Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Елизавета Ивановна Левкеева (Левкеева 2-ая) в репертуаре Александра Николаевича Островского

 

 

Курсовая работа

В историческом семинаре

студентки II курса

театроведческого факультета

(бакалавриат)

Я.Г. Добычиной

 

Руководитель семинара

А.П. Кулиш

 

 

Санкт-Петербург

 

Елизавета Ивановна Левкеева (Левкеева 2-ая) – [1851, Петербург – 19.05 (1.06) 1904, Петербург] – русская комическая актриса Александринского театра, выступавшая как на императорских, так и на частных сценах.

Родилась и воспитывалась в доме у тётки, актрисы Александринского театра, Елизаветы Матвеевной Левкеевой (Левкеева 1-ая). Сначала будущая артистка проходила обучение по классу балета, но за два года до выпуска решила перейти на драматическое отделение (руководитель – П.В. Васильев), которое с успехом закончила в 1871 году [1].

В том же году, 17 мая, Елизавета Ивановна была принята в труппу Александринского театра, с окладом в 500 рублей в год[2]. Театральная хроника А. И. Вольфа так отозвалась о дебюте молодой артистки: «По фигуре, уже тогда весьма полной, и по свойству её дарования – самой судьбой она была предназначена для ролей сдобных купеческих дочек»[3].

Немаловажной вехой в её творчестве является её творческий союз с А.Н. Островским, который начался с первых шагов Елизаветы Ивановны как комической актрисы. В первый раз имя Левкеевой упоминается в письмах драматурга из родового поместья Щелыково к его близкому другу, артисту Александринского театра, Ф.А. Бурдину: «Я узнал из газет, что в «Грозе» дебютировала Левкеева 2-ая, это не дочь ли её?» (имеется в виду тётка актрисы, Е.М. Левкеева)[4].

Драматург впервые заметил Елизавету Ивановну на премьере спектакля по своей пьесе «Свои люди – сочтёмся» в Клубе художников в 1872 году, где она сыграла роль Липочки. Он был настолько поражён игрой юной артистки, что на следующий день прислал ей шкатулку, наполненную конфетами. Елизавета Ивановна до конца своих дней хранила её как святыню. На том же спектакле зашёл разговор о том, что артистам Императорских театров было категорически запрещено выступать частных сценах под своими настоящими фамилиями. По воспоминаниям В.К. Стуколкиной, близкой подруги артистки, Островский предложил Левкеевой взять его собственную фамилию: «Придумайте себе какой-нибудь псевдоним. Если хотите, то называйтесь Островской. Мне будет очень приятно». Артистка с восторгом приняла это предложение и с тех пор в спектаклях, ставившихся на частных сценах, она выступала именной под этой фамилией[5].

Позже современники стали отмечать, что Левкеева умела поймать манеру Островского, и играть живо и самобытно. В том же году она исполнила роль Ларисы в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Премьера спектакля состоялась 25 сентября 1872 года. Ф. А. Бурдин, уже тогда являвшийся партнёром Елизаветы Ивановной по императорской сцене, в письме драматургу писал так: «Пьэса твоя <…> прошла чрезвычайно согласно, в особенности выдвинулись Н. Ф. Сазонов и Е. И. Левкеева; она слышала твоё чтение в Клубе, усвоила твой тон и была хороша до совершенства…»[6].

28 ноября 1875 года в Александринском театре состоялся бенефис актрисы. В его рамках впервые была представлена пьеса А.Н. Островского «Богатые невесты»[7].

В 1876 году Елизавета Ивановна выступила в Клубе художников в «Грозе». В спектакле артистка исполнила роль Глаши, а в следующем, 1877 году, она исполнила роль Липочки в другой пьесе драматурга – «Счастливый день». Спектакль имел большой успех у столичной публики[8].

В октябре 1880 года планировалось поставить в бенефис актрисы совместную пьесу А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева «Разбитое счастье» (другое название – «Светит, да не греет»), но из-за чрезмерной занятости обоих драматургов премьера была перенесена на ноябрь того же года и уже в бенефис Ф.А. Бурдина. Но несмотря на это, Левкеевой всё же досталась роль Авдотьи Васильевной Залешиной. Премьера в Александринском театре официально состоялась 14 ноября 1880 года. И спектакль, и пьеса имели безоговорочный успех, несмотря на «повальную ругань московских корреспондентов»[9]

Елизавета Ивановна скончалась 19 мая 1904 года в курьерском поезде от кровоизлияния в лёгкие. Смерть актрисы оказалась большой потерей как для всей труппы Александринского театра, так и для близких друзей актрисы, известных литераторов и драматургов. Так, А.В. Амфитеатров так писал об её уходе: «Как жаль Левкееву! <...> С её смертью смеха убавится, - и очень значительно. Талант покойной Елизаветы Ивановны был не из первоклассных, тесно ограниченный бытовыми рамками, но полный настоящего русского юмора – грубоватого, пряного, зубоскального…»[10].

 

Список литературы, использованной при исследовании:

 

1. Материалы по истории русского балета / сост. М. Борисоглебский – Л.: Издание Ленинградского Государственного хореографического училища, 1938 – Т.1. 380 c.;

2. Петербургская газета. – 1914. – 18 мая.;

3. Вольф, А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. В 3 ч. СПб. 1884. Ч. 2. Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета. (1855-1881);

4. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений в 12 т. / А.Н. Островский: сост. Г.И. Владыкин, И.В. Ильинский [и др.] – М.: Искусство, 1979 – Т. 11: Письма 1848 – 1880. 783 с.;

5. «Артист», 1892, №20, стр. 12;

6. «Артист», 1892, № 21, стр. 15;

7. Амфитеатров, А. В.Маски Мельпомены: Ответ начинающему актёру. – 2-е изд. репр. воспр. изд. – 279 стр. – М., 2012, с. 177-178;

8. Коган, Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Л.Р. Коган. – М.: Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953. – 408 c.

 

 


[1] Материалы по истории русского балета / сост. М. Борисоглебский – Л.: Издание Ленинградского Государственного хореографического училища, 1938 – Т.1. 380 c., стр. 379

[2] Петербургская газета. – 1914. – 18 мая. – с. 20

[3] Вольф, А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. В 3 ч. СПб. 1884. Ч. 2. Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета. (1855-1881). c. 102

[4] Островский, А.Н. Полное собрание сочинений в 12 т. / А.Н. Островский: сост. Г.И. Владыкин, И.В. Ильинский [и др.] – М.: Искусство, 1979 – Т. 11: Письма 1848 – 1880. 783 с. стр. 361

[5] Петербургская газета. – 1914. – 18 мая. – с. 20

[6] Островский, А.Н. Полное собрание сочинений в 12 т. / А.Н. Островский: сост. Г.И. Владыкин, И.В. Ильинский [и др.] – М.: Искусство, 1979 – Т. 11: Письма 1848 – 1880. 783 с. стр. 502

[7] Коган, Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Л.Р. Коган. – М.: Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953. – 408 c. стр. 204

[8] «Артист», 1892, №20, стр. 12

[9] «Артист», 1892, № 21, стр. 15

[10] Амфитеатров, А. В.Маски Мельпомены: Ответ начинающему актёру. – 2-е изд. репр. воспр. изд. – 279 стр. – М., 2012, с. 177-178

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Soil Contamination | Свет и объем в фотографии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.