Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительно-распорядительные органы власти 2 страница




4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуру предлагает Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ. Кандидатура предоставляется Президентом РФ.

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ. Вносится по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов.

7. Объявление амнистии. Его осуществляет Государственная Дума путем принятия постановлений об амнистии.

8. Право обращения в Конституционный Суд РФ.

Федеральное Собрание занимается принятием проекта бюджета. Федеральное Собрание решает вопрос об объявлении войны и заключении мира. Федеральное Собрание может влиять на решение внешнеполитических вопросов.

15. Компетенция Совета Федерации ФС РФ.

 

В компетенцию Совета федерации входит:

1. Утверждение изменения границ между СРФ - этот вопрос рассматривается по взаимному согласию субъектов РФ, между которыми предполагается изменить границы. Это решение принимается большинством голосов.

2. Утверждение Указов Президента РФ, о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения. Данные указы незамедлительно направляются в Совет Федерации, срок рассмотрения которых не превышает 72 часа. Необходимо большинство голосов.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Совет Федерации собирается на заседании для рассмотрения данного вопроса не позднее, чем на 5 день с момента поступления в Совет Федерации обращения Президента РФ. Решение принимается совместно с Президентом, Председателем Правительства, министром обороны и т.д.

4. Назначение выборов Президента РФ. Они назначаются в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ.

5. Отрешение Президента от должности.

6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РФ - кандидатуры на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает этот вопрос не позднее 14 дней с момента получения представления.

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Кандидатуру представляет Президент РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры предоставляет комитет Совета Федерации по бюджету, финансам, валютному и кредитному регулированию.

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ - кандидатуры предоставляются законодательными и исполнительными органами государственной власти СРФ. Тайное голосование.

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

 

16. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

 

Роспуск представительного и законодательного органа является достаточно распространенным в мировой практике способом преодоления кризиса власти в случаях, когда между законодательной и исполнительной властями возникает непреодолимый конфликт.

Конституция предусматривает три основания роспуска Думы.

Первое основание закреплено в ст. 111 Конституции. По данной статье предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом не позднее двухнедельного, срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Думой. Последняя обязана рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает ее новые выборы.

Дума вправе отклонить предложенную Президентом кандидатуру, после чего Президент вносит на рассмотрение Думы ту же самую или новую кандидатуру. Попытка Думы оспорить право Президента на повторное внесение ранее внесенной кандидатуры не получила поддержки Конституционного Суда. В постановлении от 11 декабря 1998 г. Суд указал, что положение ч. 4 ст. 111 Конституции РФ о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Второе основание роспуска Думы предусмотрено ч. 3 ст. 117 Конституции и связано с выражением недоверия Правительству РФ. Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству, после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу.

Третье основание роспуска Думы зафиксировано в ч. 4 ст. 117 Конституции. Председатель Правительства РФ может, поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству по собственной инициативе. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов.

Обращает на себя внимание разница «весовых категорий» Президента и Думы в вопросе о недоверии Правительству. Если для Президента решение Думы о недоверии Правительству — не более чем информация к размышлению, то для Думы — прямая дорога к роспуску. Конституция не предусматривает участия Думы в формировании Правительства, однако по требованию Председателя Правительства Дума обязана выражать ему доверие, в противном случае также может быть распущена.

Подобного рода «правовые механизмы», а точнее сказать — «юридические капканы», несут на себе явный отпечаток кризиса, в условиях которого принималась Конституция, и не свидетельствуют о сбалансированности разделения властных полномочий.

Статья 109 Конституции предусматривает определенные гарантии против произвольного роспуска Думы. Она не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания;

  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного и ли чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Статья 111 Конституции сконструирована таким образом, что заставляет Думу либо согласиться с предлагаемой Президентом кандидатурой Председателя Правительства, либо сознательно пойти на самороспуск. Таким образом, Президент всегда имеет безотказный механизм роспуска парламента — достаточно лишь трижды предложить для назначения кандидатуру, заведомо неприемлемую для депутатов.

Не получив согласия парламента, Президент назначает Председателя Правительства, причем это решение не требует подтверждения со стороны вновь избранной Думы. Правительстве слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, а не перед Думой (ст. 116 Конституции). Таким образом, Дума фактически лишена конституционных рычагов влияния на деятельность Правительства, за исключением дачи согласия на назначение его Председателя.

Дума может выразить недоверие Правительству, однако окончательное решение вопроса находится в компетенции Президента, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Таким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству означает лишь автоматическую постановку вопроса о собственном роспуске.

Наконец, в минимальной степени влияя на состав Правительства и его деятельность, Дума обязана по требованию Председателя Правительства выражать доверие Правительству, и в случае отказа в доверии также может быть распущена Президентом.

В практике деятельности Думы была ситуация, когда после выражения недоверия Правительству в связи с трагическими событиями в Буденновске перед Думой на следующий же день был поставлен вопрос о доверии Правительству. Палата оказалась перед нелегким выбором: сознательно пойти на самороспуск либо продемонстрировать свою полную беспринципность. Кризис власти в данном случае был разрешен путем взаимных уступок: Дума фактически аннулировала свое первоначальное голосование о недоверии, а Председатель Правительства отозвал письмо с постановкой вопроса о доверии Правительству.

Перед проблемой необычайной легкости своего роспуска Дума была вынуждена принять меры «процедурной самозащиты». Согласно ее Регламенту при постановке вопроса о доверии Правительству Дума вправе взять время для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии.

