Гребеньков Н.Н., Бабенко З.Н., Шульга А.Е., Клименко В.В., Карачевцева Л.В., Фрянцев М.М., Ревинский С.В., Ивановская Г.С., Михайлов Ю.А., Шишкина Г.В., Парамонова Н.В., Пашин В.П., Лыткина А.В., Лушницкий А.Е., Савельев Н.М., Барабанщикова Е.Д., Жерновой С.А., КлочкоН.И. и др. [47].

В этот период времени расширяется известность «Комсорга» не только внутри, но и за пределами области: в марте 1973 года некоторые шефы-инструкторы были награждены юбилейной почётной грамотой Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина [48]. Доброй традицией становится приглашение в «Комсорг» активистов из Молдавии, Вологды, Липецка, Воронежа. В 1970 году был снят цветной фильм «Комсорг - 70», а в следующем году Ростовская студия кинохроники в один из выпусков киножурнала включила сюжет «Время рассказать о лагере «Комсорг».

Именно в это время в «Комсорг» пришли творческие фестивали «Большой вальс» и «Лейся песня», пронзительные вечера памяти, линейка-митинг «Имена на поверке», вечер классической музыки «Музыкальная гостиная», «Суд над фашизмом». Возложение цветов на Фагоре становится традицией лагеря. На протяжении всего времени лагерь «Комсорг» посещает духовой оркестр «Лира», Советского дома пионеров, вместе со своим бессменным руководителем Валерием Павловичем Ситниковым.

В 1971 году появляется новая форма работы со школьным комсомольским активом. 8-9 января проходит первый областной слёт комсомольского актива школьников посвящённый XXIV съезду КПСС [49], а уже в марте 1973 года состоялся второй слёт комсоргов. В 70-е годы организаторы лагеря привносят в жизнь «Комсорга» ряд нововведений: Впервые издаётся сборник песен лагеря «Комсорг» -«Труба зовёт» (1971г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.