Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медико-демографические показатели




Рассматривая образы, многие клиенты в процессе арт-терапии. торопятся раскрыть их смысл. Они отказываются просто созерцать их и размышлять над многообразием их значений. Чем дольше клиент и аналитик безоценочно и эмпатически созерцают образы, тем больше они могут увидеть и почувствовать. Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, помогающим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии.

Этому поможет, если процесс интерпретации образов начинать с их внимательного рассматривания. Следует просто расслабиться и постараться воспринять образ в полноте его чувственных характеристик. Это может в значительной мере определять целительное воздействие образа на зрителя.

Создание повествований или нарративов может являться важной составной частью процесса интерпретации. В ходе арт-терапевтических занятий клиенты нередко испытывают потребность в рассказе о том, что они рисуют, и их рассказы иногда обретают форму биографического или имажинативно-художественного повествования. Если они чувствуют, что могут совершенно свободно говорить все, что захотят о своих рисунках, это активизирует их воображение и ведет все дальше по пути раскрытия смысловой нагрузки образов. Их язык при этом может становиться поэтичным, и в нем все полнее проступают сенсорные, аффективные, рефлексивные и интуитивные элементы высказывания. Повествования-интерпретации нередко отражают свободную игру воображения и приводят к инсайту.

Некоторыми другимиформами творческого реагирования на образы в процессе интерпретации могут являться сочинение поэтического текста, исполнение драматической импровизации (перформанса), движение и танец, пение, игра на музыкальных инструментах или подбор и прослушивание музыкальных произведений, выражающих настроение и содержание работы. Такие формы отклика тем более вероятны в арт-терапии, если внимательно рассматривать образ, медитировать, размышлять над ним и позволять ему воздействовать на тело, мысли и чувства. Кроме того, можно воспринимать визуальные образы, как живые существа, некие сущности и вступать сними в игровые, драматизированные или внутренние диалоги.

 

Принципы интерпретации изобразительной продукции

Завершая этот параграф, перечислим основные принципы интерпретации изобразительной продукции в аналитической арт-терапии, с учетом символического характера образов.

  1. Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использованием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные характеристики. Требуется учесть расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д.. Полезно также принять во внимание характеристики ментального образа, который автор мог себе представлять прежде, чем начать его изображение, и который мог также сопровождать изобразительную деятельность. Некоторые клиенты не обладают достаточно развитыми изобразительными навыками для того, чтобы передать в рисунке то, что они представляют, а потому важные для понимания содержательной нагрузки образа детали могут на рисунке отсутствовать.
  2. Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности. На формирование образов и их передачу в изобразительной продукции могут влиять различные внутренние и внешние факторы, в том числе, степень психологической защищенности среды арт-терапевтической работы, физическое состояние клиента, отношение к арт-терапевту и другим участникам группы (если работа протекает в группе) и связанные с психотерапевтическими и групповыми отношениями чувства и фантазии (в том числе, отражающие реакции переноса), стадию психотерапевтического процесса и др. И, конечно же, изобразительная деятельность и ее результаты не должны рассматриваться в отрыве от личностных особенностей клиента, в том числе, характерологического радикала, особенностей процесса развития психического развития клиента и системы его внешних отношений. Также следует учесть, в какой степени рисунок по своей тематике и характеру исполнения отличается от ранее созданных, продолжает ли он или развивает ранее проявлявшиеся в изобразительной продукции темы, и что в нем особенного и неповторимого. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, и занимался ли какой-либо творческой деятельностью, и каково было ее содержание..
  3. Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноменологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях работы, а также отслеживание динамики телесных ощущений, чувств и ассоциаций по мере продолжения созерцательного контакта с творческой продукцией. Необходимо учесть, что автор будет делать в процессе феноменологического исследования, поскольку возможен его тактильный контакт с работой, ее рассматривание под разными углами зрения и с разного расстояния, а также с разных сторон (в особенности, если работа объемная). Также возможны различные манипуляции с работой после того, как она будет создана. Любые действия клиента при этом могут приводить к новому восприятию работы и вызывать новые эмоциональные и ассоциативные отклики. Можно обратить особое внимание на соматические и энергетические феномены, связанные с воздействием работы на автора.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные, подчас альтернативные, варианты психологического толкования изобразительной продукции. Следует допустить, что один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений – некоторые значения будут «лежать на поверхности» и отражать осознаваемый или частично осознаваемый психологический материал клиента. Другие же значения могут оказаться для автора работы неожиданными и их раскрытие в процессе интерпретации, возможно, будет сопровождаться проявлением защит и усиливать сопротивление анализу. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть, с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Как уже было отмечено в этом параграфесимволические образы выступают не только завуалированным выражением внутренних конфликтов и травматичного опыта прошлого и настоящего, но и тех внутренних факторов и процессов, которые связаны с возможным разрешением конфликтов и достижением клиентом более целостного, гармоничного состояния, а также его потребностей в росте и развитии. Следуя данному принципу, к работам клиента следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое поможет ему исцелиться и достичь большей жизнестойкости, причем того лекарства, которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой как результат ее реагирования на сложности и противоречия процесса развития и перенесенные психические травмы.

Медико-демографическая ситуация в Заводском районе, как и в г. Минске в целом, остается достаточно сложной. Показатель рождаемости в районе за последнюю 5-летку колеблется 8,2-10,45%o при общегородском 9,01-10,73%o.

По данным городского управления статистики за 2010 г. в Заводском районе родилось 2653 детей, что на 27 меньше, чем в 2009 г. Показатель рождаемости составил 11,1 на 1000 (за 2009 г. – 11,3).

За это же период в районе умерло 2897 человек, что на 155 случаев больше по сравнению с 2009 годом. На 1000 населения смертность составила 12,1%о (за 2009 г. – 11,5%о). Из общего числа умерших детей до 16 лет было 23 человека (в 2009 г. – 15).

 

Таблица 1. Общие показатели воспроизводства населения Заводского района




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.