Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инженерный лицей КНИТУ-КАИ на пути к электронному обучению

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, ещё сравнительно недавно воспринимавшиеся как экзотика, сегодня прочно вошли в практику вузов, школ и других учебных заведений. Те широчайшие возможности, которые открывает применение современных образовательных технологий, не могли не заинтересовать и руководство, и коллектив Инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одарённых детей. Напомним, что Инженерный лицей является важным звеном системы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в Татарстане –в недалёком будущем выпускники Лицея должны будут обеспечивать инновационное развитие экономики региона. Вопросы эффективного внедрения электронного обучения в учебный процесс в Инженерном лицее КНИТУ-КАИ составили тематику цикла заседаний Методического клуба Лицея – так можно назвать ставший уже традиционным «гибрид» методического семинара и тематического клуба, объединившего молодых преподавателей Лицея и наиболее активных его учеников.
Ноябрьские заседания «МК» были посвящены тем возможностям, которые связаны с использованием электронного обучения в Инженерном лицее КНИТУ-КАИ. Открывший первое заседание «электронного» цикла (оно состоялось 1 ноября 2016 г.), директор Лицея Д.Д.Габидуллин определил основной «вектор» развития в этом направлении, подчеркнул, что применение современных дистанционных образовательных технологий не только делает сам процесс обучения более интересным и увлекательным, но и позволяет индивидуализировать образовательные траектории, по которым «движутся» обучаемые. Развивая эту идею, И.Р.Халиков, замдиректора Лицея, обратил внимание участников Методического клуба на разнообразные возможности применения LMS[1] -- это не только веб- поддержка самостоятельной работы учеников, контроль знаний, осуществляемый преподавателем или самой системой, но и так называемое «пиринговое оценивание»[2]), психологическое тестирование, совместная проектная деятельность, и даже виртуальные ярмарки проектов.
«Современная модель веб-поддержки обучения на основе LMS»- так называлась презентация, с которой выступила начальник Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) О.А.Кашина. Она представила своих коллег по Отделу, рассказала об их опыте развития электронного обучения на основе LMS MOODLE в ТГГПУ, КГУ и КНИТУ-КАИ, продемонстрировала список публикаций сотрудников Отдела по тематике, связанной с электронным обучением. Основной целью доклада Кашиной О.А. была презентация возможностей LMS MOODLE, её основных характеристик и преимуществ перед другими системами управления обучением. Следуя известной пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», О.А.Кашина продемонстрировала примеры электронных курсов в LMS MOODLE, разработанных ею и активно используемых в её преподавательской деятельности в КФУ, а также фрагменты электронных курсов, созданных в разное время преподавателями из различных институтов и факультетов КФУ.
Скачать презентацию >> Ссылка на «Современная модель веб-поддержки обучения на основе LMS MOODLE- v4.pdf»
Эстафету» приняла В.Н. Устюгова – ведущий специалист о учебно-методической работе ОЭТвО. Она продемонстрировала «площадку» LMS MOODLE, используемую для дистанционного обучения слушателей программ дополнительного образования КНИТУ-КАИ, а также демонстрационный курс, специально созданный для обучения ППС работе в MOODLE. Виктория Николаевна подчеркнула, что при проектировании электронных курсов «во главу угла» должна ставиться методика обучения с его использованием; прежде, чем размещать в создаваемом курсе учебные материалы, авторам необходимо тщательно продумать образовательную траекторию, т.е. порядок и способ работы обучаемых с этими материалами. В.Н.Устюгова продемонстрировала так называемые «ресурсы» MOODLE – элементы системы, предназначенные для представления учебного материала, объяснила, как настраивать их свойства. «Ресурсы» (объекты «пояснение», «файл», «гиперссылка» и другие) – это относительно простые элементы LMS, не предполагающие интерактивности и обратной связи преподавателя с обучаемыми. ророророро

 

 

Одним из наиболее эффективных «инструментов» в арсенале современных дистанционных образовательных технологий являются вебинары[3]. Вебинары относятся к так называемым «очно-дистанционным» технологиям – участники вебинара находятся на расстоянии друг от друга (возможно, в разных зданиях или в разных городах или даже на разных континентах), но видят и слышат друг друга, общаются между собой с помощью видео-, голосовой связи и/или чата. Естественно, что рабочее место участников вебинара должно быть оснащено компьютером с Интернет-доступом. Желательно, чтобы компьютер имел веб-камеру, а все пользователи – гарнитуру (наушники и микрофон). Вебинары широко используются, например, для проведения онлайн совещаний, семинаров, презентаций, защиты выпускных работ и так далее.. Участники заседания «Методического клуба» Лицея, состоявшегося 1 ноября, приняли участие в вебинаре., ведущим которого был ведущий инженер (извините за тавтологию!) ОЭТвО Р.Е.Архипов. Учителя Лицея получили представление о широких возможностях вебинара как образовательного «инструмента».

