Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные арбитражные суды округов, их дислокация, состав и основные полномочия. 1 страница




Дислокация федеральных арбитражных судов округов, их основные полномочия

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации действуют: 1)

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики — Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 2)

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 3)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 4)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 5)

Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 6)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 7)

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт- Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 8)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 9)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябин- ской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

Состав судебных округов может быть изменен федеральным законом. Федеральный арбитражный суд округа считается образованным для выполнения возложенных на него функций после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда, на которых Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ возложены полномочия по проверке в кассационном порядке законности решений, определений и постановлений, принятых арбитражными судами в субъектах Российской Федерации, и издания председателем федерального арбитражного суда округа приказа о начале работы суда44.

Федеральным арбитражным судом округа осуществляются следующие виды деятельности: 1)

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами; 2)

пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; 3)

обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; 4)

изучение и обобщение судебной практики; 5)

подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 6)

анализ судебной статистики.

9.5.2 Структура федерального арбитражного суда округа:

Структуру федеральный арбитражный суд округа состоит из:

— президиума федерального арбитражного суда округа; —

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; —

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе федерального арбитражного суда округа по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

18. Конституционный Суд РФ как орган судебной власти.

 

Конституцио́нный Су́д Росси́йской Федера́ции[1] (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Главой Конституционного Суда является председатель. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель и заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

 

19. Конституционные (уставные) суды субъектов, их полномочия, место в судебной системе РФ.

 

порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской области.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ,

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Уставный Суд Свердловской области является органом государственной судебной власти Свердловской области и входит в единую судебную систему РФ.

Уставный Суд осуществляет судебную власть посредством уставного судопроизводства.

Состав: 5 судей, избираемых Законодательным Собранием по представлению Губернатора Свердловской области.

Компетенция:

1.Рассматривает вопросы соответствия Уставу Свердловской области:

а)областных законов;

б)других нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

2.Осуществляет толкование Устава Свердловской области.

3.Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой.

4.Осуществляет иные полномочия (устанавливает очередность рассмотрения дел; назначает Председателя и 2-х заместителей Председателя Уставного Суда; принимает Регламент Уставного Суда и вносит в него изменения и дополнения).

Все дела рассматриваются и разрешаются в заседаниях Уставного Суда при наличии в его составе не менее 4-х судей.

Особенности судопроизводства в Уставном Суде Свердловской области:

Поводом к рассмотрению дела является письменное обращение уполномоченных субъектов в форме запроса, отвечающее установленным требованиям.

Поступившее обращение подлежит обязательной регистрации и по поручению Председателя Суда или его заместителя предварительно изучается одним или несколькими судьями. Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Уставного Суда, после чего в специальном заседании Суда решается вопрос о принятии обращения к рассмотрению.

Участниками процесса являются стороны, пользующиеся равными процессуальными правами, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайсгва, отводы судьям, знакомиться с письменными отзывами другой стороны.

Неявка стороны или ее представителя, извещенных о дне и месте рассмотрения дела, в заседание Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчики или сообщений судей-докладчиков о поводах и основаниях к его рассмотрению.

По окончании выступления судьи-докладчика Уставный Суд заслушавши предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов и материалов дела.

Затем стороны дают пояснения по существу рассматриваемого вопроса и приводят правовые аргументы в обоснование своей позиции, после чего им могут быть заданы вопросы судьями, другой стороной, а с разрешения Уставного Суда - также экспертами.

Могут быть заслушаны свидетели, заключение эксперта, оглашены необходимые документы. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного Суда, рассматривающие данное дело.

Итоговое решение Уставного Суда по существу любого из вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Свердловской области.

Все иные решения Уставного Суда, принимаемые в ходе осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями.

Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей; ниио из судей не вправе воздерживаться при голосовании. Председательствующий голосует последним.

Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.

Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного Суда немедленно после его подписания.

Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу Свердловской области, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.

Постановления Уставного Суда подлежат обязательному опубликованию в "Областной газете и также должны быть опубликованы в "Собрании законодательства Свердловской области".

Решение Уставного Суда, принятое в пределах его полномочий, обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

Решение Уставного Суда может быть пересмотрено Уставным Судом в случаях и порядке, установленных законом «Об Уставном Суде Свердловской области».

Правом на обращение с запросом о пересмотре решения обладают Губернатор Свердловской области Законодательное Собрание Свердловской области, Уполномоченный по правам человека Свердловской области.

При рассмотрении дела о пересмотре решения Уставного Суда Уставный Суд вправе:

1)оставить решение без изменения;

2)принять новое решение;

3)изменить мотивировочную и (или) резолютивную части решения.

 

20. Органы судейского сообщества: общая характеристика.

 

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.

Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Органы судейского сообщества включают:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;
  • Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.

Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.

После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.

 

21. Нотариат: задачи, структура, компетенция, правовая основа деятельности.

 

Нотариат — общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т. п.).

Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Деят-ть Н. имеет своим предметом только бесспорные дела. Круг источников нотариального производства очерчен в ст. 1 и 5 Основ законодательства о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции 1993 г.

Согласно ст. 5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется

Конституцией Российской Федерации;

конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

настоящими Основами;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также

международными договорами.

Законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, состоит из: международных правовых актов; Конституции РФ и федеральных законов; конституций, уставов и законов субъектов РФ; нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами государственной власти.

Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяют

современную организацию нотариата,

правовой статус нотариуса,

компетенцию и порядок деятельности нотариуса,

размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.

Наряду с Основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

Налоговый кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Семейный кодекс РФ.

Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ:

Приказом Минюста от 21 июня 2000 г. №179 утвержден порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Вопросы, связанные с принятием экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, квалификационной комиссией, регламентируются приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132.

 

22. Статус нотариуса. Права, обязанности и ответственность нотариуса.

 

На должность нотариуса назначается˸

- Гражданин РФ,

- Имеющий высшее юридическое образование,

- Прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной

конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой,

- Сдавший квалификационный экзамен,

- Имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции (органами Федеральной регистрационной службы).

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделœение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по ᴇᴦο поручению органом Федеральной регистрационной службы на конкурсной базе из числа лиц, имеющих лицензии.

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в случаях, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения - за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения - за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества - за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе предъявить лицу, временно его замещавшему, регрессный иск в размере вреда, причиненного по вине такого лица и возмещенного за счет личного имущества нотариуса.

Государство, органы государственной власти не несут ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии состатьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При определении размера причиненного действиями (бездействием) нотариуса вреда, связанного с применением последствий недействительности сделки, предмет которой подлежал оценке, общий размер ответственности нотариуса в связи с признанием сделки недействительной не может превышать итоговую величину стоимости предмета оценки, данную ему ее участниками (сторонами).

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

 

23. Требования к кандидату на должность нотариуса.

 

К лицам, претендующим на должность нотариуса, предъявляются определенные требования по образованию и сроку стажировки. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты и иметь лицензию.

Как государственным нотариусом, работающим в нотариальной конторе, так и свободным, частнопрактикующим нотариусом может быть гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку у нотариуса, сдавший квалификационный экзамен на право занятия нотариальной деятельностью, получивший лицензию и назначенный на должность. Период стажировки опреде­ляется сроком от шести месяцев до одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Многим юристам, имеющим высшее образование, на первый взгляд может показаться, что стажировка на нотариуса вовсе не так уж необходима. Однако это далеко не так. При неумелых, неквали­фицированных действиях нотариус может нанести существенный ущерб, как гражданам, так и организациям, который, естественно, придется возмещать.

По общему правилу, нотариусом можно стать, обратившись в орган юстиции или региональную нотариальную палату с заявлением на стажировку. Стажер в установленный стажировкой период обязан освоить свою будущую профессию под руководством опытного нотариуса и получить объективную характеристику.

Действующим законодательством о нотариате предусматривается создание при органах юстиции, республик, краев, областей регио­нальных квалификационных комиссий. Заявления о сдаче квали­фикационного экзамена подаются гражданами, претендующими на право занятия нотариальной деятельностью, в соответствующий ор­ган юстиции по месту своего жительства. К заявлению необходимо приложить:

~ копию диплома о высшем юридическом образовании;

~ документ, подтверждающий прохождение стажировки в госу­дарственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимаю­щегося частной практикой;

~ документ банка, подтверждающий уплату соответствующего сбора;

~ фотографии.

При подаче заявления предъявляется документ, который удосто­веряет личность заявителя. Поданное заявление регистрируется и назначается день сдачи квалификационного экзамена. Лицу, по­давшему заявление, выдается экзаменационный лист и сообщается о сроке сдачи экзамена не позднее, чем за 10 дней до его проведения.

Квалификационная комиссия по результатам проведения эк­замена принимает решение, о профессиональной подготовленности человека для осуществления им нотариальной деятельности, которое подписывается всеми присутствующими на экзамене членами ко­миссии и остается на хранении в соответствующем органе юстиции. Копия решения выдается заявителю в день сдачи экзамена.

Если претендент сдал экзамен на право заниматься нотариальной деятельностью, орган юстиции не вправе отказать ему в выдаче ли­цензии, такой отказ, может быть обжалован в суд.

Если претендент не сдал квалификационный экзамен, он может обжаловать решение квалификационной комиссии в месячный срок в апелляционную комиссию. Если апелляционной комиссией отри­цательное решение, квалификационной комиссии отменяется, то ли­цензия выдается Министерством юстиции РФ. Повторно сдать экзамен можно только по истечении одного года. Для успешной сдачи квалификационного экзамена даже подготовленному юристу надо знать действительно немало: множество нюансов действующего за­конодательства, нотариальную и судебную практику, формы и ме­тоды организации делопроизводства, а также уметь работать с ком­пьютером и оргтехникой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.