Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты начального периода обучения

Возрастные особенности младшего школьного возраста. Психологические

Самооценка

Поручение

Как давать ребенку поручение?

  • Поручив задание, попросить повторить его. Это позволяет ребенку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе.
  • Предложить подробно спланировать свою работу: наметить точный срок выполнения, распределить работу по дням, наметить время работы.

Эти приемы способствуют созданию намерения обязательно выполнить задание даже у тех детей, которые первоначально его не имели.

От самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью.

Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

К сожалению, родители и учителя часто сравнивают детей с разными возможностями. Ставя в пример ребёнку, который неважно учится, другого, более одарённого или трудолюбивого, они пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравнение ребёнка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он продвинулся по сравнению с прежним уровнем, это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности.

 

Границы младшего школьного возраста, совпадают с периодом обучения в начальной школе (от 6-ти до 10-ти лет).

Поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. Изменяется весь уклад его жизни. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания.

Под воздействием новой учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Это не означает, что оно (учение) полностью вытесняет игру из жизни ребенка. Первоначальное обучение (особенно шестилеток) по-прежнему строится на игре. Главным методом получения знаний в первом классе является игра.

Поступление в школу изменяет образ жизни ребенка, меняется распорядок дня, появляются новые обязанности. Смена коллектива, новое лицо - учитель. Все эти факторы резко меняют жизнь ребенка. В первом году обучения сохраняются элементы «беззаботного детства» - прогулки, дневной сон, игры, но уже добавляются элементы обучения. На протяжении 1-го класса, дети не столько получают знания, сколько приобретают навыки обучения.

Качество обучения в младшем, школьном возрасте во многом зависит от физического развития ребенка. Ребенок усиленно тянется вверх, увеличение веса не поспевает за прибавлением роста. С развитием коры головного мозга процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. К 10-ти годам усиливаются характерные для взрослых отношения коры и подкорки, что проявляется в меньшей возбудимости младшего школьника.

Интенсивно развиваются психические особенности. Подвергаются изменениям познавательные процессы.

Ко времени поступления в школу, восприятие, как правило, достигает достаточно высокого развития. У детей сформировалась необходимая острота зрения и слуха, ребёнок немного разбирается в отношениях цвета, различает звуки речи (фонетический слух), а также высоту звуков (звуковысотный слух).

Наблюдение - это та новая форма восприятия, которая развивается тогда, когда ребенок включается в учебу и в которой восприятие связано с другими познавательными процессами; вниманием мышлением. Внимание - в поле ребенка, пришедшего в школу, попадается много нового, возникают новые яркие впечатления. Особенности внимания этого возраста - непроизвольность, легкая переключаемость, отвлечение. Ребенок переключает внимание на то, что вызывает его непосредственный интерес. Однако с первых дней ребенок вынужден заниматься тем, что не вызывает непосредственного интереса, и что требует произвольного внимания. У младших школьников может быть достаточно большая концентрированность внимания. Оно более устойчиво при выполнении действий умственных. Объем внимания узок (запоминают 2-3 предложения). Слабо развито распределение внимания.

Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие впечатляющие события своей жизни. Запоминают в основном не произвольно. В школе ребенок должен запомнить все что дает ему учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. Теперь ребенок должен иначе, целенаправленно пользоваться памятью, а для этого нужно овладеть приемами запоминания. Память складывается из 3 процессов: запоминание, сохранение, и воспроизведение. От того, как организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения.

Мышление первоклассника еще опирается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения для них, как правило, недоступны - им необходим для понимания реальный предмет или его изображение. Например: 2+1 -думает. Было 2 конфеты, дали еще 1, сколько? Не задумываясь, отвечает - 3. Основой развития мышления младшего школьника становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с наглядными примерами.

 

В младшемшкольном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей; этому способствует учение, расширение отношений с товарищами. Очень важно для обучения воссоздающее воображение. При чтении географических или исторических описаний ребенку необходимо ярко себе представить то, что описывается: явления природы, предметы быта и т. д. Воссоздающее воображение развивается не только в работе над словесным текстом, но и при оперировании с абстрактными схемами, чертежами, математическими символами.

Эмоциональный мир на протяжении младшего школьного возраста также подвергается изменениям. Продолжается созревание коры головного мозга. Младший школьник (особенно дети 4 класса) более уравновешен. Его поведение приобретает новые черты - он начинает более сдержано выражать свои эмоции. Это не значит, что эмоции младшего школьника не развиваются. Эмоциональный мир школьника, достаточно разнообразен - тут и волнения перед уроком, академ. концертом, радость от получения хорошей оценки, обиды или радость, возникающее в ощени со сверстниками.

 

Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе дети начинают воспринимать учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива этим не ограничивается. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой. Начиная с 3-х классов в поступках учащихся заметна ориентация на мнение сверстников. Вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности.

 

Большую роль в жизни ребенка играет учитель, в частности на формирование самооценки. Преподаватель учащихся 1-х классов - это эталон, лицо, воплощающее в себе требования ребенка. Авторитет учителя неприкасаем. Авторитет учителя сохраняется еще во 2-м классе. Затем взаимоотношения между учителем и учеником меняются. Дети не просто подчиняются воле учителя, им нужно объяснить мотивы требования учителя.

Задача начальных классов - научить ребенка учится, дать навык обучения. От того, как решается задача в начальных классах, зависит все дальнейшее обучение. Задача начальных классов - прежде всего, воспитывать у детей любовь к музыке, формировать эмоциональный отклик на музыку. Помимо этого в начальных классах формируется игровой аппарат, навыки игры на инструментах, происходит ознакомление с музыкальной грамотой.

 

Проблема обучения детей с 6лет. Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к выводу, что 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольнику, у него преобладает непроизвольная память (запоминается только то, что интересно, а не то, что нужно запомнить), внимание таково, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут, познавательные мотивы также еще неустойчивы.

Основными особенностями обучения детей с 6 лет являются щадящий режим (урок не более 35 минут, в перерывах игры, физические упражнения, дневной сон, отсутствие домашних заданий), небольшой объем учебного материала (знания и умения, которыми дети должны овладеть за 3 года при начале обучения с 7 лет, здесь растягиваются на 4 года), большое количество общеразвивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, рисование), медицинский контроль за здоровьем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Притязание на признание | Этапы разработки программы тренинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.