Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассветы над моим городом




Множество мест,

Где можешь ты счастливо жить,

Но навсегда в сердце один-

Город родной, мой Тогучин,

Город, который просто нельзя не полюбить.

В.Фомин

Мой Тогучин родной! Тебе 60, но этот возраст исчисляется с того дня, когда тебе был присвоен статус города, живёшь жё ты гораздо дольше — четыре столетия.

Именно в 1600 году на берегу реки, недалеко от моста, где Тогучинка припадает к реке Иня, появились первые поселенцы.

А затем, сколько ещё людей и народностей приютил этот край! Среди предков наших встречаются переселенцы, из северных и северо-восточных частей Европейской России, вынужденные обживать сибирские богатые земли после неурожаев в середине 17 столетия, выходцы из Верхоткрского, Тобольского и Татарского уездов, уходившие в глубь Сибири от тяжести правительственных налогов и многие многие другие.

Богатства были на этой земле несметные, а те, кто пришли первыми сюда, были, конечно, умнейшими людьми, потому что смогли увидеть за этим красивыми, но таким глухим и непроходимым уголком сибирском будущее.

И действительно, уже 18 веке через Тогучин был проложен тракт Томск-Барнаул, связывающий крупный торговый и административный центр с горным Алтаем, где велась разработка и выплавка цветных руд.

Деревня Тогучинская росла, в середине 19 столетия в ней насчитывалось 33 двора, в которых жили 227 человек, к концу этого же столетия –122 хозяйства, поселение увеличилось до 595 человек. Были в основном бедные крестьяне, с большими семьями, трудившиеся на своих земельных участках и выполняли государственную повинность, т.е. работали на заводе.

Жизнь развивалась, события менялись одно за другим. Россия волновалась, бурлила и кипела. Эхо докатывалось и до Тогучина. И вот уже создаются первые партийные ячейки, организовываются первые артели, колхозы. Но самым поворотным и определяющим событием для Тогучина стало строительство железной дороги, соединяющей Новосибирск с Кузбассом.

В 1929 году в Тогучин пришли изыскатели, затем инженеры.

Образовали прорабский участок (ПЧОЛР-3). Границы его начиналась от станции Девино и дальше железнодорожной остановки Шахта Завьяловская.

Начальником участка до окончания строительства был Ефим Нефедьевич Пономарев, его заместителем—Илья Семенович Гуревич.

Для строительства дороги были установлены сжатые сроки—два с половиной года.

Из ближайших деревень были перевезены дома, из которых построили контору, столовую, магазин, больницу, клуб. Причём, строительный лес возили на лошадях, пиломатериал пилили вручную.

Инженеры установили вешки с указанием проектной высоты насыпи и глубины выемок, разбили пикеты. Началась выборка выемок и отсыпка насыпи. Местами проектные отметки показывали до 25 метров высоты и до 15 метров глубины выемок.

Одновременно было начато строительство двух железнодорожных мостов—на реках Изылы и Малые Изылы. Рытье котлованов для мостовых быков производилось вручную, лопатой, грунт на поверхность подымали в деревянных бадьях, воду откачивали ручными пожарными машинами.

Бетон приготовлялся в ручных бетономешалках. Подача бетона на всех участках моста также подавался вручную.

Каменные карьеры были открыты на горах Улантовой и Изылинской, откуда камень транспортировался на лошадях.

Каменные блоки для остовых быков обтесывались при помощи зубила и молотка. Укладку блоков проводили вручную. Отсыпку полотна, выбор грунта из выемок производили на грабках, конными скреперами.

Грабка– это одноконная телега—драга, в основном на деревянном ходу, на которой установлен сбитый из теса ящик, сбоку или внизу которого сделаны отверстие и задвижка, через которую высыпался грунт.

Работа эта не прекращалась ни в дождь, ни в мороз. И, несмотря, на трудности, лишения и трудные условия жизни, строители показывали образцы героического труда. На участке работало более пяти тысяч человек, большей частью молодежь.

Строительство дороги было завершено раньше назначенного срока.

В 4 часа дня закончилась укладка последних рельс. По стальным путям тихим ходом «проплыл» маленький паровоз, он дал первый гудок в нашем крае. А в феврале 1932 г. прошли по дороге первые эшелоны. Регулярное движение товарных и пассажирских поездов началось в 1934году.

Вот так мой город оказался на важном транспортном пути в Кузбассе, и в 1932 году районный центр переводится из Вассино в Тогучин. Начинается строительство еще одной своеобразной части села (до этого их было 3)- административной, для которой было выбрано место междуречья р. Ини и р. Тогучинки.

Густой сосновой лес прорезала просека от парома через Иню до её притока. Эта будущее улица Садовая, где деревянных, большей частью одноэтажных зданиях разместились райисполком, узел связи, электрическая и полуавтоматическая станция. Это было начало 1931-1932г., но начало очень стремительное. Посудите сами:

Тогучин строился:

1931г. - амбулатория, типография, овощесушительный завод.

1932г.- дом связи, аптека, милиция. Телеграф, пенькозавод.

1933г.- Дом культуры.

1934г.- райпищекомбинат, райпромкомбинат, 2 моста через речку Тогучинку.

1935г. – мост через речку Иню, строительство элеватора.

1937г. – средние школы №1, №4.


1938г. – Вокзал.

 

Перенесение в Тогучин райцентра сыграло решающую роль в становлении промышленности нашего города. Одними из первых среди промышленных предприятий были построены маслозавод, пенькозавод, пищекомбинат, промкомбинат, предприятия обслуживающие железнодорожный транспорт, действовали промышленные артели «Октябрь», «Первое Мая», «Рекорд». Все эти предприятия и артели занимались переработкой сельскохозяйственного сырья и местных полезных ископаемых, производили валенную обувь, продовольственные товары, гончарные и швейные изделия.

Много добрых начинаний у тогучинцев и сейчас. Изменилось время, изменилась жизнь, изменились и запросы у людей, а Тогучин все растет и процветает!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.