Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование актуальности темы исследования, анализ состояния разработанности темы и определение научной проблемы




Разработка плана выпускной квалификационной работы

 

Официально работа над выпускной квалификационной работой начинается после утверждения темы и назначения научного руководителя, но фактически при наличии у студента устойчивого научного интереса работу можно начинать значительно раньше.

Первоначальным этапом работы студента является составление рабочего плана – своего рода первичного видения автором варианта (вариантов) разработки выпускной квалификационной работы. Рабочий план позволяет дипломнику осознано представить свою позицию научному руководителю.

В рабочем плане находят свое отражение:

− актуальность выбранной темы;

− исследуемая проблема;

− объект и предмет выпускной квалификационной работы;

− цель (чего хочет добиться автор по результатам разработки проблемы);

− основные задачи;

− способы решения задач и достижения цели.

Следующий этап деятельности студента – разработка плана выпускной квалификационной работы.

Конкретная тема – это конкретная проблема, и она требует предметного подхода к определению ее содержания. Такая конкретизация делается на основе выявленных задач, которые следует решить, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы.

На основе задач формулируются проблемы – названия глав, подпроблемы – параграфы.

По содержанию выпускная квалификационная работа строится в определенной последовательности: сначала в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подходы к ее решению, во второй главе рассматриваются возможные способы ее решения. Однако структура выпускной квалификационной работы может быть и другой. Автор вправе сам или совместно с научным руководителем определить вариант структуры выпускной квалификационной работы.

На основе плана выпускной квалификационной работы составляется ее будущее содержание (см. Приложение 3).

 

 

Обоснование актуальности выбранной темы – обязательный этап любого исследования. Актуальность темы определяется степенью ее своевременности и социальной значимости для решения данной проблемы. Актуальность темы может быть обусловлена и соответствующими потребностями региона, муниципального образования в разрешении определенных научно-практических проблем правового характера. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Актуальность темы включает в себя следующее: аргументируется необходимости изучения данной темы с позиции теории и (или) практики; раскрывается степень изученности проблемы и ее отражение в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и прочее.

Вполне достаточным для обоснования актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы является раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

В процессе анализа состояния исследованности темы студент приходит к формулированию основного противоречия. Противоречие есть характер сложившегося взаимодействия противоположных сторон и тенденций того или иного явления, которые в то же время находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником развития. Например,противоречие может заключаться в несоответствии задач, стоящих перед каким-либо органом государственной власти и законодательно закрепляемым за этим органном объемом полномочий. Противоречие, в частности, может иметь место в соотношении теории права и правоприменительной практики.

На основании осмысления выявленного противоречия формулируется проблема. Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке – как синоним слов задача, препятствие и т. п. Сформулированная, например, «проблема повышения электоральной активности и правовой культуры молодежи» – это лишь крупная практическая задача, но не проблема исследования.

В научном, более узком смысле, проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием появления новых запросов юридической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Таким образом, проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая логически вытекает из установленного противоречия. Существует несколько способов формулировки проблемы:

1. Номинальное определение, то есть простая констатация проблемы. Этот способ вполне употребим в качестве краткого варианта в тексте работы, вместе с тем, следует понимать его недостаточность: он не снимает многозначности истолкования проблемы и не задает ясных ориентиров в определении объекта и предмета исследования.

Пример. «Проблема защиты прав российских граждан, проживающих на территориях бывших союзных республик».

2. Определение проблемы в форме вопроса. Известно, что вопрос и проблема – однопорядковые понятия. Вопрос – это форма мышления, содержащая некоторую исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность. То есть, форма вопроса пригодна для фиксации сторон объективного противоречия.

Пример. «Каким образом обеспечить правовую защиту российским гражданам в условиях их проживания на территориях бывших союзных республик?».

3. Определение в форме указания на недостаточность или полное отсутствие чего-либо, как правило, одного из условий деятельности.

Пример. «Проблема состоит в том, что отсутствуют (или являются несовершенными) адекватные средства правовой защиты российских граждан, проживающих на территориях бывших союзных республик».

4. Развернутая форма, фиксирующая обе стороны объективно существующего противоречия.

Пример. «С одной стороны, существует потребность в эффективных правовых средствах защиты российских граждан, с другой стороны, имеющиеся нормативные акты не предполагают конкретных механизмов реализации такой защиты». Или: «… с другой стороны, данные средства защиты не обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами федерального бюджета». Или: «… с другой стороны, имеющиеся механизмы не согласованы с правовыми нормами государств, существующих на бывшем постсоветском пространстве».

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы имеет не меньшее значение, чем ее решение. Не случайно принято считать, что сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что неизвестно о предмете исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.