Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и чувства




Воля.

Внимание.

Состояния. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы.

Внимание. Воля. Эмоции и чувства. Психические

Неспецифические познавательные процессы

Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка.

Внимание не может быть беспредметно. Полезно во время опроса поставить задачу: на какую сторону ответа ученика следует обратить внимание классу. Не менее важное значение имеет выделение объекта внимания в процессе работы.

Виды внимания.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя вызывают непроизвольное внимание.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое поддерживает внимание. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.

Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное, или перцептивное, и внутреннее внимание.

Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность.

Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с осознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое индивидуальное внимание. Коллективное внимание – сосредоточение всех учеников на одном предмете. Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем задании.

Свойства внимания:

· объем внимания (измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени);

· распределение внимания (выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов);

· концентрация внимания (степень сосредоточения его на объекте);

· устойчивость внимания (длительность сосредоточения его на объекте);

· переключение внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой).

 

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

С давних пор сложилось два противоположных взгляда на природу воли – материалистический и идеалистический.

Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции.

Материалистическое понимание состоит в том, что воля, наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.

Воля содержательна. Ее содержание заключено в представлениях и понятиях, которыми оперирует мышление, воображение. Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Сложное волевое действие:

1. Осознание цели

2. Планирование

3. Исполнение

4. Волевое усилие

Волевые свойства личности:

· целеустремленность

· решительность

· настойчивость

· выдержка

· самостоятельность

· другие волевые свойства (смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность)

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.

Основные функции чувств и эмоций:

· сигнальная (переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека);

· регулирующая (стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее).

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

Эмоции и чувства тесно взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоций.

Основные качества эмоций и чувств. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные).

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Чувства и эмоции придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит.

Виды чувств:

· моральные чувства (любовь, дружба, чувство долга);

· интеллектуальные чувства (любопытство, удивление, любознательность);

· эстетические чувства (чувства прекрасного);

· страсти и увлечения (страсти – стойкие чувства, порождающие неослабленную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.