КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Насилие в современном искусстве и арт-терапевтической экспрессии: некоторые параллели
На параллели между арт-терапевтической экспрессией детей из социально неблагополучных семей, в том числе тех из них, кто пострадал от насилия, и современным искусством обращает внимание Ф. Элдридж (2000). Она указывает, что «современное искусство обращается к тем же самым темам, что и дети. Возможность открытого обсуждения этих тем в средствах массовой информации появилась лишь в последние десять лет. И дети, и современные художники используют в своем творчестве символический язык, защищающий зрителя от буквального восприятия их произведений. Искусство позволило им соединить внутреннее и внешнее, разум и чувства, прекрасное и безобразное, что было бы вряд ли возможно без использования художественных средств» (с. 50). По мнению этого автора, пережившие насилие дети и современные художники нередко обращаются к «запретным» темам, делают их более открытыми для всеобщего обсуждения: «Очевидно, что многие «запретные» темы — такие, как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие, очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. «Цивилизованное» общество предпочитает ничего не слышать обо всем этом. Для того чтобы обсуждать эти темы, необходим иной язык, и искусство предоставляет его, позволяя трансформировать сложные переживания. Творчество современных художников позволяет сориентировать внимание общества на ранее «запретных плодах» цивилизации. То, что многие годы держалось в тайне, выходит на свет божий. Благодаря этому «исподняя» сторона нашей жизни становится более зримой и понятной» (там же, с. 52). Благодаря предъявлению «запретных» тем и переживаний в творчестве участников арт-терапевтического процесса и современных художников, специалисты с области психического здоровья и их клиенты, а также общество в целом могут лучше понять природу насилия и те факторы, которые поддерживают его в разных сферах жизни — в семье и сексуальных отношениях, в отношениях между разными социальными группами и сообществами, в межгосударственных отношениях, а также в отношениях человека с окружающей его средой обитания. Арт-терапия основана на опыте искусства и исцеления через искусство, и она так или иначе продолжает быть с ним связанной, обмениваясь с ним формами и идеями. Поэтому в целях осознания социальной и межличностной динамики насилия и пополнения арт-терапии новыми представлениями было бы естественно обратиться к творчеству некоторых современных художников. Творчество Мануэля Окампо так или иначе вращается вокруг темы насилия, в том числе имеющего организованный характер. Его творчество изобилует политическими и комическими темами, что связано с использованием им некоторых гротесковых образов поп-культуры и политической пропаганды. Оно также богато ссылками на порнографические и религиозно-эсхатологические образы. Он зачастую использует культовые образы, характерные для его родины (Филиппин), сочетая их, например, со свастикой ку-клукс-клановцев. В его творчестве соседствуют невинность и ужас, украшательство и социальная критика. Порой в нем «выворачивается наизнанку» высокомерно-помогающая позиция колонизаторов, «миссионеров от культуры» в отношении «развивающихся» стран и «малых народов». Как и некоторые другие современные художники, Мануэль Окампо порой использует образы «детского дискурса», взятые из детских книжек, игр и мультфильмов, вставляя их в отнюдь не детский контекст (см. рис. 26). Рис. 26. Мануэль Окампо «Моральный экзорсизм бессмыслен без ритуального переживания
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |