КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список сокращений 3 страница
На 6-й неделе заметны закладки наружного уха, с конца 6—7-й недели — пальцев рук, а затем ног (рис. 12). К концу 7-й недели начинают формироваться веки, благодаря этому глаза обрисовываются более четко. На 8-й неделе заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т. е. с начала III мес, зародыш принимает вид человека и называется плодом. На Х мес плод рождается. Начиная с III мес и в течение всего плодного периода происходят рост и дальнейшее развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцировка наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах, с конца V мес становятся заметными брови и ресницы. На VII мес открываются веки. С этого времени начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. После рождения ребенка его организм растет и развивается до 20-23 лет. Процесс развития подразделяют на четыре периода: 1) грудной, в течение которого ребенок питается высокоцен-ным продуктом — молоком матери, содержащим все необходимые вещества для развития; 2) ясельный — от одного года до трех лет; 3) дошкольный — от трех до семи лет; 4) школьный — от семи до 17 лет — период формирования основных физических, умственных и нравственных качеств человека. Типы телосложения. Независимо от половых различий люди разделяются по конституциональным типам. Выделяют три основных типа телосложения (или соматотипа): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения относятся люди, чьи анатомические пропорции приближаются к средним параметрам нормы (их называют также нормостениками). К брахиморфному типу относятся люди обычно невысокого роста, у которых преобладают передне-задние размеры (гиперстеники). Они отличаются круглой головой, большим животом, относительно слабыми руками и ногами. Люди, относящиеся, к третьему - долихоморфному типу, отличаются стройностью, легкостью, относительно более длинными конечностями, слабо развитыми мышцами и тонкими костями. Подкожный жировой слой почти отсутствует.
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
"Наука о строении человеческого тела является самой достойной для человека областью знаний и заслуживает чрезвычайного одобрения". Андреас Везалий
Анатомия является одной из древнейших наук. Уже первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем Египте в связи с применением ритуального бальзамирования трупов, были описаны некоторые органы, приведены данные об их функции. В папирусе, написанном египетским врачом Имхо-тепом (ХХХ век до н.э.), говорится о головном мозге, деятель-ности сердца, распространении крови по сосудам. Упоминание о сердце, печени, легких и других органах тела человека содер-жатся в древнекитайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.). Тогда же китайский император Гванг Ги издает «Лечебник» с первыми в исторической летописи анатомическими рисунками. В ХVIII веке до н.э. изготавливались глиняные таблички с изображением внутренних органов. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IХ-III вв. до н.э.) содержится большой объем анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спином мозге. В I веке до н.э. в армянских больницах стали проводится обязатель-ные анатомические исследования. Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали Рисунок 2. ученые древней Греции, им же принадлежит заслуга создания анатомической номенклатуры. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкме-она Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представи-телями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одно-го из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которые могут изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая ее первоосновой медицины. По Платону (427-347 гг. до н.э.), организм человека управлялся не материальным органом — мозгом, а тремя видами «души», или Рисунок 3. «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела — мозге, сердце и печени (треножник Платона). Ученик Платона Аристотель (384-323 гг. до н.э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль о том, что всякое животное происходит от живого. В Древнем Риме медицина многие годы являлась занятием рабов и не была в почете, поэтому древнеримские ученые не внесли в анатомию значительного вклада. Однако, большой их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии. Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален. Гален смотрел на организм, как на дивную машину. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа) и исследовал организм путем наблюдения над больными и вскрытия трупов животных. