Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей




Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяют основные типыадаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путемврастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человеканаправляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своихсобственных резервов и личностных ресурсов. Следующий тип — самоустранение,уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои, не удалосьизменить и покорить окружающий мир (в этом случае может пропасть ощущениесобственной ценности того, что окружает). Крайняя форма ухода из среды (полноесамоустранение) — самоубийство.

Дети-сироты проблемная группа не только в психологическом плане; лишённые эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычныхусловиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальныйстатус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можноизмерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу - это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статус маргинала и чужака. Сформированы и получили развитие следующие институты социализации детей-сирот в условиях замещающей семьи:

1. Усыновление

2. Опека

3. Приемная семья (начало положено в 1994 году, как эксперимент по временной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи в г. Самаре)

 

 


 

Первый этап связан с поиском приемных родителей.Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указываютсвою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своихдетей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефектыздоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальныйпедагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистамиразрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучшекомпьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление,предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущиеприемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи,характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи,состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей всемью, и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либоопекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты илиинформационные карты или другой подобный документ социальный педагогразрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом,начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи,приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, которыйпотенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняетпосредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает заребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьии ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог,ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями,знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи,определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов идругие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другимиспециалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе,друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанныханкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику(для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсомобучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретическиезнания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, гденаходится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, онразрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемнуюсемью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки ипопечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семьюсоциальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка вприемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, таки для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обученияродителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог сдругими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обученияродителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семьяусыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает одинчеловек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого всемью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей ипр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем,которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка,предупреждением отказа приемных родителей от него.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.