Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий. Требования к содержанию и оформлению реферата




Требования к содержанию и оформлению реферата

Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Введение

Шаферстова, Т.В.

Рецензент

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Т.В. ШАФЕРСТОВА, Т.Н. НАРОВЛЯНСКАЯ

 

 

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

 

 

Оренбург 2005

УДК

Ш

ББК

 

 

кандидат экономических наук, доцент О.Н. Безверхая

 

 

Ш Экономическая теория [Текст]: планы семинарских занятий / Т.В. Шаферстова, Т.Н. Наровлянская. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 120 с.

 

 

Планы семинарских занятий предназначены для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Экономическая теория», разделы «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика» для специальности 080109.

Семинарские занятия предполагают самостоятельную работу студентов по предложенным вопросам, решение задач и тестов, подготовку докладов и сообщений.

 

 

Ш ББК

 

© Шаферстова Т.В., 2005

© Наровлянская Т.Н., 2005

© ГОУ ОГУ, 2005


Содержание

Введение………………………………………………………………………….  
1 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины………………………………………….  
2 Требования к содержанию и оформлению реферата…………………………  
3 Планы семинарских занятий  
4 Методические рекомендации к самостоятельному изучению тем…………..  
Список использованных источников…………………………………………….  
Приложение А Пример оформления титульного листа реферата……………...  

 

Курс «Экономическая теория» входит в число дисциплин, включенных в учебный план по решению методической комиссии по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В выписке ГОСВПО определены «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»:

Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности. Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; Излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция. Факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицити, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валют, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная ставка процента (модель IS – LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политики; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления». Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган – Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович

Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нем царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому дисциплина «Экономическая теория» тесно связана с такими дисциплинами как: история; география; математика; философия; психология; социология; социально-экономическая статистика; политология.

Вместе с тем курс «Экономическая теория» является основополагающим для изучения специальных дисциплин: экономика предприятия; менеджмент; маркетинг; мировая экономика; финансовый менеджмент; финансы; теория бухгалтерского учета; теория экономического анализа; другие дисциплины по выбору.

Основная цель курса для студента: овладеть методами анализа и синтеза современных экономических процессов.

Центральной проблемой курса является рассмотрение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма. Однако рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. С этой целью должны широко использоваться встроенные стабилизаторы и регуляторы обеспечения совместимости эффективного спроса, занятости, финансового регулирования и т.д. Это значительный блок проблем, которые представлены в курсе при анализе денежной, кредитной и налоговой систем.

Для успешного изучения курса специалисту необходимо знать историю, географию, математику, основы философии, социологии и политологии.

Курс рассчитан на 85 часов лекций и 85 часов практических занятий. Для закрепления основных теоретических положений курса предполагается выполнение курсовой работы во втором семестре. (При выполнении курсовой работы необходимо воспользоваться методическим пособием «Методические указания к написанию курсовых работ по экономической теории/ Булганина С.Н., Наровлянская Т.Н., Щукина Е.С. – Оренбург: ОГУ, 1999. – 29 с.»)

Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью набора тестовых задач, которые включают в себя основные проблемы курса. Итоговый контроль в виде зачета предусмотрен в первом и третьем семестрах и в виде экзамена во втором. Организационно-методические данные дисциплины представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Организационно-методические данные дисциплины

 

Вид работы Трудоемкость,ч
1 сем. 2 сем. 3 сем. Всего
Общая трудоемкость 114 146 80 340
Аудиторная работа        
Лекции Семинары        
Самостоятельная работа        
Курсовая работа Рефераты Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю) - - -  
Вид итогового контроля зачет КР, экзамен зачет  

1.1 Настоящие методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономическая теория» для студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит» с целью повышения эффективности освоения курса.

Цель методических указаний – помочь студентам организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины. Согласно рабочей программе основными видами самостоятельной работы студентов являются:

- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;

- подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю;

- самостоятельное изучение разделов дисциплины;

- подгтовка реферата;

- написание курсовой работы.