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. В течение всего средневековья в основе медицины лежали анатомия и физиология Галена. Его основные труды по анатомии — это «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток. Так, Ибн Сина, или Авиценна (980-1037), написал «Канон врачебной науки» (около 1000 г.), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Ибн Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком (четырехугольник Авиценны). «Канон врачебной науки», состоящий из пяти книг, явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, по нему учились врачи Востока и Запада до XVII столетия. Другой ученый-медик Ибн-ан-Нафис из Дамаска (XIII в.) открыл легочный круг кровообращения. В эпоху Средневековья наука, в том числе и анатомия, были подчинены религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий. Были запрещены вскрытия, изготовление скелетов. Исследования в области врачевания продолжались только на востоке — в Грузии, Азербайджане, Сирии. Анатомы эпохи Возрождения разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созда-ны анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титани-ческого труда явился Леонардо да Винчи, основоположниками — Андрей Везалий и Уильям Гарвей. Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строе-ния человеческого тела. Леонардо впервые правильно изобразил различные органы челове-ческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как полагают, повлияло на труды Андрея Везалия. В старейшем университете Венеции, основанном в 1422 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был пост-роен (в 1490 г.) первый в Европе анатомический театр. В Падуе в атмосфере новых интересов и запросов и вырос реформатор анатомии Андрей Везалий (1514-1564). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средне-вековой науки, он использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах», «Эпитоме» (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой — бешеное сопротивле-ние реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями. Так, Габриэль Фаллопий (1523-1562) дал первое обстоятельное описание развития и строе-ния ряда органов. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения». Бартоламео Евстахий (1510-1574), кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организ- мов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода «анатомический триумвират») построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии. XVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетий был оконча-тельно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдаю-щегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии Гарвей не Рисунок 4. ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исто-рической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом предвосхитил биогенетический закон, впервые доказанный А.О.Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца. Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея ее основоположником. Со времен Галена в медицине господствовало учение о том, что кровь, наделенная «пневмой», движется по сосудам в виде приливов и отливов: понятия о круговороте крови до Гарвея еще не было. Это понятие родилось в борьбе с галенизмом. Так, Везалий, убедившись в непроницаемости перегородки между желудочками сердца, первым начал критику представ-ления Галена о переходе крови из правой половины сердца в левую якобы через отверстия в межжелудочковой перегородке. Ученик Везалия Реальд Коломбо (1516-1559) доказал, что кровь из правого сердца в левое попадает не через указанную перегородку, а через легкие по легочным сосудам. Об этом же писал испанский врач и богослов Мигуэль Сервет (1509-1553) в своем произведения «Восстановление христианства». Он был обвинен в ереси и сожжен со своей книгой на костре в 1553 г. Ни Коломбо, ни Сервет, по-видимому, не знали об открытии араба Ибн-ан-Нафиса. Другой преемник Везалия и учитель Гарвея Иероним Фабриций (1537-1619) описал в 1574 г. венозные клапаны. Эти исследования подготовили открытие кровообращения Гарвеем, который, на основания своих многолетних (17 лет) экспериментов, отверг учение Галена о «пневме» и вместо представления о приливах и отливах крови нарисовал стройную картину круговорота ее. Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомические исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки. Маленькая книжка Гарвея — это целая эпоха в медицине. После открытия Гарвея еще оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпигии (1628-1694), когда был изобретен микроскоп и возникла микроскопическая анатомия. Мальпигии сделал много открытий в области микроско-пического строения кожи, селезенки, почки и ряда других органов. Изучив анатомию растений, Мальпигии расширил положение Гарвея «всякое животное из яйца» в положение «все живое из яйца». Мальпигии явился тем, кто открыл предсказанные Гарвеем капилляры. Однако он пола-гал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные.
Только А.М.Шумлянский (1748-1795), изучивший строе ние почек, доказал отсутствие мифических «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, А.М.Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута, и этим окончательно «замкнул» круг кровообращения. Поэтому открытие кровообращения имело значение не только для анатомии и физиологии, но и для всей биологии и медицины. Оно ознаменовало новую эру: конец схоластической меди-цины и начало научной медицины. В XIX веке стала укрепляться диалектическая идея Рисунок 5. развития, совершая переворот в биологии и медицине и ставшая целым учением, положившим начало эволюционной морфологии. Так, член Российской Академии наук К.Ф.Вольф (1733-1794) доказал, что в процессе эмбриогенеза органы возникают и развиваются заново. Поэтому, в противовес теории преформизма, согласно которой все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, он выдвинул теорию эпигенеза. Французский естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк (1774-1828) в своем сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды. Продолжатель эмбриологических исследований К.Ф.Вольфа русский академик К.М.Бер (1792-1876) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Эти исследования создали ему славу отца эмбриологии. Английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своем произведении «Происхождение видов»» (1859) доказал единство животного мира. Эмбриологические исследования А.О.Ковалевского, а также К.М.Бэра, Мюллера, Ч.Дарвина и Геккеля нашли свое выражение в так называемом биогенетическом законе («онтогенез повторяет филогенез»). Последний был углублен и исправлен А.Н.Северцовым, который доказал влияние факторов внешней чреды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии. Анатомия в России. После Крещения Руси и в эпоху феодализма вместе с православием распространилась и византийская культура, медицина развивалась в монастырях, при которых духовенство учреждало больницы (монастырская медицина). Знания, которыми пользовались медики того времени — это открытия античной науки. Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием «Аристотелевы проблемы», а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием «Галиново на Иппократа», а анатомическая терминология — в сочинении Иоанна Болгарского «Шестоднев». В феодальной России В 1620 г. было учреждено медицинское управление — Аптекарский Приказ, а при нем в 1654 г. первая медицинская школа. Анатомия в этой школе преподавалась по руководству Везалия «О строении человеческого тела». В начале XVIII в. в России началась эпоха Петра I. Он сам очень интересовался анатомией, которой обучался во время своих поездок в Голландию, у знаменитого анатома Рюиша. У него же он приобрел коллекцию анатомических препаратов, что, вместе с собранными по указу Петра уродами («монстрами») послужило основанием для создания в Петербурге первого ес-тественнонаучного музея — «Кунсткамеры натуральных вещей» (музей естественных редкос-тей). Часть этих препаратов сохранилась и до сих пор. В 1706 г. в Москве была создана первая лекарская школа, которой руководил доктор Николай Бидлоо. Его труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» был основным учебником для изучения анатомии в подобных школах. В 1725 г. в Петербурге была создана Российская академия наук, в которой был заложен прочный фундамент для развития анатомии. В Академии наук работал гениальный русский ученый и основоположник естествознания в России М.В.Ломоносов. Он призывал к изучению анатомии путем наблюдения и тем самым указал правильную перспективу ее развития. Он оценил также значение микроскопа для изучения невидимых глазом структур. Ученик и питомец М.В.Ломоносова А.П.Протасов был первым русским академиком-анато-мом, после которого и началось бурное развитие этой науки в России. Развитию анатомии содействовали и другие последователи М.В.Ломоносова: К.И.Щепин, который первым стал преподавать анатомию на русском языке, М.И.Шеин — автор первого русского анатомического атласа «Syllabus» (1744) и один из создателей русской анатомической номенклатуры Н.М.Мак-симович-Амбодик, составивший первый русский словарь анатомических терминов под названием «Анатомо-физиологический словарь на российском, латинском и французском языках» (1783), С.Г.Зыбелин и его труд «Слово о сложениях тела человеческого». В XVIII в. начали закладываться основы микроскопической анатомии, что связано в России с именем А.М.Шумлянского (1748-1795). А.М.Шумлянский завершил правильное представле-ние о кровообращении, поэтому его имя должно стоять в одном ряду с именами Гарвея и Мальпиги. На рубеже ХVIII и XIX вв., в 1798 г, была учреждена Санкт-Петербургская медико-хирур-гическая академия. Созданную в Академии единую кафедру анатомии и физиологии возглавил П.А.Загорский (1764-1846), который написал первый учебник анатомии на русском языке «Сокращённая анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» (1802) и создал первую русскую анатомическую школу. В честь его была выбита золотая медаль и учреждена премия его имени. Выдающимся учеником П.А.Загорского и преемником его по кафедре был И.В.Буяльский (1789-1866). В руководстве «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844) он одним из первых в отечественной науке изложил общие законы строения человеческого организма и явился одним из основоположников учения об индивидуальной изменчивости, впоследствии разви-того анатомом В.Н.Шевкуненко. В своем произведении «Анато-мико-хирургические таблицы» (1828) он связал анатомию с хирургией. Этот труд принес отечественной анатомии мировую славу. В связи с растущими потребностями хирургии создается как самостоятельная наука хирургическая, или топографическая анатомия, обязанная своим возникновением И.В.Буяльскому и особенно Н.И.Пирогову — гениальному русскому анатому и хирургу. Благодаря деятельности Н.И.Пирогова, медицина вообще и анатомия в частности сделали гигантский скачок в своем развитии. Н.И.Пирогов (1810-1881) добился огромных успехов в развитии хирургической анатомии. Мировую славу ему создало сочинение «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837). Он ввел в анатомию новый метод исследования — последовательные распилы замороженных трупов («ледяная анатомия») и на основании этого метода написал «Полный курс Рисунок 6. прикладной анатомии человеческого тела» (1843-1848) и атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1851-1859). Это были первые руководства по топогра-фической анатомии. Вся деятельность Н. И. Пирогова составила эпоху в развитии медицины и анатомии. После смерти Н.И.Пирогова тело его было бальзамировано Д.И.Выводцевым, а через 60 лет ребальзамировано анатомами Р.Д.Синельниковым, А.И.Максименковым и др. Во второй половине XIX в. окончательно сложилось передовое направление в отечественной медицине, названное нервизмом. Нервизм — это концепция преимущественного значения нервной системы в регулировании физиологических функций и процессов жизнедеятельности организма человека. Нервизм, говорил И.П.Павлов, — это физиологическое направление, стре-мящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество функций организма. Идея нервизма зародилась в нашей стране в XVIII столетии и стала основой для развития отечественной медицины. В настоящее время общепризнанными являются представления о взаимодействии нервной регуляции (при сохранении ее ведущего начала) и гуморально-гормональных факторов — нейрогуморальная регуляция. В.А.Бец (1834-1894) открыл в V слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и обнаружил разницу в клеточном составе различных участков мозговой коры. На основании этого он внес новый принцип в деление коры — принцип клеточного строения —и положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры. Другим анатомом, много сделавшим в области анатомии мозга, был профессор Московского университета Д.Н.Зернов (1843-1917), который дал лучшую классификацию борозд и извилин головного мозга. Показав отсутствие разницы в строении головного мозга у различных народов, в том числе и «отсталых», он создал анатомическую основу для борьбы с расизмом. Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев (1857-1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагности-ки и понимания проявлений нервных болезней. В.М.Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников, получивших его имя, и написал капитальный труд «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1896). И.П.Павлов, будучи физиологом, вместе с тем внес много нового и ценного в анатомию, особенно нервной системы. Он в корне изменил представление о мозго-вом центре и мозговой коре, доказав, что вся кора полушарий большого мозга, в том числе двигательная зона, представляет собой совокупность воспринимающих центров. Он значитель-но углубил представление о локализации функций в коре мозга, ввел понятие анализатора, создал учение о двух корковых сигнальных системах. П.Ф.Лесгафт (1837-1909) — наиболее крупный после Н.И.Пирогова анатом дореволюцион-ной России, основоположник функциональной анатомии и теории физического воспитания. Исходя из идеи единства организма и среды и признавая наследование приобретенных призна-ков, он выдвинул положение о возможности направленного воздействия на организм человека путем физического воспитания и связал анатомию с практикой физической культуры. Вместо пассивного созерцательного отношения к организму человека анатомия приобрела действен-ный характер. П.Ф.Лесгафт широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека и одним из первых использовал в анатомии рентгеновские лучи. Все труды П.Ф.Лесгафта, основанные на материалистической философии, на идее единства организма и среды, единства формы и функции, заложили фундамент нового направления в анатомии — функционального. За свои прогрессивные идеи П.Ф.Лесгафт всю жизнь подвергался нападкам реакционеров и преследованию царского правительства. Созданное П.Ф.Лесгафгом функциональное направление анатомии продолжали развивать его непосредственные ученики и последователи. Таким образом, в начале XX столетия уровень биологии и медицины в России был достаточно высоким. В анатомии сложилось несколько передовых направлений: 1) функциональное, 2) прикладное, 3) эволюционное. В.П.Воробьев (1876-1937), профессор анатомии Харьковского медицинского института, рассматривал организм человека в связи с его социальной средой. Использовав бинокулярную лупу, он разработал стереоморфологическую методику исследования конструкции органов и заложил основы макро-микроскопической анатомии, особенно периферической нервной системы. В.П.Воробьев написал ряд учебников по анатомии и издал первый советский атлас в 5 томах. Он разработал (совместно с Б.И.Збарским) особый метод консервирования, с помощью которого было бальзамировано тело В.И.Ленина. В.П.Воробьев создал школу анатомов (В.В.Бобин, Ф.А.Волынский, Р.Д.Синельников, А.А.Отелин, А.А.Шабадаш и др.), из которых Р.Д.Синельников стал преемником его по кафедре и успешно развил дело своего учителя в области бальзамирования и макро-микроскопической анатомии; он издал также прекрасный анатомический атлас. В.Н.Тонков (1872-1954), профессор Военно-медицинской академии, использовал для иссле-дования сосудистой системы эксперименты на живых животных и явился создателем экспериментального направления в анатомии. Он разработал учение о коллатеральном крово-обращении. После открытия рентгеновских лучей В.Н.Тонков одним из первых (1896) приме-нил их для изучения скелета и наметил путь, идя по которому, анатомы А.С.Золотухин, а затем М.Г.Привес, а также рентгенолог Д.Г.Рохлин разработали новую область анатомии, названную рентгеноанатомией. В.Н.Тонков написал учебник анатомии, выдержавший 6 изданий, и создал школу анатомов, выдающимся представителем которой и преемником В.Н.Тонкова по кафедре явился Б.А.Долго-Сабуров (1900-1960), который успешно развивал дело своего учителя вместе со своими сотрудниками (В.М.Годинов, В.В.Куприянов и др.). В.Н.Шевкуненко (1872-1952), профессор топографической анатомии Военно-медицинской академии, развил созданное Н.И.Пироговым прикладное направление в анатомии. Он разработал учение о крайних формах индивидуальной изменчивости. Детально изученные им варианты строения нервной и венозной систем были изложены в большом «Атласе перифери-ческой нервной и венозной систем». Г.М.Иосифов (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицин-ского института, значительно расширил знания по анатомии лимфатической системы. Моно-графия «Анатомия лимфатической системы» (1914) принесла ему мировую славу. Г.М.Иосифов создал школу анатомов, выдающимся представителем которой явился Д.А.Жданов (1908-1971), профессор I Московского медицинского института. Д.А.Жданов опубликовал ряд крупных монографий по функциональной анатомии лимфатической системы. В дальнейшем это направление развили его ученики (А.В.Борисов, В.Н.Надеждин, М.Р.Сапин и др.). В.Н.Терновский (1888-1976), академик, кроме работ по анатомии нервной системы, известен своими работами по истории анатомии и переводом на русский язык трудов Везалия и Ибн Сины. Н.К.Лысенков (1865-1941), профессор Одесского университета, занимался всеми основными анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной анатомией, топографической и пластической. Написал руководства, в том числе «Нормальную анатомию человека» (совместно с В.И.Бушковичем, 1932). М.Г.Привес является одним из создателей нового направления — рентгеноанатомии. М.Р.Сапин, академик, крупный специалист по анатомии лимфатических узлов, развивает новое направление анатомии органов иммунной системы.
a. - arteria (ед. число) aa. - arteriae (мн. число) ant. - anterior b. - bursa (ед. число) bb. - bursae (мн. число) dext. - dexter ext. - externus f. - fascia ff. - fasciae (мн. число) inf. - inferior int. - intemus lat. - lateralis lig. - ligamentum (ед. число) ligg. - ligamenta (мн. число) m. - musculus (ед. число) med. - medialis mm. - musculi (множ. число) n. - nervus (ед. число) nn. - nervi (множ. число) post. - posterior r. - ramus (ед. число) rr. - rami (множ. число) sin. - sinister sup. - superior v. - vena (ед. число) vag. - vagina (ед. число) vagg. - vaginae (мн. число) vv. - venae (мн. число) лимф. - лимфатический
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |