КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и основные принципы российского гражданства
Тема 5. Российское гражданство Принципы гражданского общества Как отмечалось выше, формирование гражданского общества – длительный и сложный процесс, и в российском обществе существуют различные позиции о путях и способах возникновения и становления институтов гражданского общества. Однако в основе успешного функционирования любого гражданского общества должны лежать следующие принципы: 1) принцип суверенности гражданского общества и приоритета его перед государством; 2) принцип самостоятельности гражданского общества, недопустимости произвольного вмешательства государства в дела гражданского общества; 3) принцип сочетания и взаимодействия гражданского общества и правового государства, безусловного признания и защиты прав человека и гражданина; 4) принцип экономического плюрализма (установлены государственные гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности; не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности); 5) принцип политического и идеологического плюрализма, общественного диалога и национального согласия (идеологический плюрализм означает многообразие мнений в философии, литературе, науке и т. д.; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Разновидностью идеологического плюрализма является религиозный (конфессиональный) и политический плюрализм); 6) принцип самоуправления и саморегулирования гражданского общества, свобода инициативы граждан и их коллективов (Местное самоуправление является связующим звеном между гражданским обществом и государством, а его органы имеют такие же властные полномочия в пределах своей компетенции, что и органы государства; ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти); 7) принцип защищенности от организаций и отдельных людей, отрицающих ценности и принципы гражданского общества, а также свобода от бюрократии. В юридической науке понятие гражданство имеет различные значения. 1) гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству; 2) гражданство как правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина; 3) гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства. В Законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» дано следующее понятие гражданства: Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить - и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством. Статья 6 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве закрепляют общепризнанные принципы гражданства. 1. Гражданство РФ является единым независимо от оснований его приобретения. Данный принцип означает, что независимо от того, имеет ли гражданин гражданство республики в составе РФ, он обладает теми же правами и свободами и несет те же обязанности, закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами, что и граждане РФ. 2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Т.е. законодательство Российской Федерации не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом положении лиц, ставших гражданами России по различным основаниям. 3. Принцип сохранения российского гражданства гражданами РФ, проживающими за рубежом. Т.е. проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации. 4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Лишение гражданства – это расторжение отношений гражданства с государством в одностороннем порядке по инициативе государства. Запрет на лишение гражданства отражает приоритет прав и свобод личности перед интересами государства и гарантирует свободное осуществление гражданами своих прав без боязни утратить гражданство, например, за инакомыслие или длительное проживание за границей. 5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству, если это не предусмотрено м/н договором. 6. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Т.е. государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ и ФЗ и защищать их. 7. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. 8. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. 9. Принцип д войного гражданства. Статья 62 Конституции РФ закрепила возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Смысл двойного гражданства - в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается, поскольку это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права. Вместе с тем в Законе пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Попытка разрешения проблемы двойного гражданства в одностороннем порядке в законодательстве отдельно взятого государства способна привести к коллизиям законодательств. Поэтому предпочтительнее делать это на двусторонней или многосторонней основе. В Законе о гражданстве устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся: 1) Президент России; 2) федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами внутренних дел (МВД РФ и его территориальные органы); 3) федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения РФЫ, находящиеся за пределами государства (МИД РФ и его структурные подразделения). Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве. Министерство внутренних дел России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; оформляют гражданство. Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России. Срок рассмотрения поданных заявлений компетентными органами равен одному году. В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |