Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 15




 

Тема: Экономическое равновесие фирмы на рынках несовершенной конкуренции.

 

1 Сущность монополий, их виды.

2 Ценообразование в условиях монополии.

3 Ценообразование в условиях олигополии.

4 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Гальперин, В.М. Микроэкономика [Текст]. В 2 ч. Ч. 1. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб: Экономическая школа, 1994.

2 Долан, Э. Рынок: микроэкономическая модель [Текст] / Э. Долан, Д. Линдсей. - СПб, 1992. – Гл. 8, 9, 16.

3 Долан, Э. Микроэкономика [Текст] / Э. Долан, Д. Линдсей. – СПб.: Изд-во АО «Санкт-Петербург, оркестр», 1994. – Гл.8, 9.

4 Курс экономической теории / Московский гос. Институт международных отношений МИД РФ; под общ. ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Киселевой. Киров: АСА, 2000. - Гл. 7.

5 Кэмпбелл, Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика [Текст] / Р. Кэмпбелл, К.Р. Макконнелл, С Л. Брю. - М.: Республика, 2001.- Гл. 26 – 28, 34.

6 Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - Тема 7-9.

7 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Издательство НОРМА, 2001. - Гл. 5,6.

8 Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст] / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М., 1992. – Гл.10 - 12.

9 Селищев, А.С. Микроэкономика [Текст] / А.С. Селищев. – СПб.: Питер, 2002. – Гл. 9-11.

9 Томпсон, Формби Экономика фирмы.

10 Фишер, С. Экономика [Текст] / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. - Гл. 11 – 14.

11 Шишкин, А.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Ф. Шишкин. - 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1.- М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996. - Гл. 19, 20.

12 Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000. - Гл. 15 - 16.

Дополнительная:

1 Бутыркин, А. Проблемы реформирования естественных монополий [Текст] / А. Бутыркин // МЭиМО. – 2003. - № 12.

2 Леонтьева, Ю.О. Антимонопольная «эффективность» [Текст] / Ю.О. Леонтьева / /ЭКО. – 2003. - № 4.

Основные категории: чистая монополия, входные барьеры, естественная монополия, ценовая дискриминация, индекс Лернера, индекс Герфиндаля, «ломаная кривая» спроса, «дилемма заключенного», равновесие Нэша, картель, синдикат, трест, концерн, неценовая конкуренция, лидерство в ценах, монопсония, дифференциация продукта.

Темы рефератов:

1 Антимонопольная политика правительства России.

2 Естественные монополии в современной экономике.

3 Реклама в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

Задачи и упражнения:

 

1) Кривая предельных затрат фирмы – монополиста имеет вид MC = Q + 20, а предельного дохода MR = 140 – 3Q. Ценовая эластичность рыночного спроса в точке максимальной прибыли равна:

а) – 4,75;

б) – 2,1;

в) – 5;

г) – 5/9.

2) Монополист, скорее всего, снизит цену на продукт, если:

а) средние переменные затраты на производство при этом уменьшатся;

б) средние затраты на производство при этом уменьшатся;

в) предельные затраты на производство меньше цены товара;

г) предельные затраты на производство меньше предельного дохода.

3) В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

4) Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) различия в оплате труда по национальности и по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества;

д) все предыдущие ответы неверны.

5) В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;

б) максимизировать прибыль;

в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;

г) выбирать такой объем выпуска, при котором МR = Р;

д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

6) Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам;

д) все предыдущие ответы неверны.

7) У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек;

д) все предыдущие ответы неверны.

8) В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

г) все, что перечислено, верно.

9) Если спрос на продукцию монополиста Qd = 24 – 2р, а общие издержки описываются функцией ТС = 18 +q2. Считая оптимальным для себя в рамках долгосрочного периода объем выпуска (Q) равным 2,5 тыс. ед. Реализуя свою продукцию по цене 13 долл. за единицу, фирма рассчитывает получить экономическую прибыль равную:

а) 0;

б) 0,5;

в) 1,0;

г) 1,5.

10) Спрос на продукцию монополизированной отрасли описывается функцией Qd = 150 – 0,5р, а восходящий участок кривой предельных издержек выражен функцией МС = 2q – 60. При этих условиях цена и объем производства составят:

а) q = 60, р = 180;

б) q = 40, р = 120;

в) q = 40, р = 160;

г) q = 55, р = 140.

11) Теория игр основывается на предположении, что:

а) фирмы не учитывают стратегии своих конкурентов;

б) каждый участник считает поведение остальных рациональным;

в) каждая фирма имеет доминирующую стратегию;

г) фирмы всегда предпочитают соглашение соперничеству.

12) Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены уравниваются с предельными издержками;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

13) Для олигополии Курно верно следующее утверждение:

а) совокупный излишек возрастает с ростом числа фирм;

б) точка равновесия Курно является оптимумом по Парето;

в) каждый участник считает выпуск другого фиксированным;

г) верно а) и б);

д) верно б) и в).

14) Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) фирмы, входящие в картель, достаточно «терпеливы»;

б) фирмы не в состоянии определить нарушителя;

в) члены картеля имеют одинаковые издержки;

г) картель регулирует производство однородного продукта.

15) Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для фирм характерно стратегическое поведение;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирмы обладают рыночной властью.

16) Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

17) Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции? Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.

18) Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль? Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.