 

 

Не менее насыщенным было и второе заседание «Методического клуба», состоявшееся ровно через неделю – 8 ноября. В этот раз участники заседания – молодые преподаватели Инженерного лицея перешли от теории к практике. Им всем были предоставлены логины и пароли для входа в LMS MOODLE и создания в системе собственного электронного курса. В этот раз основное внимание было уделено элементам MOODLE, обеспечивающим контроль знаний обучаемых – это, в первую очередь, задания и тесты. В.Н.Устюгова, ведущая семинар, продемонстрировала различные типы вопросов тестов, объяснила, как начислять баллы за верные (частично верные) и неверные ответы, комментировать ответы, настраивать свойства вопросов и тестов в целом. Виктория Николаевна подчеркнула, что при выборе типа вопроса теста необходимо ориентироваться на предполагаемый способ использования его для контроля знаний обучаемых. Отдельной темой заседания стала возможность использования инструментов MOODLE для создания психологических тестов, принципиально отличающихся от тестов, нацеленных на проверку знаний, поскольку они не предусматривают наличие правильного ответа.

 

 

Третье заседание «Методического клуба» (состоявшееся 15 ноября 2016 г.) было практико-ориентированным. К этому времени члены «Методического клуба» – преподаватели Лицея – уже создали в MOODLE собственные «площадки» для будущих электронных курсов в поддержку преподаваемых ими дисциплин. Под руководством В.Н. Устюговой участники семинара учились создавать различные типы вопросов для тестов: «множественный выбор», «на соответствие», «вложенный ответ» («embedded») и т.д., а также задавать правила автоматизированного оценивания ответов обучаемых на вопросы тестов. Виктория Николаевна обратила внимание преподавателей на ряд моментов, которые необходимо учитывать при создании тестов – в частности, на приёмы, делающие невозможным для учеников заработать положительную оценку за тест, попросту выбирая все предлагаемые варианты ответов. Кроме тестов и заданий, т.е. элементов MOODLE, предназначенных для контроля знаний, были рассмотрены предоставляемые LMS MOODLE средства коммуникации – объекты Wiki («локальный» аналог популярной Wikipedia), форумы, чаты, семинары. Кстати, последние позволяют обучаемым оценивать друг друга, что является одним из основных принципов интерактивных методов обучения.

 

Вторым пунктом повестки дня заседания «МК» было обсуждение возможностей использования LMS MOODLE для проведения психологического тестирования, в частности, для автоматизации процедуры самооценки (обучаемыми) прорывных компетенций, таких как когнитивность, предприимчивость, лидерство и др. Развивая идею проведения психологического тестирования посредством LMS, И.Р.Халиков предложил дополнить процедуру самооценки учащихся Лицея оценкой их личностных качеств со стороны родителей, одноклассников и экспертов-преподавателей, что даст объективный «4-хмерный» «портрет» обучаемых. Несмотря на то, что, вообще говоря, MOODLE не предназначена для создания тестов такого вида (где отсутствует понятие «правильный ответ»), В.Н. Устюгова предложила некий «компромиссный» вариант, предполагающий2-хэтапную процедуру, совмещающую тестирование в MOODLE c выгрузкой результатов в EXCEL и их последующей автоматизированной обработкой. Поскольку члены «Методического клуба» уже получили определённые базовые навыки применения дистанционных образовательных технологий, было решено провести следующее заседание через вебинар.

 

         

 

 


[1] от англ.: «Learning Management System» – «Система управления обучением»

[2] от англ.: «peer-to-peer» – буквально: «равный равному» -- «перекрёстное» оценивание обучаемыми работ друг друга

[3] от англ.: «web» -- «паутина» (имеется в виду «Всемирная паутина») и «seminar» -- «семинар»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Селам, или язык цветов | Из-за пособников зла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.