1.2 Рекомендуется самостоятельное изучение дисциплины осуществлять по следующему алгоритму:

1.2.1 Работа с конспектом лекций. Прочтите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на вопросы, вызывающие затруднения с помощью предлагаемой литературы.

1.2.2 Работа с планами семинарских занятий.

План каждого семинарского занятия включает в себя:

- название темы семинарского занятия;

- перечень вопросов, обязательных к изучению;

- список рекомендуемой и дополнительной литературы;

- основные категории по теме;

- темы рефератов (для занятий, проводимых в 1 и 3 семестрах);

- задачи и упражнения для самоконтроля.

Необходимо найти ответы на поставленные вопросы. Рекомендуется делать конспекты в форме тезисов для ответа на каждый вопрос.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на ближайшей лекции или консультации (до семинарского занятия) к преподавателю.

Для более глубокого понимания и лучшего усвоения экономических категорий и терминов обращаться к справочникам, энциклопедическим экономическим словарям. Целесообразно в отдельной тетради вести собственный словарь экономических терминов и систематически использовать его для повторения.

С целью лучшего усвоения логики темы и самоконтроля в планах предложены задачи и упражнения, которые необходимо решить в ходе домашней подготовки. Важно уметь объяснить ход решения задач, обосновать ответы на поставленные вопросы и тесты.

Независимо от формы проведения семинарского занятия (стандартная; «деловая игра»; «круглый стол»; мини-конференция и т.д.) студенты должны обязательно воспользоваться методическими материалами настоящих планов для его подготовки.

1.3 После изучения материала необходимо построить логическую схему знаний, сформулировать вопросы по тем моментам, которые вызвали затруднение, для последующего их вынесения на семинарское занятие для обсуждения.

 

 

2.1 В 1 и 3 семестрах учебный план предполагает подготовку реферата. Необходимо заранее выбрать тему реферата, ознакомившись с тематикой, предложенной в планах семинарских занятий. Выбор темы осуществляется по согласованию с преподавателем. Самостоятельное изменение темы студентом не допускается.

2.2 Реферат – это письменное изложение самостоятельно изученного материала. Выполняется на основе изучения 5-7 источников по теме. Структура реферата включает в себя:

- введение;

- содержательную часть, предполагающую изложенный по плану текст;

- заключение;

- список использованной литературы.

Во введении необходимо обозначить общие вопросы изучаемой проблемы, наметить основные направления ее изложения. В заключении -сделать выводы по состоянию, решению, перспективам, тенденциям их развития.

Содержательная часть должна быть написана как на основе рекомендуемой в плане семинарского занятия литературы, так и с использованием самостоятельно подобранных источников.

Прежде, чем написать текст реферата, нужно изучить весь подобранный материал и составить простой план. Его необходимо согласовать с преподавателем.

Важно заметить, что подготовка реферата должна завершиться до начала того семинарского занятия, в котором указана его тема. Отчет по выполнению этого вида работы может быть представлен в виде реферативного сообщения на семинаре, либо в форме собеседования на индивидуальной консультации (по согласованию с преподавателем).

2.3 Оформление реферата выполняется в соответствии с требованиями стандарта СТП 110 – 01:

2.3.1 Текст выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) по ГОСТ 2.301.

2.3.2 Текст выполняют одним из следующих способов:

Допускается выполнять текст рукописным способом чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 с высотой букв не менее 2,5 мм, а цифр - 5 мм. Цифры и буквы необходимо выполнять тушью или пастой (чернилами) черного цвета.

На компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт.

Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный.

2.3.3 Текст реферата нетехнических специальностей выполняется на листах формата А4 без рамки, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

2.3.4 Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением в том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, помарки, и следы неполностью удаленного прежнего текста не допускаются. Можно наклеивать рисунки, фотографии.

2.3.5 Пример оформления титульного листа реферата приведен в приложении А

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.