Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследований. I. Общелогические методы:

I. Общелогические методы:

1) анализ, 2) синтез, 3) абстрагирование, 4) идеализация, 5) индукция, 6) дедукция, 7) аналогия, 8) моделирование, 9) системный подход, 10) структурно-функциональный, 11) вероятностно-статистические.

Методы теоретического познания:

1) формализация, 2) аксиоматический, 3) гипотетико-дедуктивный, 4) восхождение от абстрактного к конкретному.

Методы эмпирического исследования:

1) наблюдение, 2) беседа, 3) интервью, 4) анкетирование, 5) эксперимент, 6) сравнение, 7) описание, 8) измерение, 9) собеседование, 10) тестирование, 11) проб и ошибок, 12) опрос, 13) контент-анализ, 14) экспертных оценок, 15) хронометрирование, 16) социометрические.

 

II. К общенаучным методам относятся:

1. Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

2. Сравнение – это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

3. Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

4. Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

5. Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

6. Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.

7. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

8. Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).

9. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.

10. Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

11. Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

12. Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

13. Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

14. Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

15. Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.

16. Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

17. Идеализация – это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.

18. Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.

III. При проведении исследований систем может использоваться исключительно широкий арсенал разнообразных методов. Соответственно все они могут быть различным образом классифицированы.

Например, методы исследования могут быть подразделены на:

• теоретические;

• эмпирические;

• теоретико-эмпирические.

При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:

1) метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры систем в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);

2) метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;

3) метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;

4) метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

К эмпирическим методам можно отнести:

1) метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

2) метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

3) метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);

4) метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

1) метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

2) метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в системах анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;

3) метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

4) метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования систем должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики систем. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в системах и их последующей ликвидации.

Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системах. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом, чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании систем немаловажное значение может играть также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый производственный процесс.

Независимо от классификации исследований систем, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике.

К таким методам относятся: 1) самообследование; 2) интервьюирование, беседа; 3) активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня; 4) анкетирование; 5) изучение документации и информационных материалов; 6) функционально-стоимостной анализ; 7) декомпозиция; 8) последовательная подстановка; 9) сравнение; 10) динамический; 11) структуризация целей; 12) экспертный; 13) социологический; 14) органолептический; 15) нормативный; 16) параметрический; 17) главных компонент; 18) балансовый; 19) корреляционный; 20) матричный; 21) аналитически-расчетный; 22) аналогий; 23) сетевой; 24) блочный; 25) творческих совещаний; 26) морфологический анализ; 27) дифференциальный, комплексный и смешанный; 28) индексный; 29) графический и номографический.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты и зоны защиты. Критерии оценки их состояния | Курсова робота 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.