При голосовании по данному вопросу первой голосуется формулировка, внесенная Председателем Правительства, — «Выразить доверие Правительству Российской Федерации». Если решение не принято, на голосование ставится другая формулировка. «Отказать в доверии Правительству Российской Федерации». Если решение ни по одной из альтернативных формулировок не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Совершенно очевидно, что Регламент Думы создал в данном случае «процедурный тупик», позволяющий уйти от принятия какого-либо решения. Однако, учитывая правовую незащищенность Думы, существование подобной самозащиты оправданно.

Рассмотренные конституционные нормы о роспуске Думы свидетельствуют, по нашему мнению, о серьезном нарушении баланса властей в Конституции, явном доминировании президентской власти над представительной. Указанная особенность Конституции связана, безусловно, с историческими обстоятельствами ее принятия: президентско-парламентским кризисом сентября — октября 1993 г. Однако избранный метод решения проблемы — чрезмерное усиление президентской власти при существенном ослаблении правовых позиций парламента — вряд ли дальновиден.

 

 

17. Правовой статус депутата Государственной Думы ФС РФ.

 

Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации представляет собой специальный вид статуса, которым наделяют определенную категорию граждан ввиду их особого положения и рода деятельности. Данный вид статуса подразумевает особую специфику в отношении индивида: дополнительные права и обязанности, а также привилегии, которые предусмотрены действующим законодательством страны – это и отделяет депутатов ГД РФ среди граждан России и иных государственных служащих. Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ Согласно закону, правовое положение депутата ГД РФ урегулировано Конституцией РФ и законами, которые являются отправными документами для анализа статуса депутата ГП РФ, к ним относятся: Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; Федеральный закон № 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ»; Регламент Государственной Думы ФС РФ; иные законодательные акты. Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность. Права депутата Государственной Думы РФ: внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса; участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях; обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ; обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении. обращение в средства массовой информации Обязанности депутата Государственной Думы: соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ; отчитываться перед избирателями; выполнять поручения Государственной думы и комиссией, членами которой они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ; представлять декларацию о доходах на имущество. Еще одним немаловажным элементом правового статуса является гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить: Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ; Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личность и одновременно являются вознаграждением за его труд. Правовой статус депутата ГД РФ в широком смысле – это положение депутата, обусловленное социально-политической сущностью общества и регламентируемое правовыми и иными нормами, а также дополненное соответствующими гарантиями.

18. Правовой статус члена Совета Федерации ФС РФ.

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

19. Федеральный законодательный процесс.

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания являются постановления и законы. Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой для всех государственных органов, действующих на территории страны, органов местного самоуправления, общественных организаций и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции, которой закон не может противоречить.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думой законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений в федеральные конституционные законы и федеральные законы либо о признании этих законов утратившими силу;

в) поправок к законопроектам.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу с сопроводительными документами, такими как пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу; финансово-экономическое обоснование к законопроекту.

Определенная категория законопроектов вносится в Государственную Думу при наличии обязательного заключения Правительства. Это касается законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (часть 3 статьи 104 Конституции).

При соответствии законопроекта требованиям Совет Государственной Думы назначает один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию и направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту, в Совет Федерации, Правительство, а также в Конституционный Суд и Верховный Суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленным статьей 72 Конституции, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты.

По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законопроектной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.

Следующей стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов в Государственной Думе, которое осуществляется, как правило, в трех чтениях, предполагающих всестороннюю оценку законопроекта.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок либо отклонить законопроект. Отклонённый законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту, который, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации менее 30 дней.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, субъектами права законодательной инициативы и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в соответствующем комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Решение о принятии законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в соответствующий комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной вправки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При третьем чтении осуществляется лишь редакционная правка законопроекта и не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а решение об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат все федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

у) войны и мира (статья 106 Конституции).

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее 3/4 голосов от общего числа ее членов.

В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции;

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении четырнадцатидневного срока, Председателем Совета Федерации направляется Президенту для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть создана согласительная комиссия, по результатам работы которой составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. Государственная Дума принимает решение по каждому предложению отдельно большинством голосов. Федеральный закон в редакции, учитывающий предложения согласительной комиссии, направляется в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (часть 5 статьи 105 Конституции).

Необходимой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона (промульгация), осуществляемого Президентом.

В соответствии с Конституцией Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его (части 1 и 2 статьи 107).

Президент как гарант Конституции вправе корректировать законодательную деятельность парламента, используя традиционное для главы государства право законодательного вето (от лат. veto – отказ), то есть отклонения закона, которое в конституционно-правовой науке рассматривается в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс ветвей власти.

Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает данный закон.

Федеральный закон, отклоненный Президентом, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона.

По итогам рассмотрения принимается рекомендация: принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата может принять решение о продолжении работы над рассматриваемым федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения.

По предложению ответственного комитета на голосование палаты может быть поставлен вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.

Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством – не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (то есть будет преодолено вето Президента), он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Повторным вето глава государства не обладает.

Вето Президента распространяется только на федеральные законы, что касается федеральных конституционных законов, то они не восприимчивы к президентскому вето, глава государства не вправе их отклонить, что объясняется как значением этих законов, так и характером их принятия, требующего квалификационного большинства обеих палат парламента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.