КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоции и чувства
Воля. Внимание. Состояния. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы. Внимание. Воля. Эмоции и чувства. Психические Неспецифические познавательные процессы Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность: Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении; Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией; Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего; Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические. Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно. Полезно во время опроса поставить задачу: на какую сторону ответа ученика следует обратить внимание классу. Не менее важное значение имеет выделение объекта внимания в процессе работы. Виды внимания. По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя вызывают непроизвольное внимание. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое поддерживает внимание. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное, или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с осознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли. В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое индивидуальное внимание. Коллективное внимание – сосредоточение всех учеников на одном предмете. Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем задании. Свойства внимания: · объем внимания (измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени); · распределение внимания (выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов); · концентрация внимания (степень сосредоточения его на объекте); · устойчивость внимания (длительность сосредоточения его на объекте); · переключение внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой).
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. С давних пор сложилось два противоположных взгляда на природу воли – материалистический и идеалистический. Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Материалистическое понимание состоит в том, что воля, наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Воля содержательна. Ее содержание заключено в представлениях и понятиях, которыми оперирует мышление, воображение. Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Сложное волевое действие: 1. Осознание цели 2. Планирование 3. Исполнение 4. Волевое усилие Волевые свойства личности: · целеустремленность · решительность · настойчивость · выдержка · самостоятельность · другие волевые свойства (смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность) Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. Основные функции чувств и эмоций: · сигнальная (переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека); · регулирующая (стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее). Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). Эмоции и чувства тесно взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоций. Основные качества эмоций и чувств. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Чувства и эмоции придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Виды чувств: · моральные чувства (любовь, дружба, чувство долга); · интеллектуальные чувства (любопытство, удивление, любознательность); · эстетические чувства (чувства прекрасного); · страсти и увлечения (страсти – стойкие чувства, порождающие неослабленную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |