КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины кризиса советского федерализма
Конфедерация и федерация как формы государственного устройства. Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Отличительные признаки федеративного государства: -Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам; -Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); -Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); -Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство. Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств. Признаки конфедерации: -Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти; -Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; -Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом); -Нет единого гражданства конфедерации; -Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей. С социально-политической точки зрения кризис СССР предопределялся саморазрушением советской власти, начавшемся после того, как Коммунистическая партия стала утрачивать положение стержневой структуры политической системы и выпустила из-под своего контроля процессы национального обособления. Общим знаменателем этих процессов явился «взрыв» национального самосознания, что и стимулировало те центробежные силы, которые сыграли решающую роль в распаде Союза ССР. Но наряду с этим имелись и чисто юридические при чины того факта, что преимущества федеративной формы государственного устройства оказались неиспользованными. В числе правовых причин, приведших к кризису советского федерализма, можно назвать следующие. Во-первых, в самой юридической природе федерации, особенно в ее советском понимании и применении, содержится определенное внутреннее противоречие. В своем классическом виде федерация выступает как юридически нерасторжимое объединение, что и составляет ее главное отличие от конфедерации. Но это естественное для единого государства состояние «преодолевалось» в советской федерации юридическим провозглашением права свободного выхода ее субъектов. Тем самым в конституционной форме было воплощено право национального самоопределения вплоть до отделения. Однако выбор форм такого самоопределения был ограничен. Самоопределение практически не распространялось «вплоть до отделения», которое осталось идеологическим постулатом и долгое время не получало юридических механизмов реализации. Объединительный процесс народов и наций нашел свое выражение в достаточно жесткой правовой увяз ке самоопределения с федеративной формой. В резуль тате никакой альтернативы вступлению в федерацию конституционно не предусматривалось, и «свободный выбор» нации сводился к выбору ее участия в федеральных учреждениях на основе жесткой централиза ции: либо объединения в союзное государство, либо вхождения на основах автономии в одну из союзных республик (то есть в любом случае выбор лишь формы федерирования). Подобная безальтернативность в вы боре форм стала практически непреложным правилом, для национальных частей федерации. Во-вторых, причиной кризиса федерализма в совет ских условиях послужила сама практика его осуществления. За конституционным фасадом Союза ССР как федеративного государства скрывались унитарные свя зи и отношения, которые преобладали в деятельности всех государственных структур и межреспубликанс ких институтов. Наконец, в-третьих, кризис советской федерации был обусловлен ограниченным пониманием оснований ее учреждения, признанием национальной основы в ка честве исключительного и единственного принципа фе дерирования. Это привело к огосударствлению нацио нальной (этнической) структуры населения страны, что означало разделение людей на национальные общнос ти с «присвоением» некоторым из них статуса соот ветствующих государственно-правовых форм органи зации.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |