Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля и торговая политика




Фритрейдерство и протекционизм. Теории абсолютных преимуществ.Смита и сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория внешней торговли Хекшера–Олина. Спрос и предложение на внешнем рынке. Внешняя торговля и распределение доходов. Торговая политика. Тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Исторически сложились два подхода к внешнеторговой политике – протекционизм и свободная торговля (фритредерство).

Протекционизм во многом уходит своими корнями в меркантилизм – экономическую политику и обосновывающую ее систему экономичеких взглядов Средневековой Европы. Основными доводами в пользу протекционизма заключались в защите национальных производителей от иностранной конкуренции, что должно было обеспечить экономическую безопасность страны, защитить национальный рынок труда, поддержать отечественный капитал. Меркантилисты считали внешнюю торговлю успешной только при наличии двух обстоятельств:

1) когда экспорт товаров превышает их импорт и дает приток золота,

2) когда государство полностью контролирует внешнюю торговлю, препятствуя иностранной конкуренции.

По мере развития капиталистических отношений, роста промышленности, стремления к расширению рынка сбыта в эпоху промышленной революции все большую критику получала меркантилистская политика протекционизма, прежде всего со стороны представителей классической школы. Так апологеты свободной торговли доказывли, что протекционизм мешает конкуренции, способствует привилегиям, наносит ущерб интересам потребителя в результате роста цен на товары и услуги. Сторонники фритредерства считают, что свобода торговли, развивая конкуренцию, влечет за собой выгодную для всех международную специализацию, поддерживает дух новаторства, позволяет расширить рынок, что приводит к повышению темпов экономического роста и национального благосостояния.

Классическая школа политэкономии основывала свои теории на принципах свободы торговли между странами и невмешательства государства в экономику.

Для доказательства выгодности внешней торговли А. Смит разработал теорию абсолютных преимуществ. Смысл ее в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками.

Используем условный пример: две страны (Ирландия и Португалия) производят два товара (сукно и вино). Пусть, например, Ирландия на единицу затрат может произвести 50 м. сукна или 25 л. вина, или любую комбинацию этих продуктов в указанных пределах, а Португалия при аналогичных затратах – 25 м. сукна или 50 л. вина, или любую их комбинацию в указанных пределах, Сразу видно, что Ирландия обладает абсолютным преимуществом по сукну, а Португалия – по вину. Торговля между этими двумя странами будет взаимовыгодной, даже если мировая цена установится где-то по середине: например, 1 м сукна = 1 л вина.

По А. Смиту, выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда. И это разделение труда должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. В результате увеличивается общий объем производства и потребления.

Данная теория была развита Д. Рикардо, который показал, что внешняя торговля выгодна даже в том случае, если страны не имеют абсолютных преимуществ в производстве конкретных товаров.

Д. Рикардо создал теорию сравнительных преимуществ, суть которой состоит в следующем: если страны специализируются на производстве товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Изменим предыдущий условный пример. Пусть Португалия на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 л вина или 25 м. сукна, а Ирландия при тех же затратах – 75 л. вина или 50 м. сукна, т.е. она обладает абсолютным преимуществом по обоим товарам. Однако хотя Португалии производство обоих товаров абсолютно дороже, чем Ирландии, но вино оказывается относительно дешевле: 1 л. вина = 0,5 м сукна по сравнению с 1 л. вина = 0,75м. сукна в Ирландии. Таким образом, по вину Португалия обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать его в обмен на сукно. В свою очередь, Ирландии будет выгодно экспортировать сукно и импортировать вино.

Теория сравнительных преимуществ доказала, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может дать меньше выгоды, а другим больше. Недостатком теории Рикардо является то, что она не объясняет, почему возникают межстрановые различия в относительных издержках.

Ответ на этот вопрос дает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином. Они обратили внимание на то, что производство любой продукции требует затраты факторов производства (труда и капитала). Наделенность этими факторами стран мира различно. Обилие одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и поэтому на внешнем рынке будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых осуществляется на основе избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

В соответствии с теорией Хекшера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства за счет перелива капитала и трудовых ресурсов в экспортные отрасли. В результате торгующие страны постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более активного участия в межотраслевой специализации производства.

Однако исследования, проведенные американским ученым В. Леонтьевым, показали, что положения теории Хекшера-Олина не подтверждаются на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Этот вывод получил название парадокса Леонтьева. При его объяснении выявилось, что в теории соотношения факторов производства нужно учитывать не просто рабочую силу, но и ее квалификацию. Вместо двухфакторной была создана трехфакторная модель, включающая капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд. И таким образом противоречие, обнаруженное Леонтьевым, было устранено.

Современная теория разработала стандартную модель международной торговли. В ней используются понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Модель сравнительных преимуществ рассматривала ситуацию в условиях постоянных издержек замещения. Это означало ситуацию полной специализации стран на товарах своего относительного преимущества и прекращение производства тех товаров, по которым относительное преимущество было у других стран.

Стандартная модель исходит из предпосылки о растущих издержках замещения, более соответствующей существующим экономическим реалиям.

Возрастающие издержки замещения предполагают, что для производства каждой дополнительной единицы одного товара необходимо пожертвовать возрастающим количеством другого товара.

Баланс до того, как страны вступили в торговые отношения друг с другом, устанавливается путем взаимодействия между предельным уровнем трансформации (предложением) и предельным уровнем замещения (спросом).

Баланс в условиях торговли основан на соотнесении методом проб и ошибок относительной цены товара внутри страны с его ценой за рубежом и на постепенном передвижении в направлении цены равновесия. Возникнет выигрыш от обмена и от специализации, который приведет к росту эффективности производства и потребления населения.

Важное значение в стандартной модели имеет понятие взаимного спроса. Взаимный спрос – показатель, синтезирующий спрос и предложение и показывающий, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара на экспорт.

Стандартная модель международной торговли является моделью общего равновесия в международной торговле. Общее (международное) равновесие – это одновременное уравновешивание спроса и предложения на товар во внутренней и международной торговле (на внутреннем и мировом рынке).

Теория общего равновесия в международной торговле предполагает определение условий торговли и выигрыша от внешней торговли. Соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран характеризует условия торговли. Рост цен на экспортируемые товары по отношению к импортируемым приводит к повышению ее благосостояния, а понижение цен, наоборот, – к уменьшению.

Выигрыш от внешней торговли состоит из выигрыша от обмена, который возникает из-за наличия ценового запаса у страны в начале обмена, и из выигрыша от специализации, возникающий из-за сосредоточения усилий страны на выпуске товаров, по которым она имеет относительное преимущество. Этот выигрыш весьма неравномерно распределяется между различными слоями общества. Ощутимые выгоды от развития торговли получают потребители импортных товаров, которые продаются дешевле отечественных. Объем потребления увеличивается.

Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и объема производства, но проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортом. Рост импорта более дешевых товаров вынуждает их отказаться от производства части продукции с высокими затратами, а также снизить цены на оставшуюся.

В современной мировой торговле произошли глубокие структурные изменения, которые невозможно объяснить с помощью классических теорий. В силу этого возникли альтернативные концепции. Одна из них – теория внешней торговли на основе эффекта масштаба (разработана П. Кругманом и др.).

Напомним, что эффект масштаба представляет собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Торгующие страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам.

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортноориентированных отраслей. При этом различают внешнюю и внутреннюю экономию на масштабе. Внешняя экономия на масштабе предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции.

Внутренняя экономия на масштабе предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. Это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. В мировой экономике господствуют олигополии, которые особое значение придают неценовой конкуренции, за счет которой стремятся увеличивать рыночные доли и объем прибыли.

Другая альтернативная теория, созданная Р. Верноном, связана с жизненным циклом продукта, который охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции и производство ее носит мелкосерийный характер, требует высококвалифицированного труда. Производитель занимает монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта попадает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны; продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция – между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости – крупносерийное производство, не требующее высококвалифицированного труда. Товар перемещается в развивающиеся страны, где имеется дешевая рабочая сила.

На стадии упадка заметно снижение спроса на продукт в результате появления нового продукта. Сокращается производство, рынок сбыта концентрируется преимущественно в развивающихся странах.

Данная теория отражает влияние НТП на мировую торговлю. Сравнительные преимущества возникают в результате выпуска новых товаров и распространения их производства и продаж в разных странах мира.

Третья альтернативная теория была сформулирована М. Портером как теория конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиться успеха на мировом рынке, зависят от правильного выбора стратегии и соотношения факторов конкурентных преимуществ. Выбор стратегии фирмы обусловлен ее отраслевым характером. Среди факторов (детерминант) конкурентного преимущества страны выделяются: обеспеченность производственными ресурсами (научно-техническими знаниями, квалифицированной рабочей силой, технологией и т.д.), параметры внутреннего спроса, наличие конкурентоспособных отраслей-поставщиков, экономическая политика государства. На этой основе формируется идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства экономики страны в формировании ее конкурентоспособности на мировом рынке

Мировая торговля

В основе мировой торговли лежит международное разделение труда. Его развитие порождает многообразие форм и направлений мировой торговли.

Особенности современного этапа развития международной торговли:

Ускоренное развитие мировой торговли после второй мировой войны в результате влияния НТР.

Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития страны. Это определяется не только темпами роста производства, но и углублением международного разделения труда.

В динамике внешней торговли находят отражение структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.

Усиление тенденции роста экспортной квоты экономики. Если в 80-х гг. на экспорт направлялось 13,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, то в конце 90-х гг. – 20%. У некоторых стран эта квота еще выше (особенно, например, у малых стран Западной Европы).

Глубокие сдвиги в географической конфигурации международной торговли. Ведущая роль в ней принадлежит промышленно развитым странам. Однако при этом происходит увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле.

Активно расширяется внешняя торговля государств, входящих в интеграционные группировки.

В ходе развития международной торговли происходят изменения в ее товарной структуре. В основе этого процесса лежит ряд факторов: НТР, структурные сдвиги в производстве, рост доходов в разных странах и т.д.

Помимо торговли товарами быстро развивается и торговля услугами. Напомним, что Услуга – трудовая целесообразная деятельность, результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товарами:

услуги производятся и потребляются (в отличие от товаров) в основном одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство услуг базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями;

международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами (особенно наукоемкими). Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынка и кончая транспортировкой товаров;

торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капитала и рабочей силы.

Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двукратного увеличения услуг потребовалось всего семь – восемь лет, а для подобного расширения рынка товаров – 15. Доля экономически развитых стран в торговле услугами составляет примерно 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы приблизился к 30%.

Как правило, выделяются факторные услуги, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы и нефакторные услуги (транспорт, путешествия, образование и т.д.), которые не связаны с движением факторов.

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним (ВТО, ЕС, ЕАСТ).

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Значит, часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Роль внешнеторговых тарифов торговли неоднозначна для различных экономических агентов. Так в результате введения импортного таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители импортных товаров, которые будут вынуждены либо тратить на приобретение данного товара большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно. Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей. Потеря потребителей от введения тарифа оказывается весьма значительной: тариф приводит к увеличению не только цен импортных изделий, но и отечественных, на которые тоже растет цена, так как увеличение их выпуска ведет к росту издержек производства.

Таможенный тариф оказывает влияние и на производителя. Чем дороже обходится потребителю иностранный товар, тем с большей охотой он обращается к отечественным производителям, которые в результате выигрывают как за счет роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся благодаря введенному тарифу. Размер дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, от введения импортного тарифа существенно меньше, чем потери потребителей. Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят в цене за все приобретаемые продукты (и отечественные, и импортные).

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта. Однако таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам.

Экспортный тариф. Обычно государство ограничивает импорт, но иногда оно идет и на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Такое возможно также и в случае, если внутренняя себестоимость на отдельный, как правило сырьевой товар, ниже мировых цен, и с целью обеспечения внутренних потребностей государство помимо квот также и экономически стремится стимулировать производителей ориентировать ся на внутренний рынок (для России типична ситуация с экспортом нефтепродуктов, поскольку в случае отсутствия тарифного и нетарифного регулирования можно было бы прийти к ситуации дефицита на внутреннем рынке топлива). Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Нетарифные методы регулирования международной торговли. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.

Существуют следующие виды нетарифных методов регулирования.

· Квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

· Лицензирование – разрешение, выдаваемое государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

· Добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

Экспортные субсидии – льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.

Экспортные кредиты выделяются экспортерам государственными банками по низкой ставке процента или импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.